В Беларуси может обитать не менее 2300 видов бабочек

Записки лепидоптеролога

Как только вылетают первые бабочки, покидают рабочие кабинеты лепидоптерологи — ученые–энтомологи, которые изучают чешуекрылых. Так бабочек называют потому, что их крылышки покрыты мельчайшими чешуйками, уточняет Анатолий Кулак, ведущий научный сотрудник лаборатории наземных беспозвоночных животных Научно–практического центра НАН Беларуси по биоресурсам. Почти 20 лет он профессионально охотится с сачком. Не так давно вернулся из очередной экспедиции, уже седьмой за год. Говорит, только до конца мая на болотах есть шанс встретить два редких вида перламутровок, вымирающих в Европе.


— Перламутровку фриггу, например, с 2010 года в Беларуси никто не находил. Остался ли этот вид, можно узнать, только если продолжить исследования, в том числе разведать новые болотные массивы, — в голосе ученого слышу нотки азарта. А он и не скрывает: самое приятное в работе — после зимы, обработки результатов, отчетов и гиподинамии снова оказаться в любимых экосистемах, на верховых болотах.

С марта по ноябрь Анатолий Викторович почти половину рабочего времени проводит в командировках. Собирает гусениц, ловит бабочек... Из непременных атрибутов с собой сачок, разные баночки, коробочки, записная книжка. А еще GPS–навигатор, чтобы отмечать места регистрации каждого важного вида, будь то вредитель или какая–то редкость.


— Когда подходит вечер, я оборудую стоянку на ночлег, а с наступлением глубоких сумерек изучаю ночные виды бабочек, которых более чем в 10 раз больше, чем дневных, — удивляет собеседник. — Как их разглядеть? Для этого беру с собой генератор на 220 V и лампу с мощным световым потоком. Направляю свет на матерчатый экран, натянутый между деревьями. А дальше дело техники: стою и ловлю сачком бабочек, привлеченных светом. Было время, когда почти из каждой командировки привозил по несколько новых для нашей страны видов. Всего же обнаружил их более сотни. Исследования позволили обосновать включение 34 видов в Красную книгу. Для мест их обитания по возможности составляю паспорта и охранные обязательства: в них указывается, что нужно делать, чтобы сохранить на конкретной территории исчезающий вид как можно дольше.



Голубянки, гусеницы которых живут в муравейниках и питаются личинками муравьев. Цветочные пяденицы, отыскать которых можно только в цветках редкой наперстянки. Бражники, получившие свое прозвище за тягу к забродившему соку. Василистниковые калиптры — близкие виду, что обитает в тропиках Азии и может питаться кровью животных. Чтобы узнать вкусовые пристрастия нашей бабочки, ученые поместили ее в пробирку и засунули туда палец. Вердикт — прокалывает кожу запросто... Кажется, про бабочек Анатолий Викторович может рассказывать бесконечно. Но есть у него и любимица — медведица Метельки. Встретить ее в Беларуси считалось невероятным. Ведь это реликтовый теплолюбивый вид, который уже вымер во Франции, Германии, Словакии... Но в 2007 году в заказнике «Званец» за одну ночь к моему собеседнику на свет прилетели аж 4 такие бабочки. Ученый от неожиданности даже принял их за другой вид.

Легендарная медведица Метельки.

— Коллеги из–за рубежа до сих пор не могут в это поверить (наверное, завидуют!). Но в прошлом году медведица Метельки повторно доставила мне радость. И я убедился, что этот вид у нас обитает стабильно, а не случайно занесен ветром. А еще удалось спарить этих бабочек, получить яйца, гусениц, куколок, то есть проследить весь жизненный цикл. Выкармливать это «стадо» помогала вся семья — жена и трое детей. И сейчас я готовлю большую научную статью по биологии этого легендарного вида.

Среди качеств, которыми должен обладать лепидоптеролог, одним из самых важных Анатолий Викторович считает выносливость. Ведь порой нужно работать чуть ли не круглосуточно. Не считая туристической палатки, спального мешка и тому подобного, приходится таскать около 20 кг спецоборудования. Питание — сухой паек. На сон хорошо если 4 — 5 часов остается. Да еще иксодовых клещей время от времени приходится из кожи выкручивать. Бабочки, кстати, тоже не так безобидны. Стремительно летающие ночные виды могут поранить глаз или залететь в ухо, что в жизни Анатолия Викторовича случалось дважды. Поэтому вести ночной лов желательно в очках и с кусочками ваты в ушах. А еще нужно быть оптимистом: без уверенности в том, что твое дело помогает сберечь природу, без надежды на то, что в следующей экспедиции встретишься с тем видом, который ожидаешь, в этой профессии делать нечего.

Махаон — красивейшая  и крупнейшая дневная бабочка в Беларуси.

Найденные и выведенные ученым образцы бабочек непременно пополняют академическую энтомологическую коллекцию. Сколько там всего экземпляров насекомых? Наверное, сотни тысяч... Анатолий Викторович надеется, что однажды она станет национальным достоянием.

К слову, чтобы правильно высушить бабочку, тоже требуется немалое умение. Материал очень хрупкий, работать следует ювелирно. Чтобы сохранить мимолетную красоту на долгие годы, используют специальные расправилки, иголки, коробки... Нюансов много. Не жалко бабочек?

Эндемик Китая — павлиноглазка дубернарди.

— Мне — жалко. Некоторые с годами черствеют. А я становлюсь сентиментальным. Насекомые даже подвигли меня на стихи, сказки, и я уже неоднократно становился лауреатом литературных конкурсов. Но без изъятия из природы пока никак. Дело в том, что многие виды очень мелкие и схожие. Если их не препарировать и не рассмотреть отличительные особенности под бинокуляром, то идентифицировать не получится. Кроме того, в энтомологии очень сильна традиция: нужно предоставить экземпляр вида, чтобы тебе поверили. Впрочем, если на свет прилетают краснокнижники, я собираю их в садки, чтобы определить численность, а наутро отпускаю, сделав фото. У меня очень много фотографий бабочек. Получилось даже организовать две персональные выставки в Минске.

Гоняться за экзотическими бабочками по другим странам лепидоптеролог не стремится. Говорит, в Беларуси известно всего лишь около 1.800 видов. А по расчетам может обитать не менее 2.300. Значит, каждый новый день может принести новые открытия. Так зачем же куда–то ездить?

5 интересных фактов


Один из самых редких и крупных видов бабочек — птицекрылка королевы Александры. Размах ее крыльев может достигать 28 см. Обитает лишь в окрестностях поселка Попондетта в Папуа — Новой Гвинее. А самые мелкие бабочки планеты — представители семейства молей–малюток, размах крыльев которых порой всего 3 — 4 мм.

В Республике Саха арктический аполлон объявлен национальным достоянием, а за его поимку установлен штраф в 40.000 долларов!

В гемолимфе бабочек пестрянок обнаружены цианистые соединения, которые считаются очень ядовитыми.

Хрупкая с виду бабочка аполлон Ханнингтона обитает в окрестностях горы Эверест на высоте до 6.000 метров над уровнем моря.

Бабочки монархи из Канады и северной части США улетают зимовать в Мексику, Техас и Калифорнию. В течение миграции миллионные по численности многокилометровые стаи бабочек преодолевают расстояние свыше 3 тысяч километров!

dekola@mail.ru

Фото Виталия Пивоварчика и из архива Анатолия Кулака. 

Советская Белоруссия № 105 (24987). Суббота, 4 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter