Почему тарифы ЖКХ в стране единые, но, оказывается, не для всех

Заметки на полях жировки

Тарифы ЖКХ у нас утверждаются указом Президента, чтобы все было прозрачно, понятно, без манипуляций. И если речь идет о ЖЭСах, то неразбериха в расчетах — редкое исключение. Чего нельзя сказать об иных формах управления жильем. Какие возникают проблемы? Тему подсказали письма в «СБ. Беларусь сегодня», которые прокомментировало Министерство ЖКХ.

Кто должен платить за детскую площадку? 

Сергей Пупачев из Гомеля задает вопрос: надо ли оплачивать 50 рублей — счет, предъявленный товариществом собственников на оборудование детской площадки у дома, если согласия на эти расходы он не давал? Инициативная группа жильцов дома № 38 по улице Богатырева в Витебске также предложила соседям скинуться на качели-карусели. Платить?



Службы, готовившие ответ первому заместителю председателя Гомельского горисполкома Александру Сивакову, ясности внесли мало. Мол, по поводу дополнительного оборудования детской площадки в доме № 108д по улице Крупской проведен опрос, из 40 собственников участвовали 30, 25 проголосовали за. Голосование правомочно, если в нем участвовали члены ТС с более чем двумя третями голосов. А Витебский горисполком в ответе на тот же вопрос сослался на постановление Совмина № 99 от 27 января 2009 года, в котором обустройство и озеленение придомовых территорий и их дальнейшее содержание, а также установка домофонов, систем видеонаблюдения и дежурство консьержей — дополнительные услуги. И оплачиваются только теми членами товарищества, которые «не подали председателю письменное заявление об отказе от их получения», уточняет Сергей Соглаев, заместитель председателя Витебского горисполкома. Кто прав? 

Андрей Ромашко, начальник управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза:

— Есть несколько источников финансирования благоустройства, озеленения и содержания дворовых территорий. Первый — это бюджет, в том числе и до 15% средств капитального ремонта. Дополнительный источник — средства граждан. Если собственники хотят обустроить дворовую территорию, то они обращаются в организацию ЖКХ, составляется смета. Как дополнительную услугу ее оплачивают те, кто согласен и заключил с исполнителем договор. 

Почему вместо 12,7 копейки обслуживают за 1 рубль 17 копеек? 


Как известно, юридические лица у нас не только полностью возмещают все коммунальные тарифы, но, к примеру, за кВт электроэнергии и куб воды с канализацией платят больше, чем население. Это так называемое перекрестное субсидирование. В техобслуживании строений перекрестного субсидирования нет, но никаким нормативным актом не ограничены и не урегулированы эксплуатационные расходы, которые может выставлять организация ЖКХ. Пример. ЧПУП «Каламус» обслуживает жилой дом № 37а с офисами и магазинами на первых этажах по улице Бумажкова в Минске. За техобслуживание частная компания берет 0,53 рубля с кв. м и еще 0,64 рубля на эксплуатационные расходы. Плюс санитарное содержание мест общего пользования, хотя в торговых помещениях и офисах предусмотрен отдельный вход. Это законно? Ведь, понятно, все дополнительные платежи лягут в себестоимость оказываемых бизнесом услуг и товаров. 

Жанна Попучеева, консультант управления экономики Минжилкомхоза:

— С 1 марта 2019 года плата за техобслуживание нежилых помещений, расположенных в жилом доме, выставляется по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Это 0,1274 рубля за кв. м. А эксплуатационные расходы должны подтверждаться затратами и сопровождаться дополнительной информацией — расчетами, что туда включили. Если торговое помещение или офис имеет отдельный вход, то за санитарное содержание мест общего пользования собственникам нежилого помещения плата не выставляется. 

Кстати, сообщение о нюансах с техобслуживанием ЧПУП «Каламус» начальник отдела городского хозяйства Партизанского района Минска Вячеслав Батуро воспринял так: «Это проблемы двух хозяйствующих субъектов, пусть сами и разбираются». В общем, все в суд. Но суды — время и деньги. Зачем отправлять людей в суд доказывать очевидное? И почему нет вопросов к частной компании, тарифы которой в 10 раз выше предельно допустимых?

Почему приходят две жировки?

В минском товариществе «Одоевского 54а» собственники жилья получают две квитанции на оплату услуг. Одну формирует расчетно-справочный центр № 8 Фрунзенского района. Все строго по гостарифам — техобслуживание, вода, тепло, вывоз мусора, уборка подъездов. Вторую присылает бухгалтер товарищества. И если, к примеру, за май собственнице квартиры Юлии Амурской РСЦ выставил 77,3 рубля, то товарищество — еще 34,2 рубля. В дополнительный взнос за январь — апрель включили плату за израсходованную домом электро- и теплоэнергию, воду, использованную на уборку мест общего пользования, затраты на техобслуживание лифтов и приборов, домофонов и видеокамер, а также услуги связи, дезинфекцию, дератизацию, комиссии банка, канцтовары. Итого: плюс 0,29 рубля с каждого квадратного метра. Скоро в квитанциях появится еще допвзнос — 13 рублей — на погашение судебных издержек (итог затяжного судебного спора ТС с жильцами). Плюс надо восстановить потраченные отчисления на капремонт с 2009 года. 

Обращение прокомментировал Андрей Ромашко:

— В товариществах собственников затраты на обслуживание, как правило, выше предельно допустимых цен и тарифов. Общее собрание может принять решение о дополнительных взносах на возмещение затрат, которые не покрываются тарифами. Для проверки обоснованности расчетов есть ревизионная комиссия. 

Геннадий Трубило, первый заместитель министра ЖКХ:

— Товарищество собственников может обратиться в местный исполком за возмещением части затрат, связанных с предоставлением населению услуг ЖКХ и сформированных в пределах планово-расчетных цен, которые утверждают уполномоченные организации системы Минжилкомхоза.


Кто приютит бесхозные дома?

20 марта 2018 года суд Минского района признал недействительным протокол общего собрания членов ТС «Жилой комплекс «Уручский» об избрании органов управления. С тех пор три дома № 5, 6, 7 по ул. Лопатина, где проживают 560 человек, остались без хозяина. Есть проблемы с оплатой вывоза бытовых отходов, техобслуживанием лифтов. Две попытки Минского райисполкома провести общее собрание провалились — нет кворума. На просьбы жильцов назначить уполномоченное лицо Сергей Невмержицкий, заместитель председателя Миноблисполкома, ответил: невозможно, «на территории Минского района отсутствует областная служба заказчика». 

Комментирует Андрей Ромашко:

— Если в товариществе собственников нет органов управления, то местные власти должны назначить уполномоченное лицо — государственную организацию ЖКХ. А с 

1 января 2020 года, когда вступит в силу новая редакция Жилищного кодекса, если обеспечить выбор председателя и правления собственниками не удастся, то товарищество ликвидируется, назначается уполномоченное лицо. 

Итак. Получается, интересы людей, чьи дома обслуживают государственные ЖЭСы, защищены службой госзаказчика, туда с проверкой может прийти госконтроль и Минфин. А товарищества и частные компании в ЖКХ сами себе заказчики, исполнители и контролеры. При этом управляют не клубом по интересам, а сложным техническим сооружением — жилым домом. Не пора ли в стране, допустим, на базе тех же отделов городского хозяйства создать компетентную, независимую, направленную за защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг жилищную инспекцию, подчиненную Минжилкомхозу? А то ведь даже законодательство о ЖКХ в разных регионах трактуют по-разному. 


Фото  Сергея ЛОЗЮКА и БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter