Зачем нужна «цифра» и что такое фишинг?
20.02.2013 09:39:00
Кому не нужно покупать цифровую приставку и даже новый телевизор при переходе на цифровое вещание, как защититься от интернет-мошенников и каким образом можно избежать долгого стояния в очереди в почтовом отделении – подробности читайте в материале о прямой линии со специалистами Министерства связи и информатизации.
Никуда без связи
Несмотря на достаточно подробные разъяснения в СМИ, много вопросов поступает по поводу перехода на цифровое телевидение. Также людей интересует, имеют ли право мобильные операторы изменять тарифы на услуги, и многое другое. На вопросы, входящие в его компетенцию, отвечает начальник управления электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь Павел ПЕТРУЛЕВИЧ.
— Много говорится о переходе на цифровое телевидение. Но почему я должен покупать новый телевизор, если меня устраивает старый?
КУРЛЕНОК Вадим Михайлович, Гомельская область
— Сегодня технологии доставки информации населению развиваются весьма активными темпами, мы стремимся удовлетворить растущие информационные потребности общества в качестве и количестве предоставляемых услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что зачастую в ряде населенных пунктов есть возможность принимать не более восьми каналов, которые в свою очередь в силу географического расположения отдельных населенных пунктов и условий распространения радиоволн транслируются с неудовлетворительным уровнем качества. Внедрение цифрового телевидения позволит предоставить населению, а особенно это касается жителей сельской местности, возможность просмотра до 30 каналов с неизменно высоким уровнем качества, в перспективе — дополнительным набором услуг.
Важно отметить, что переход на эфирное цифровое телевизионное вещание обусловлен в том числе международными обязательствами Республики Беларусь. Период перехода от эфирного аналогового телевещания к цифровому связан с введением ограничения на время осуществления аналогового телевещания — до 17 июня 2015 года (в соответствии с заключительными актами Региональной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы, принятыми в Женеве в 2006 году). После указанной даты аналоговое ТВ не будет защищено на международном уровне от помех, создаваемых цифровыми передатчиками с приграничных территорий.
Напомню, что для организации приема эфирного цифрового сигнала необходимо наличие соответствующей приставки либо телевизора, поддерживающего формат DVB-T, и приемной антенны. При этом в городах зачастую нет необходимости в отдельном приобретении приставки либо замене телевизора, поскольку телевизионный сигнал вам будет доставлен обслуживающим ваш дом оператором кабельного телевидения.
— Случается, операторы мобильной связи вносят изменения в тарифные планы и оплату за услуги. А информируют об этом только через свой сайт. Это законно?
КОВАЛЕНКО Николай, Минск
— Законодательством предусмотрено, что оператор электросвязи уведомляет абонента о вносимых изменениях в договор об оказании услуг электросвязи и в тарифы, установленные тарифным планом, путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети интернет на официальном интернет-сайте этого оператора электросвязи или направления SMS-сообщения, содержащего текст об изменениях либо источник информации о них, не позднее чем за десять дней до внесения изменений. Кроме того, изменение условий договора оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо совершения абонентом конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии абонента, совершающего действия, с изменениями условий договора.
Тарифы на услуги электросвязи в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь “Об электросвязи” устанавливаются оператором самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим законом и иными законодательными актами.
Законодательством регулируются тарифы на отдельные услуги электросвязи общего пользования, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь. Услуги сотовой подвижной электросвязи в данный перечень не входят.
Ловись рыбка большая и маленькая
Читатели “НГ” интересуются и тем, как не стать жертвами интернет-мошенников. Просто нужно быть предельно осторожными, считает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам РУП “Белтелеком” Сергей ТУРОМША.
— Читала, что специалисты “Белтелекома” зарегистрировали какой-то новый вид мошенничества — фишинг. Не могли бы вы пояснить, что это такое и кому стоит его опасаться?
КРАСИВАЯ Ирина, Минск
— В сентябре 2011 года специалисты компании “Белтелеком” зафиксировали случай интернет-мошенничества — фишинг (с англ. fishing — рыбная ловля, выуживание), целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
От имени службы технической поддержки мошенник по электронной почте рассылал объявления о неисправности сервисов byfly, VPN и ZALA и предлагал перейти абоненту по адресу www.stat.byfly.by. Но по указанной ссылке абонент перенаправлялся на интернет-страницу злоумышленника, которая являлась копией сайта www.byfly.by компании “Белтелеком”, и вводил свои логин и пароль для входа в кабинет пользователя.
От имени популярных брендов, а также от собственного имени внутри различных сервисов мошенники размещают письма, в которых часто содержатся прямые ссылки на сайты, внешне неотличимые от настоящих (кроме адреса), либо на сайты с перенаправлением. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приемами побудить его ввести на поддельной странице свои реквизиты доступа (логин и пароль), что позволяет мошенникам впоследствии получить доступ к аккаунтам пользователей на настоящем (оригинальном) сайте и пользоваться сервисами предприятий от их имени.
