— Агропромышленный комплекс — один из важнейших секторов белорусской экономики, который как обеспечивает продовольственную безопасность страны, так и активно наращивает объем экспорта, поставляя продукцию в 94 страны мира. За девять месяцев экспорт белорусского продовольствия вырос более чем на четыре процента и приблизился к четырем миллиардам долларов. Беларусь является лидером среди стран СНГ по производству на душу населения картофеля, молока и мяса. На пятом месте по производству зерна и на четвертом — по овощам. По объемам экспорта молочной продукции занимает четвертое место в мире, а по поставкам мясной входит в десятку, — подчеркнул Владимир Дворник.
Изучая многочисленные стенды экспонентов, понимаешь всю грандиозность и масштабность достижений белорусской переработки. Мясо-молочные, мучные и кондитерские изделия, сладости, напитки и соки — выставочные стенды буквально ломились от изобилия продуктов питания, которые уже стали традиционными и на белорусском рынке, и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.

За девять месяцев экспорт белорусского продовольствия вырос более чем на 4 процента и приблизился к 4 миллиардам долларов. По объемам экспорта молочной продукции Беларусь занимает четвертое место в мире, а по поставкам мясной входит в десятку.
В мировом рейтинге продовольственной безопасности Беларусь характеризуется как государство с высокой степенью самообеспеченности внутреннего рынка. В прошлом году на душу населения произведено 775 килограммов молока, 129 — мяса, 184 — овощей, 618 — картофеля, 649 килограммов зерна и 355 штук яиц. На долю сельского хозяйства в экономике страны приходится около 6 процентов валового внутреннего продукта, 16 процентов белорусского экспорта. В отрасли работает 8 процентов населения.
В этот раз международная выставка собрала свыше 200 представителей предприятий пищевой промышленности из ближнего и дальнего зарубежья — России, Азербайджана, Молдовы, Польши, Армении, Латвии, Узбекистана. Примечательно, что из года в год этот список прирастает, так как участие в «Продэкспо» негласно сравнивают с правилом хорошего тона: экспофорум дает возможность не только себя показать, но и сопоставить спрос и предложение, создать задел на будущее с учетом мировых тенденций в пищевой индустрии. Так легче найти тот ориентир в развитии, который поможет удовлетворить из года в год возрастающие запросы потребителей. К слову, потребности, как и вкусовые предпочтения, у каждого свои. Одни собрались у павильонов со сладостями.

— Горжусь вами, что можете выпускать неизменно качественную продукцию — неважно, молоко это, колбаса или кондитерские изделия. Потому что заботитесь не только о первых партиях, а постоянно держите производство на контроле. В прошлом году на «Белагро» попробовала шоколад-новинку от «Коммунарки». И насколько я была поражена, когда и через год его вкусовые качества не ухудшились. А ведь зачастую бывает все с точностью до наоборот. За это мы, россияне, и ценим бренд «Сделано в Беларуси».
Другие буквально штурмовали стенды предприятий мясной отрасли: дегустировали ветчины, колбасы, рулеты, сало, выискивая тот самый, знакомый с детства вкус. Кто-то, обрадовавшись вкусовой находке, старательно записывал название продукта и производителя. Другим с выбором определиться было сложно. Третьи хоть и утверждали, что продукту то ли соли, то ли перца не хватает, но сходились в одном: это, однозначно, вкусно.

Но даже несмотря на то что потребителей удивить уже непросто, не было такой минуты, чтобы возле стенда было пусто: оптовых покупателей больше интересовал ассортимент и цены, гостей выставки — продукты, которыми можно было бы разнообразить праздничный стол. В этот раз высоких похвал удостоилась новинка сельхозпредприятия — рулет из языка. Про него так и говорили: «Пальчики оближешь!»
В прошлом году в Беларуси на душу населения произведено 775 килограммов молока, 129 — мяса, 184 — овощей, 618 — картофеля, 649 килограммов зерна и 355 штук яиц. На долю сельского хозяйства в экономике страны приходится около 6 процентов валового внутреннего продукта, 16 процентов белорусского экспорта. В отрасли работает 8 процентов населения.В том, что стенды отечественных предприятий пищевой индустрии вызывают особый интерес среди гостей выставки, антикризисный управляющий ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» Татьяна Корень не видит ничего необычного. Во-первых, работает бренд «Сделано в Беларуси». Во-вторых, покупатели в последнее время все чаще интересуются качественными продуктами питания, без химических добавок. И приводит пример из личной практики:
— Предприятие работает на натуральном сырье. Мы смело утверждаем, что наша продукция экологически чистая, так как сырье проходит жесткий контроль качества. Поэтому и пользуется высоким спросом не только на белорусском рынке, но и хорошо продается за рубеж. Нас знают не только в России — от Канады до Австралии. Недавно поступил заказ из Германии на производство березового сока с пониженным содержанием сахара. Это лишь подтверждает: мы на правильном пути.
И хоть итоги подводить рано, однако масштабы позволяют сделать выводы: «Продэкспо-2019» превзойдет рекорды прошлого года, — тогда гостями выставки стали свыше 10 тысяч посетителей. В том числе и потому, что ключевым посылом экспофорума, который даже выделен в отдельный блок деловой встречи, стали нюансы, связанные с производством и обращением органической продукции. Актуальность темы в том, что уже в понедельник, 18 ноября, вступает в силу Закон «О производстве и обращении органической продукции». К слову, в Беларуси зарегистрировано 26 сельхозорганизаций, работающих по принципам органического земледелия. Речь идет примерно о 1,6 тысячи гектаров земли.
— Сегодня можно говорить о том, что мировой тренд здорового питания пришел и в Беларусь. Да, у нас и без того чистая и здоровая продукция, но в наших силах еще больше усовершенствовать технологию производства, а высокое качество сделать отличительной особенностью. Планируем заинтересовать в производстве органической продукции личные подсобные и фермерские хозяйства. В истории белорусского АПК это станет очередной точкой роста. Замечу: практически вся подготовительная база для массового внедрения органического производства создана. Аккредитацией и выдачей сертификатов займется НПЦ по продовольствию НАН Беларуси. Сейчас главное — все это донести до населения, — прокомментировал Анатолий Хотько.
Тем временем «Продэкспо» продолжается — посетить выставочные павильоны можно будет по 15 ноября включительно. Ярким событием экспофорума станет Международный симпозиум хлебопеков, в котором принимают участие около 200 представителей отрасли из Беларуси, России, Нидерландов, Германии и Италии. А самым зрелищным, судя по конкурсным работам, которые уже красуются на выставочных площадях футбольного манежа, — Международный кулинарный кубок: за право называться лучшими и за приз «Бриллиантовый колпак» поспорят профессиональные повара и кондитеры из стран ближнего и дальнего зарубежья. Также в дни выставки именитые шеф-повара проведут познавательные мастер-классы.
syritskaya@sb.by