Законодатели моды в фольклоре
22.01.2011 18:57:57
У заслуженного любительского коллектива из деревни Крупица Минского района — «Крупіцкія музыкі» запели даже пила, подковы, маслобойки и «чыгункі».
ТАК НЕДАВНО и уже давно, в 1982 году, в деревне Крупица Минского района родилась фольклорная группа — «Крупіцкія музыкі». Скоро уже и тридцатилетие, а тогда, в начале творческого пути, артисты Крупицы, наверное, и не подозревали, что им суждено стать одним из лучших фольклорных коллективов республики. И ежегодно радовать зрителей более чем пятьюдесятью концертами как в нашей стране, так и за рубежом: в Бельгии, Германии, Италии, Чехии, Нидерландах, Польше, Франции, Эстонии, Японии, Китае…
Теперь ансамбль при звании — заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь «Крупіцкія музыкі». В основе его репертуара — богатый инструментальный, танцевальный, вокальный фольклор Беларуси. Основатель «Крупіцкіх музыкаў» — Владимир Гром, заслуженный работник культуры Республики Беларусь, известный в стране человек. При Владимире Николаевиче коллектив удостоился специальной премии Президента в номинации «Любительское художественное творчество». Высокую оценку ансамбль получил за значительный вклад в пропаганду народного «мастацтва» Беларуси за границей, активную концертно-гастрольную деятельность.
Владимир Гром — личность неординарная. Он преподавал на кафедре духовых инструментов Белорусского государственного университета культуры, издал несколько музыкальных сборников фольклорных произведений. А еще сам изготавливал и реставрировал музыкальные инструменты — всех заслуг и не перечислить...
Как все начиналось
Как-то Владимир Николаевич попал на концерт «Хорошек», приехал домой в потрясении и решил: подобный коллектив надо создать у себя в Крупице, в Доме культуры. Сначала собралась небольшая группа артистов — работники ДК и музыкальной школы, активные участники самодеятельности. Подобрались хорошие голоса. Одновременно пришел работать в ДК балетмейстер народного ансамбля «Крупица» — Георгий Черный (теперь тоже заслуженный работник культуры РБ).
И как-то само собой в созданном ансамбле дела пошли очень хорошо. Все началось с небольших успешных выступлений в деревне, на полевом стане, в Минске, других городах, райцентрах. Затем были памятные поездки в ГДР (1983 год) и Югославию (1984). И вот в какой-то момент «Крупіцкіх музыкаў» заметили на высоком уровне, даже в 1984 году пригласили в Москву на ВДНХ.
А еще в концертной студии «Останкино» (1988) проводили встречи с участием Владимира Грома и его подопечных, сняли о них передачу, где обсуждались проблемы клубных работников, клубной работы.
Заграничное признание
За плечами у известного ансамбля — большая география поездок. После выступлений в ГДР, Польше волею судьбы попали на международные фестивали в Югославию, Италию. И там произвели настоящий фурор! А ведь тогда, во времена СССР, артистам Союза «двери» в Европу были закрыты.
В таких поездках у коллектива налаживались хорошие связи. Так артисты ансамбля и подружились с голландцами, которые потом приехали в Крупицу, посмотрели, как тут людям живется. И вот «культурный» результат — голландская Маркело, немецкая Шпеле и белорусская Крупица стали деревнями-побратимами!
След гостей в судьбе ансамбля
Благодаря друзьям ансамбля — голландцам и немцам — появился проект «Дом медика в Крупице». Раньше местные поликлиника и больница (очень старой постройки) располагались в деревне Пятевщина, что рядом с Крупицей. А в 1996 году открыли новую поликлинику, какой может позавидовать любой город. К слову, на ее здании висит большая памятная доска, где перечислены все участники строительства, в том числе — и «Крупіцкія музыкі».
Вообще, по части благотворительных дел ансамбль был очень активен. Вспомним: когда начались загранпоездки, время было тяжелое — конец 80-х — начало 90-х прошлого столетия. А «Крупіцкія музыкі» привозили в Беларусь шприцы, инвалидные коляски, деньги для гематологических центров.
Международные приключения
В коллективе тепло вспоминают первые поездки — в Югославию, на Сардинию, потому что тогда было много приключений, особенно когда возвращались обратно. И ехали домой как настоящие герои-победители, с итальянским кубком!
Одна из самых ярких поездок — в 1996 году в Голландию, город Брунсам, на первую Всемирную фольклориаду (она проводится теперь раз в четыре года). Там участвовали 62 страны, и только «Крупіцкія музыкі» представляли Беларусь!
В 2006-м сельские артисты ездили во Францию. Проехали от севера страны до Лиона! Три дня провели в Париже. И никогда не забудут, как хорошо их принимала тамошняя публика!..
Небольшая группа из «Крупіцкіх музыкаў» была в Японии (1996). Но главное в поездках для артистов — общение. Кстати, в коллективе настоящие полиглоты —многие свободно владеют иностранными языками.
С концерта — в полном потрясении!
— Хочу поведать о личных впечатлениях, когда впервые увидела выступление ансамбля. Тогда я только пришла на работу в Крупицу, в школу искусств, — рассказывает «БН» Наталья ЛИСИЦА, нынешний художественный руководитель коллектива. — И вот в День работников сельского хозяйства подготовили концерт в Крупицком ДК. Признаюсь, до того момента я считала, что фольклор — это что-то скучное. Когда же на сцену вышли «Крупіцкія музыкі», я с любопытством смотрела на них из-за кулис. И ушла с концерта в полном потрясении!
— Чем же они вас так поразили?
— Наверное, своей изюминкой. Тем, что отличает «музыкаў» от всех фольклорных коллективов. У них свое «лицо», что-то особенное. Когда «Крупіцкія музыкі» выступают, оторвать от них взгляд невозможно! И если ты увидел их концерт хоть раз, не забудешь никогда. Естественно, я ими «заболела». Без конца слушала кассету с их песнями. И через год попала в ансамбль. Мне этого очень хотелось!
— Как вы стали художественным руководителем «Крупіцкіх музыкаў»?
— При ансамбле образовался коллектив-спутник, второй состав. И, как случается у артистов, однажды «Крупіцкіх музыкаў» пригласили одновременно в две поездки. Но ансамбль-то разорваться не может. Тогда Владимир Николаевич мне и сказал: «Репетируй и вези артистов в Бельгию». Вот так я сразу окунулась в фольклор с головой! Мне пришлось, как котенку, «трепыхаться», но зато увидела, что такое фольклорный фестиваль, как в Европе ценят традиционную культуру. Это такое колоссально красивое зрелище — фольклорный форум. Может, об этом и в Беларуси пора призадуматься?
Потом я долгое время работала ассистентом дирижера в ансамбле. Помогала Владимиру Николаевичу готовиться и проводить репетиции. Так потихоньку «набивала руку». Я делала много и аранжировок, и обработок песен, танцев, инструментальной музыки. Поэтому, когда не стало Владимира Николаевича, коллектив доверил мне руководство.
— Самая последняя ваша поездка — в Шанхай, на всемирную выставку-2010. Расскажите об этом.
— Впервые за историю этих всемирных выставок, которые проходят раз в пять лет, а ведут историю с середины XIX века, Беларусь имела свой павильон. И наш коллектив осчастливила судьба тем, что именно он представлял Минскую область вместе с ансамблем из Дзержинска «Пастораль». Наши выступления прошли успешно. И потом нас даже пригласили выступить в китайском павильоне!
Мы посмотрели, что такое Китай, что такое Шанхай, что такое международная выставка. Азия — совершенно другой мир. Там иной менталитет, люди, абсолютно на нас не похожие... Но тоже любят народное искусство.
Созвездие индивидуальностей
Так можно назвать этот ансамбль. Старожилы — художественный руководитель Крупицкого Дома культуры Николай Андрук, солистка и одновременно библиотекарь Людмила Пальчик, солистка медсестра Марина Ломако.
А аксакал в «Крупіцкіх музыках» — Александр Васильевич Працкевич. Ему недавно исполнилось 72 года!
— Это наш заводила, мы его называем национальным достоянием Беларуси. Человек с очень интересной биографией. Он работал в Академии наук фольклористом, а окончил университет как биолог. До определенного момента не поворачивался язык назвать его дедушкой. Он такой быстрый, шустрый. Все время с шутками-прибаутками. Всегда в хорошем настроении, легкий на подъем, — рассказывает Наталья Лисица.
После поколения старожилов в коллектив чуть позже пришла тоже целая плеяда талантов. Это первая скрипка, без которой «Крупіцкіх музыкаў» представить невозможно — Сергей Громов. На басетле здорово играет Евгений Леонидович Круглик. Очень характерный гармонист (если его увидишь, запомнишь навсегда) — Геннадий Карасик. Есть в ансамбле и вовсе уникальный солист, который «поет» на пиле — Сергей Хохлов.
Визитная карточка
Играют в ансамбле, конечно, и на исконно белорусских инструментах — скрипках, цимбалах. А еще на гармониках, аккордеоне, разных шумовых инструментах. И даже… на чугунах, подковах, маслобойке, бразготках, шамках. У «Крупіцкіх музыкаў» есть своя визитная карточка — это обязательно. Каждый концерт начинается инструментальным номером, который так и называется — «Крупіцкія музыкі». А фирменный номер — «Крупицкая полька». Ее с другой не перепутаешь. Там можно увидеть в танце и услышать в музыке имитацию работы жерновов, мельницы...
Интересно смотрится «Полесская полька» с «участием» пилы. Ею особо восхищаются иностранцы. Полька была «записана» на родине Владимира Грома — он родом из Житковичского района.
Царские костюмчики
Как говорил еще Владимир Гром, «Крупіцкія музыкі» диктуют моду в фольклоре, в том числе и в костюме. Долгое время у артистов были одни традиционные варианты, потом другие. Затем они сшили старинные городские костюмы. В шутку между собой называли их царскими одеждами. Сейчас у артистов новые костюмы в традиционной для Беларуси цветовой гамме — белой и красной.
— Впереди — юбилей ансамбля. Какие сюрпризы готовите зрителям? — спрашиваю напоследок у Натальи Лисицы.
— Какая-то часть репертуара всегда остается незыблемой. А остальное — пока тайна. Могу только сказать, что обязательно к юбилею подготовим ряд сюрпризов.
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
Фото из архива коллектива