Подобные фишинг-схемы основаны на незнании пользователями основ информационной безопасности. Чтобы не стать жертвой интернет-мошенничества, “Белтелеком” настоятельно рекомендует соблюдать следующие меры предосторожности.
- РУП “Белтелеком” никогда не просит присылать ваши реквизиты доступа к различного рода сервисам.
- Относитесь с опаской к любым сообщениям, в которых вас просят указать ваши личные данные.
-
Не заполняйте полученные по электронной почте анкеты, предполагающие ввод личных
и конфиденциальных данных. - Получайте информацию о технических работах и неисправности сервисов на официальных сайтах: www.beltelecom.by, www.byfly.by, www.zala.by.
- Связывайтесь со службой технической поддержки по телефонам 123 и 130 всякий раз, когда ситуация покажется вам подозрительной.
- Регулярно проверяйте состояние своих счетов в кабинете пользователя на оригинальных сайтах (сайты РУП “Белтелеком” не имеют зеркал в сети интернет, расположенных по другим адресам).
Без очереди
В настоящее время пользоваться услугами почты просто и удобно. На вопросы, каким образом избежать, например, длительного стояния в очередях и как часто расширяется ассортимент почтовых открыток, отвечает заместитель генерального директора по эксплуатации РУП “Белпочта” Елена СКРИПЧИК.
— Живу на улице Якуба Коласа в Минске. Тут есть небольшое отделение связи, где многие платят за квартиру, телефоны и так далее. Но тут же рядом и БНТУ. Когда студенты приходят толпами ксерить конспекты, приходится стоять в очереди по часу. Ведь и ксерокс, и оплата — все “в одном флаконе”. В других почтовых отделениях то же самое. Нет студентов — есть агенты, которые отправляют сразу по сто заказных писем.
ТИХОНЬКО Анна Васильевна, Минск
— Рабочие места отделений почтовой связи (ОПС) приближены к универсальным с учетом пожеланий пользователей услуг. На всех рабочих местах предоставляется максимально возможное количество услуг по заявительному принципу одного окна в порядке очередности, устанавливаемой самими клиентами, с целью удовлетворения спроса. Предоставление услуг в ОПС организовано с учетом возможностей технических средств и программных продуктов, используемых на рабочих местах. При этом оператор уделяет клиенту столько внимания и времени, чтобы услуга была оказана качественно и в полном объеме, а также позволяет клиенту в одном окне получить необходимые ему услуги и не стоять несколько раз в очереди в разные окна. В ОПС города Минска размещены платежно-справочные терминалы, посредством которых можно произвести различного рода платежи по банковской пластиковой карточке, а в некоторых и с помощью наличных денег без очереди.
— Раньше были такие замечательные почтовые открытки. А сейчас они все одинаковые и дорогие: две открытки купишь и уже голову ломаешь, покупать ли третью. Куда делись те, которые выпускались еще во времена СССР? Разве нельзя начать опять их производство? Думаю, многим бы понравилось.
МОРОЗ Наталья Ильинична, Гомель
— РУП “Белпочта” ведет работу по изготовлению маркированной и немаркированной открыточной продукции ежедневного спроса и праздничной тематики. Она издается на белорусском и русском языках различных тематик, на полиграфических мощностях Республики Беларусь (предприятие размещает заказ на тиражирование оригинал-макетов) и реализовывается в отделениях почтовой связи.
В целях увеличения объемов реализации немаркированной продукции ведется работа по увеличению ассортимента издаваемой продукции белорусского производства (открытки с государственной символикой с надписями “Са святам, Беларусь!” и “Са святам!”, “З прафесiйным святам!”, приглашения, детские, “малые гиганты”, открытки-конверты для денег и т. д.). Издается также открыточная продукция с видами Минска и других городов, а также памятных мест Беларуси. Продукцию можно выбрать в зависимости от покупательской возможности: почтовая карточка праздничной и общепоздравительной тематики стоит от 1550 рублей до 6000 рублей. В прошлом году РУП “Белпочта” разработало и выпустило 542 сюжета (в 2011 году — 366 сюжетов).
— Живу в Масюковщине, отношусь к почтовому отделению № 124, очень неудобно добираться, может, вы собираетесь открыть новую почту в нашем районе?
ТУМИЛОВИЧ Дарья, Минск
— В районе Масюковщина-3 на улице Жиновича, 21 во втором квартале этого года планируется открытие нового отделения почтовой связи. Это позволит снять нагрузку с ближайшего отделения и улучшить качество обслуживания. Следите за новостями на нашем сайте www.belpost.by.