«Зачем там, если можно здесь?..»
25.06.2008
Успеет ли Беларусь вписаться в современную евразийскую транспортно-логистическую систему?
Мнения по этому поводу разделились. Одни эксперты утверждают, что времени осталось совсем немного, другие говорят, что оно ушло безвозвратно. А третьи и вовсе не торопятся делать выводы… Однако реальность такова: в соседних государствах объекты логистической инфраструктуры растут как грибы после теплого дождя. Беларуси важно вписаться в этот процесс, тем более что интерес иностранных бизнесменов к вложению капиталов в эту сферу достаточно высок. Так, например, в транспортно-логистический парк в СЭЗ «Минск» на территории национального аэропорта планируется инвестировать на первом этапе не менее 1,5 миллиарда долларов, сообщили в СООО «Международный логистический центр «КМК-логистик» (белорусский резидент), выигравшем республиканский конкурс по выбору стратегического инвестора. Основным инвестором определены корпорация «BID Holdings» (Кипр), а также ее деловой партнер компания «AL Quadra Holding» (ОАЭ). Этот проект, по оценкам экспертов, один из лучших в Европе. Правда, пока это только проект…
Вопрос финансового обеспечения, похоже, меньше всего волнует руководство управляющей компании: недостатка желающих вложить средства не наблюдается.Так, например, в адрес российского акционера «КМК-логистик» Уральского экономического союза поступило предложение корейской компании, готовой вложить в транспортно-логистический парк под Минском не менее 2 миллиардов долларов. Ведутся переговоры с бизнесменами ряда других стран, причем обсуждаются не только условия финансового участия, но и возможность перенять опыт и технологии. По мере реализации проекта готов значительно увеличить объем вложений и основной инвестор.
Практика показывает, что в этом бизнесе сегодня важно не только иметь материальные ресурсы, но и обладать доступом к грузопотокам. Киприоты, как участники проекта, уже гарантировали ежегодно около 300 тысяч тонн грузов из Юго-Восточной Азии. В целом транспортно-логистический парк в СЭЗ «Минск» рассчитан на обработку не менее 5 миллионов тонн грузов ежегодно. В этом смысле стратегическое значение приобретает сотрудничество с бизнес-кругами Уральского федерального округа. Например, сегодня крупная екатеринбургская компания «AVS Logistic» (один из основных партнеров «КМК-логистик») направляет свои автомобильные фуры в Западную Европу через Украину (это дополнительные 700 км), пользуется услугами накопительных складов в Варшаве и Праге. «Зачем там, если можно здесь?» — спрашивает заместитель председателя Совета директоров «КМК-логистик» Евгений Кузьмин. При этом специалисты утверждают, что оттянуть на Минск часть грузов не так сложно: крупные центры вроде Москвы, Варшавы, Дюссельдорфа с трудом справляются с растущим грузопотоком.
Одна из составляющих проекта (наряду с транспортной и логистической) — промышленная. Именно это направление собираются активно развивать партнеры из Свердловской области, о чем заявил ее губернатор Эдуард Россель по результатам недавнего визита в Минск. «Планируется создать не менее 30 совместных предприятий в разных отраслях, — пояснил заместитель председателя Совета директоров «КМК-логистик», помощник президента Уральского экономического союза Игорь Кононенко. — Авиационные, транспортные, строительные СП прописаны в бизнес-плане и даже созданы, но находятся в «замороженном» состоянии. Как только будет принято решение, они завтра же начнут работать».
Решения, которых ждут участники проекта, — постановление Совмина о выделении земельного участка и соответствующий указ Президента. Компания «КМК-логистик» готова в течение недели приступить к проектированию комплекса, отдельные части которого уже готовы. По словам Игоря Кононенко, «вся мощь Уральского региона будет направлена сюда». Часть этого потока попадет в РУП «Оршанский авиаремонтный завод»: сегодня предприятие остро нуждается в инвестициях, и партнеры из Свердловской области предложили создать на его базе 7 совместных производств, полностью загрузив 2 тысячи работающих. Кстати, в проекте транспортно-логистического парка прописано, что на первом этапе будут задействованы транспортные средства, которыми сегодня располагают белорусские участники.
Руководство «КМК-логистик» считает реальным в этом году осуществить отвод земли, закончить проектные работы, а в следующем — приступить к строительству гостиницы и ряда других объектов. Инвестиционный проект рассчитан на 15 лет, а строительство самих объектов — на 5 лет. В случае успешного освоения участка в 122 га «КМК-логистик» планирует обратиться к собственнику земли, Миноблисполкому, с просьбой о выделении дополнительно 500 га на территории СЭЗ «Минск». Предполагается, что это повлечет за собой увеличение инвестиций более чем на 8 миллиардов долларов. Самый, пожалуй, важный вопрос — соблюдение и даже ускорение сроков реализации проекта, вплоть до подключения административного ресурса. Но ведь и цена вопроса достаточно высока… «Если мы не начнем действовать сейчас, то через 2 года можно не беспокоиться», — считает Игорь Кононенко.