ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. О государственных секретах.

Принят Палатой представителей 23 июня 2010 годаОдобрен Советом Республики 30 июня 2010 года

Принят Палатой представителей 23 июня 2010 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2010 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) — сведения, отнесенные в установленном порядке к  государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с  настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь;
гриф секретности — реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов;
допуск к государственным секретам — право гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства (далее, если не указано иное, — гражданин) или государственного органа, иной организации на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;
доступ к государственным секретам — ознакомление гражданина с государственными секретами или осуществление им иной деятельности с использованием государственных секретов;
носитель государственных секретов — материальный объект, на котором государственные секреты содержатся в виде символов, образов, сигналов и (или) технических решений и процессов, позволяющих их распознать и идентифицировать;
средства защиты государственных секретов — технические, программные, криптографические и другие средства, используемые для защиты государственных секретов, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;
степень секретности — показатель важности государственных секретов, определяющий меры и средства защиты государственных секретов.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о государственных секретах
Законодательство Республики Беларусь о государственных секретах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, других актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ
Статья 3. Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов
Государственное регулирование и управление в сфере государ¬ственных секретов осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
Статья 4. Полномочия Президента Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь в сфере государственных секретов:
определяет государственную политику;
утверждает государственные программы;
утверждает Положение о Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав;
создает, реорганизует и упраздняет уполномоченный государ¬ственный орган по защите государственных секретов;
утверждает перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам;
ведет переговоры и подписывает межгосударственные договоры Республики Беларусь о защите государственных секретов;
принимает решения о передаче государственных секретов иностран¬ным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям, если иное не установлено настоящим Законом;
устанавливает порядок предоставления допуска к государственным секретам иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 5. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственных секретов:
организует разработку проектов государственных программ, перечня государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам, и представляет их на утверждение Президенту Республики Беларусь, принимает меры по выполнению государственных программ;
организует разработку проектов актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь о   защите государственных секретов, принимает в пределах своей компетенции акты законодательства Республики Беларусь;
заключает межправительственные договоры Республики Беларусь о  защите государственных секретов, принимает меры по реализации международных договоров Республики Беларусь о защите государ¬ственных секретов;
утверждает положение об экспертных комиссиях в сфере государственных секретов, перечень особо режимных и режимных объектов, положение об особо режимных и режимных объектах, порядок создания и деятельности подразделений по защите государственных секретов;
принимает решения о создании межведомственных экспертных комиссий в сфере государственных секретов;
устанавливает порядок определения тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате разглашения или утраты государственных секретов;
устанавливает порядок предоставления гражданам допуска к  государственным секретам, если иное не установлено настоящим Законом;
устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок осуществления гражданами доступа к государственным секретам;
устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок отнесения сведений к государственным секретам, засекречивания, рассекречивания, а также защиты государственных секретов;
устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок передачи государственных секретов государственным органам и иным организациям;
устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям;
устанавливает размеры надбавок к тарифным ставкам (окладам) гражданам на период доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности, а также компенсационных выплат гражданам на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, и  надбавок к тарифным ставкам (окладам) работникам подразделений по  защите государственных секретов за стаж работы в указанных подразделениях, а также порядок их выплат;
определяет порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности в сфере государственных секретов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 6. Полномочия Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь
Межведомственная комиссия по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь в сфере государственных секретов:
координирует деятельность государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам;
осуществляет подготовку предложений Президенту Республики Беларусь и Совету Безопасности Республики Беларусь о формировании государственной политики и совершенствовании защиты государ¬ственных секретов;
рассматривает проекты государственных программ, актов законода¬тельства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 7. Полномочия уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов
Уполномоченный государственный орган по защите государ¬ственных секретов в сфере государственных секретов:
координирует деятельность государственных органов и иных организаций по защите государственных секретов;
разрабатывает предложения о формировании государственной политики и совершенствовании защиты государственных секретов;
осуществляет государственный контроль;
разрабатывает проекты государственных программ, актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов, принимает в пределах своей компетенции акты законодательства Республики Беларусь;
проводит проверочные мероприятия в государственных органах и  иных организациях в связи с предоставлением им допуска к государ¬ственным секретам;
устанавливает порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности с использованием государственных секретов, выдает, приостанавливает, возобновляет и аннулирует разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов государственным органам и иным организациям, за исключением государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам;
согласовывает перечни сведений, подлежащих засекречиванию, номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государ¬ственным секретам;
согласовывает предоставление гражданам допуска к государ¬ственным секретам, а также осуществление доступа к государственным секретам граждан, являющихся представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований;
создает экспертные комиссии в сфере государственных секретов для рассмотрения материалов о возможности передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям, выносит заключения о возможности передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям;
осуществляет государственную регистрацию информационных систем, содержащих государственные секреты;
организует повышение квалификации, подготовку и переподготовку руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников государственных органов и иных органи¬заций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов;
оказывает методическую и практическую помощь государственным органам и иным организациям, осуществляющим деятельность с   использованием государственных секретов, по вопросам защиты государственных секретов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия органов государственной безопасности
Органы государственной безопасности в сфере государственных секретов:
организуют обеспечение государственных органов и иных организаций средствами шифрованной, других видов специальной связи, координируют их применение, осуществляют контроль за использованием указанных средств;
координируют применение государственными органами и иными организациями криптографических средств защиты государственных секретов, осуществляют контроль за их использованием;
осуществляют в пределах своих полномочий контроль за защитой государственных секретов, в том числе контроль при использовании криптографических средств защиты государственных секретов;
осуществляют подтверждение соответствия средств шифрованной, других видов специальной связи и криптографических средств защиты государственных секретов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и выдают сертификаты соответствия;
организуют применение технических мер защиты государственных секретов в своей деятельности, осуществляют контроль за их использованием;
разрабатывают проекты актов законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, принимают в пределах своей компетенции акты законодательства Республики Беларусь;
согласовывают создание, реорганизацию и ликвидацию государ¬ственными органами и иными организациями подразделений по защите государственных секретов, а также назначение на должности и освобождение от должностей руководителей этих подразделений;
проводят в пределах своей компетенции проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государ¬ственным секретам, осуществлением ими деятельности в сфере государственных секретов;
вносят предложения в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, о временном ограничении права граждан, осведомленных о государственной тайне, на выезд из Республики Беларусь;
вносят предписания в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, о прекращении допуска к государственным секретам граждан;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь
Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в сфере государственных секретов:
координирует применение технических мер защиты государ¬ственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, за исключением применения технических мер защиты государственных секретов в системах шифрованной, других видов специальной связи и при использовании криптографических средств защиты государственных секретов, осуществляет контроль за приме¬нением указанных мер в порядке, установленном этим центром;
разрабатывает проекты актов законодательства Республики Беларусь о применении технических мер защиты государственных секретов, за исключением применения технических мер защиты государственных секретов в системах шифрованной, других видов специальной связи и при использовании криптографических средств защиты государственных секретов, а также проекты технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандар¬тизации средств защиты государственных секретов, за исключением систем шифрованной, других видов специальной связи и криптографи¬ческих средств защиты государственных секретов, принимает в пределах своей компетенции акты законодательства Республики Беларусь;
осуществляет подтверждение соответствия средств защиты государ¬ственных секретов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и  стандартизации, за исключением средств шифрованной, других видов специальной связи и криптографических средств защиты государственных секретов, и выдает сертификат соответствия;
осуществляет методическое руководство повышением квалифи¬кации, подготовкой и переподготовкой руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, по приме¬нению технических мер защиты государственных секретов, определяет порядок их аттестации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ
Статья 10. Осуществление деятельности с использованием государственных секретов
Деятельность с использованием государственных секретов осуществляют государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, другие государственные органы, иные организации и граждане.
Условием осуществления деятельности с использованием государ¬ственных секретов является наличие у государственных органов, иных организаций и граждан допуска к государственным секретам, предоставленного в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 11. Полномочия государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам
Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере государственных секретов:
относят в сфере своей деятельности сведения к государственным секретам, разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;
организуют и осуществляют в сфере своей деятельности защиту государственных секретов;
вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения о формировании перечня сведений, подлежащих отнесению к государ¬ственным секретам, перечня особо режимных и режимных объектов, а   также предложения о создании межведомственных экспертных комиссий в сфере государственных секретов;
передают государственные секреты другим государственным органам и иным организациям;
принимают решения о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов;
осуществляют контроль за защитой государственных секретов в подчиненных организациях, а также в государственных органах и иных организациях, которым в связи с проведением работ с использованием государственных секретов передаются ими государственные секреты;
согласовывают создание, реорганизацию и ликвидацию подразде¬лений по защите государственных секретов в подчиненных организациях, а также в других государственных органах и иных организациях, которым в связи с проведением работ с использованием государственных секретов передаются ими государственные секреты;
создают, реорганизуют и ликвидируют подразделения по защите государственных секретов, обеспечивают их функционирование;
определяют руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов;
создают условия для осуществления деятельности с использованием государственных секретов;
разрабатывают и утверждают номенклатуры должностей работ¬ников, подлежащих допуску к государственным секретам;
принимают в пределах своей компетенции решения о создании экспертных комиссий в сфере государственных секретов;
обеспечивают повышение квалификации, подготовку и перепод¬готовку руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 12. Полномочия других государственных органов и иных организаций
Другие государственные органы и иные организации, осуще¬ствляющие деятельность с использованием государственных секретов, в сфере государственных секретов:
организуют и осуществляют защиту государственных секретов, находящихся в их пользовании;
осуществляют полномочия, предусмотренные абзацами седьмым — четырнадцатым статьи 11 настоящего Закона;
вносят в государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, предложения о формировании перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам, перечней сведений, подлежащих засекречи¬ванию, перечня особо режимных и режимных объектов, а также предложения о создании экспертных комиссий в сфере государственных секретов;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 13. Права и обязанности граждан
Граждане в сфере государственных секретов имеют право:
на осуществление деятельности с использованием государственных секретов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;
на получение надбавок к тарифным ставкам (окладам) на период их доступа к государственным секретам в зависимости от степени секрет¬ности, а также компенсационных выплат на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, и надбавок к тарифным ставкам (окладам) за стаж работы в подразделениях по защите государственных секретов;
ознакомиться с законодательством Республики Беларусь о государ¬ственных секретах в необходимом объеме;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Граждане обязаны выполнять требования, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах.
ГЛАВА 4
СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ ЛИБО НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ
Статья 14. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам
К государственным секретам могут быть отнесены:
сведения в области политики:
о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэконо¬мической деятельности;
о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостанов¬лении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;
об экспорте и импорте вооружения и военной техники;
о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время;
сведения в области экономики и финансов:
о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;
о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, об объемах выпуска и поставках вооружения и военной техники, военно-технического имущества;
об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
о технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;
сведения в области науки и техники:
о содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;
о проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности Республики Беларусь;
сведения в военной области:
о планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, содержании основных направлений (программ) развития вооружения и военной техники;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;
о системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь;
о содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;
о назначении, местонахождении, степени защищенности, системе охраны особо режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности;
сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;
о финансировании мероприятий, проводимых органами, осуще¬ствляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
о гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиден¬циальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о  штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выпол¬нявших) специальные задания;
сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:
о содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, государ¬ственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;
об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
о финансировании мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;
о системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;
о шифрах, системах шифрованной, других видов специальной связи;
иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведыва¬тельной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государ¬ственным секретам.
Статья 15. Сведения, которые не могут быть отнесены к государственным секретам
К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:
являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
находящиеся в собственности иностранных государств, между¬народных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.
ГЛАВА 5
КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ. СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ. ГРИФЫ СЕКРЕТНОСТИ
Статья 16. Категории государственных секретов
Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).
Государственная тайна — сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.
Служебная тайна — сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.
Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.
Статья 17. Степени секретности
Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:
для государственной тайны — «Особой важности», «Совершенно секретно»;
для служебной тайны — «Секретно».
Статья 18. Грифы секретности
На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:
на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним — «Особой важности», «Совершенно секретно»;
на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним — «Секретно».
ГЛАВА 6
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ. ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ
Статья 19. Отнесение сведений к государственным секретам
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответ¬ствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
Государственные органы и иные организации, наделенные полномо¬чием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.
До принятия решения об отнесении к государственным секретам сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.
Статья 20. Определение и изменение степени секретности
Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.
Статья 21. Засекречивание
Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.
Статья 22. Срок засекречивания, изменение срока засекречивания
Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:
для государственной тайны — до тридцати лет;
для служебной тайны — до десяти лет.
Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.
Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
Статья 23. Рассекречивание
Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.
Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
При рассекречивании на носителях государственных секретов и   (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.
ГЛАВА 7
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ. ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЕКРЕТАМИ
Статья 24. Право собственности на государственные секреты
Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.
Статья 25. Владение, пользование и распоряжение государственными секретами
Государственные органы и иные организации, наделенные полномо¬чием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности осуществляют владение, пользование и распоряжение государственными секретами в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Другие государственные органы и иные организации, осуще¬ствляющие деятельность с использованием государственных секретов, реализуют право пользования государственными секретами, а также в пределах полномочий, предоставленных им государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, распоряжаются государственными секретами.
Статья 26. Передача государственных секретов государственным органам и иным
организациям
Государственные секреты передаются государственным органам и иным организациям в целях осуществления ими своих полномочий либо в связи с проведением работ с использованием государственных секретов в объеме, необходимом для осуществления этих полномочий либо проведения таких работ.
Передача государственных секретов государственным органам и  иным организациям осуществляется на основании решений государ¬ственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
Статья 27. Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям
Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь или руководителей государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в пределах их компетенции с учетом заключения уполномо¬ченного государственного органа по защите государственных секретов о возможности их передачи.
Решение о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается Президентом Республики Беларусь при наличии обязательства иностранного государства, международной организации, межгосударственного образования о защите государ¬ственных секретов.
Решение о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается руководителями государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к  государственным секретам, при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов.
ГЛАВА 8
ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ
Статья 28. Организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях
Организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях возлагается на их руководителей.
Защита государственных секретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств защиты государственных секретов, и иных мер в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь в целях предотвращения тяжких последствий или существенного вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
В государственных органах и иных организациях, надел

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter