Заместитель председателя концерна Иван Маковский: «Мы научились производить брендовую продукцию, а выгодно продать ее можем не всегда»

«Белорусское — значит натуральное!» Совместный проект «Сельской газеты» и «Белгоспищепрома» 

ПОЧТИ на сто процентов обеспечивает внутренний рынок по многим товарным позициям «Белгоспищепром». Под эгидой концерна более 40 предприятий, выпускающих полезную, здоровую и качественную продукцию. Да и за рубежом ее уже хорошо знают и по достоинству оценили. Какие новые адреса поставок? Чем замещаются в стране зарубежные бренды? Почему на первый план сегодня выходит маркетинг? Как решаются проблемы масложировой отрасли? Эти и другие вопросы «Сельской газеты» задала заместителю председателя концерна «Белгоспищепром» Ивану МАКОВСКОМУ.

— Иван Иванович! На республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли Президент поставил задачу осваивать выпуск новых оригинальных продовольственных товаров. Что-то новенькое, необычное, вероятно, может предложить и концерн?


— Обязательно. Поиск новых сочетаний вкусов и ароматов — процесс постоянный. Так, на рынке появятся шоколад с миндальным кремом, кедровыми орехами, имбирное печенье, новые виды многослойных конфет со сложными начинками, фруктовые дистилляторы и безалкогольные напитки, неглазированные батончики мюсли без сахара, галеты. Все новинки не перечислить. По мере завершения реализации инвестиционного проекта фабрика «Спартак» к концу 2018 года планирует выпускать плоские глазированные батончики с карамелью и вафельные батончики с посыпкой и крупными включениями: воздушным рисом, арахисом, изюмом. А всего в 2018 году планируется произвести импортозамещающей продукции на 450 миллионов долларов. Это практически третья часть от всего товарного выпуска концерна.

 — С какими странами и по каким позициям торгуем особенно активно?

— Если говорить о географии поставок, то она весьма обширна. В 2017 году организации концерна экспортировали продукцию в 52 государства мира от Канады до Австралии, на всех континентах. И хотя главным торговым партнером остается Российская Федерация, а в прошлом году ее доля составила 50 процентов от всего экспорта, немалая работа проделана по диверсификации поставок и выходу на новые рынки. Так, на четверть выросли объемы экспорта в страны дальнего зарубежья, в том числе на семь процентов  в страны Европейского союза. А в лидерах рынки Грузии, Болгарии, Афганистана, Нидерландов и Ирана. На них в прошлом году экспортировано на 27,6 миллиона долларов больше, чем в 2016-м. Освоены поставки и на десять новых рынков. Среди них довольно экзотические — Марокко, Кот-Д`Ивуар, Австралия, Танзания, Камерун.

— Если говорить об импорте, откуда и что поставляется?

— В первую очередь у покупателя должен быть выбор. Это аксиома, и она не обсуждается. А еще подчеркну, что в условиях всеобщей глобализации мировых бизнес-процессов импорт – реалии любой открытой экономики, а  не инертность отечественных производителей. Международная внешнеторговая статистика указывает, что ни одна страна не обеспечивает себя товарами продовольственной группы в полном объеме. А наша экономика в последние годы, как никогда, открыта, имеет общее пространство без границ с четырьмя странами и практически полное отсутствие защитных тарифных и нетарифных барьеров. Основным импортером продтоваров ввиду общего экономического пространства остается Российская Федерация, далее – Украина, Польша, Литва и страны ЕАЭС. Зарубежные поставки присутствуют во всех товарных группах, но в разных пропорциях. За исключением критического импорта, а это  рыба и морепродукты, экзотические фрукты и овощи, чай, кофе и так далее, позиции наших производителей в большинстве сегментов достаточно крепки. 

— Сегодня сложно представить, чтобы в магазинах не было растительного масла, детского питания и консервов, да и десятков видов другой продукции, которую производят предприятия концерна. Наоборот, подчас сложно сориентироваться в товарном изобилии. Как «Белгоспищепром» держится на гребне жесткой конкуренции?


— Да, еще лет двадцать назад в магазинах правил бал всеобщий дефицит. Тогда перерабатывающим предприятиям работать было просто. Что ни произведи — сбыт гарантирован. Сегодня дело другое. Конечно, при наших возможностях мы можем выпустить любую нужную потребителям продукцию, но главное — ее продать. Причем не в убыток себе. Поэтому основная ставка — на исключительное качество сырья, при этом натурального, выверенную рецептуру, современные технологии  и общемировые тенденции развития пищевой промышленности. Отстанешь, догонять конкурентов куда сложнее. Вот и развиваем фирменную торговую сеть, активно работаем на экспорт, создаем отделы продаж по всей стране. И приятно, что наши товары не залеживаются на складах. Остатки в пределах нормативов.

— Какая из отраслей структуры концерна, на ваш взгляд, наиболее успешная?

— В последние годы у всех положительная динамика. Стабильно работает сахарная промышленность, новые акценты предлагает кондитерка. Теперь сладкий вкус дополняется витаминной составляющей. А это в первую очередь здоровье. Плюс расширение ассортимента. Замечу,  четверть века в  стране потреблялось около 16 килограммов кондитерских изделий на душу населения. Сегодня мы превысили планку в 20 килограммов, а емкость внутреннего рынка 200 тысяч тонн в год. Сейчас он близок к полному насыщению во всех сегментах. На долю концерна приходится более половины всей кондитерской продукции.

— Безусловно, в обеспечении продбезопасности «Белгоспищепром» на первых  ролях. Постепенно решается и проблема импортозамещения.

— Вопрос не одномоментный, а  задача  одна из самых приоритетных. Например, детское питание. Сейчас на прилавках его в избытке. Производим всю гамму, как молочные смеси, так и мясные и плодоовощные консервы. В кондитерской отрасли обновление затронуло практически всех производителей. Значительно наращены мощности по плиточному шоколаду и шоколадным изделиям, пастиле, зефиру, печенью на гомельском «Спартаке», столичных «Коммунарке» и «Слодыче», бобруйском «Красном пищевике» и «Красном Мозырянине». 

— Недавно довелось попробовать и новую продукцию Минского маргаринового завода...


— Да, масложировая отрасль тоже обновляется. Освоен выпуск десертных и майонезных соусов в упаковке дой-пак, фруктово-молочных коктейлей в упаковке тетрапак 0,2 литра и детского питания в инновационной мягкой упаковке — удобном и безопасном ПАУЧ-пакете. Организовано производство фруктово-ягодных наполнителей для молочной и кондитерской промышленности, соков и нектаров в большой семейной упаковке Bag-in-Вox емкостью 3, 5 и 10 литров.

— Иван Иванович, насколько я знаю, в масложировой отрасли есть определенные проблемы из-за недостатка сырья. Как они решаются?

— В последние годы спрос на масличное сырье повсеместно и  стремительно растет. В наших условиях  основной резерв наращивания объемов производства масла, а также кормового белка — это рапс. Прошлый год стал весьма урожайным для культуры. Валовой сбор маслосемян после доработки составил 602,6 тысячи тонн — в 2,3 раза  больше, чем годом ранее. Естественно, на этом фоне существенно, до 200 тысяч тонн, приросло и производство рапсового масла, что позволило  обеспечить потребности внутреннего рынка. Вырос также выпуск соевого масла, в 3,5 раза  увеличилось производство подсолнечного. Такой рост на пользу и отечественному АПК:  растет выпуск жмыхов и шротов кормовой базы сельхозпредприятий.

— Около 85 процентов внутреннего рынка пивоваренной отрасли также отечественный продукт. 

— Объемы импорта сокращены на треть в натуральном выражении и более чем наполовину в стоимостном. Почти 60 сортов производится по программе импортозамещения. Для замещения сырьевого импорта в ивановском ОАО «Белсолод» организовано производство специальных жженого и карамельного солодов. Освоили выпуск крафтовых сортов пива Dubbel и Mosaic IPA. Последнее, к слову, в феврале удостоилось очередного признания, завоевав диплом на главном российском конкурсе пивоваренной продукции Beviale Moscow-2018. Несмотря на тенденцию к снижению уровня потребления как в республике, так и в сопредельных странах, организациям пивоваренной отрасли в 2017 году удалось обеспечить рост объемов производства на 109,3 процента. Но главное – мы серьезно заявили о себе на внешних рынках. Поставляли пиво не только по традиционным адресам, но и на новые – в США, Израиль, Китай, Азербайджан. Кстати, впервые удалось достигнуть положительного сальдо по экспортно-импортным операциям по пиву в 11,1 миллиона долларов. 

Конечно, Беларусь нельзя назвать пивной страной, тем не менее отрасль — важный элемент экономики и импортозамещения. Или взять табак. Изделия, может быть, и не самые полезные, но без них не обойдешься. Так вот, сейчас Гродненская табачная фабрика за счет собственного производства закрывает потребности курильщиков в стране почти на 70 процентов. 

— В свое время серьезные  претензии высказывались  в адрес ООО «Белорусская продовольственная компания». Маркетинг, получается,  отстал от вызовов современного бизнеса?


— Здесь наметились положительные сдвиги. По итогам работы в 2017 году на российский рынок через эту компанию поставлено продукции почти на 25 миллионов долларов. Темп поставок вырос более чем на четверть. При этом обеспечен не только рост экспорта продукции ОАО «Мозырьсоль» как основного товара, на реализации которого специализируется этот субъект ТПС, но и в пять раз увеличены поставки кондитерских изделий, консервов, пищевых концентратов, приправ, детского питания. 

Но соглашусь с вами: пробелов в  продвижении отечественных товаров  еще немало. Мы научились производить брендовую продукцию, а выгодно продать ее можем не всегда. А ведь у нас есть солидные визитные карточки пищевой промышленности, настоящие бренды предприятий. «Аленка», «Слодыч», «Крынiца», «Кристалл» — список можно продолжать долго. Каждая линейка — это имя, ассоциация с конкретным производителем, который не везде еще по достоинству оценен. Поэтому на первый план выходят менеджмент и маркетинг. Пока в этом сегменте недорабатываем, есть еще масса проблем. Но учиться продавать все равно нужно, о чем говорит пример известных европейских компаний. Все остальное для того, чтобы вести успешный бизнес, у нас есть —  натуральное сырье, современное оборудование, квалифицированный персонал.

— Сейчас особое внимание — здоровому питанию. Так сказать, веяние времени. 

— Натуральные продукты — это не только дань моде, это здоровье нации, ее будущее. На долю нашего НПЦ по продовольствию приходится более 70 процентов объема научных исследований, необходимых для концерна. В том числе и по импортозамещению. На финансирование разработок в области создания «здоровых» продуктов питания и технологий их производства «Белгоспищепром» ежегодно направляет средства собственного инновационного фонда. Новинки не остаются в проектах, а сразу осваиваются на предприятиях. 

Только несколько конкретных фактов. На  Малоритском консервно-овощесушильном комбинате и ОАО «Гамма вкуса» начали выпуск консервов с функциональными ингредиентами, способствующими улучшению деятельности центральной нервной системы; соков и нектаров для питания детей дошкольного возраста, обогащенных витаминно-минеральными компонентами и инулином. На гомельском «Спартаке» налажено производство шоколада с пониженным содержанием сахара, а также шоколада диабетического. Зефир «Ванильный», мармелад, драже и даже халва без сахара выпускаются на ОАО «Красный пищевик». 

Технологии спредов с повышенной пищевой ценностью по белку и минеральному составу, майонеза диетического без уксусной кислоты освоены на Гомельском жировом комбинате. Ко всем новинкам остаются главные требования  — натуральность, экологичность, безопасность.

— Спасибо, Иван Иванович, за интересное и содержательное интервью.

shevko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости