Новый клавесин и забытые страницы белорусской музыкальной культуры
28.02.2017 21:05:49
Пианистка Елена Метельская много лет вела класс специального фортепиано в Республиканской гимназии–колледже и в Белорусской академии музыки, ее ученики побеждали на международных конкурсах, гастролировали по Европе...
Сама же Елена Метельская играла в Минске очень редко. Педагогическая работа отнимала время и силы, да и не было ощущения своей востребованности на фоне пианистов–мужчин — энергичных, ярких, напористых.
Полтора года назад она переехала в Германию. Причины для этого были сугубо личные. И теперь вместе с мужем, виолончелистом Мартином Мюллер–Вайфенбахом, очень много выступает в ансамбле и соло. В октябре 2016 года после долгих поисков подходящего помещения они открыли неподалеку от Веймара музыкальное кафе, в котором вместе с друзьями исполняют шедевры классической музыки.
Ровно год назад эта музыкальная пара приезжала с концертом в Минск, а нынче 21 февраля Елена Метельская выступила соло в «Верхнем городе». Публики было немного, но пришедшие смогли убедиться, насколько замечательную пианистку мы... нет, не потеряли, потому что Метельская даже в Германии остается белорусской пианисткой и планирует регулярно сюда приезжать. Ее исполнение Тридцать второй сонаты Бетховена поразило сочетанием женственности и внутренней силы, элегантности и трагизма.
А назавтра в Большом зале Белорусской филармонии прошел очередной концерт Государственного камерного оркестра из цикла «От Баха до джаза». Почтеннейшей публике был представлен новый концертный клавесин итальянской фирмы «Гвидо Бицци», на котором можно исполнять не только цифрованный бас, но и виртуозные сольные пьесы, и даже концерты для клавесина с оркестром. Такого королевского инструмента в нашей филармонии еще не было — при том, что старинная музыка даже и у нас все больше и больше входит в моду.
Возможности нового инструмента блестяще продемонстрировала российская клавесинистка Ольга Мартынова, исполнив сначала Концерт Ля мажор К.Ф.Э. Баха, затем сольные пьесы итальянского барочного композитора Франческо Джеминиани, а во втором отделении — партию из Седьмой симфонии Моисея Вайнберга.
И это было еще одно очень важное возвращение. Вайнберг — один из целой группы польских музыкантов, которые осенью 1939 года, спасаясь от немецко–фашиских захватчиков, пересекли так называемую зеленую границу и попросили убежища в СССР. Большинство из них (в том числе и Вайнберг) были еще студентами и продолжили учебу в Белорусской консерватории.
После войны их судьбы сложились по–разному. Генрих Вагнер и Эди Тырманд стали видными белорусскими композиторами, Рышард Селицкий вернулся в Польшу, а Моисей Вайнберг поселился в Москве, женился на дочери Соломона Михоэлса и был арестован по так называемому делу врачей. И хотя впоследствии он был реабилитирован, черная тень недоверия преследовала его всю его жизнь. Любой советский человек знал сочиненные им песни из фильма «Последний дюйм» и из мультика про Вини–Пуха, но двадцать шесть его симфоний лежали под спудом. И только в феврале 2017 года в московском Большом театре поставили его оперу «Идиот», а «Пассажирку», которая с успехом идет во всем мире, не поставили до сих пор.
И вот сейчас Вайнберг с огромным успехом возвращается в Минск, где его музыка никогда прежде не исполнялась. Ну разве что «Молдавская рапсодия».
И еще одно имя, всплывшее в этом концерте. Как бонус для публики дирижер Евгений Бушков исполнил арию My Man’s Gone Now из оперы «Порги и Бесс», аранжированную покойным главным дирижером и фактическим основателем Государственного камерного оркестра Юрием Цирюком. В этой аранжировке есть партия клавесина...
Сама же Елена Метельская играла в Минске очень редко. Педагогическая работа отнимала время и силы, да и не было ощущения своей востребованности на фоне пианистов–мужчин — энергичных, ярких, напористых.
Полтора года назад она переехала в Германию. Причины для этого были сугубо личные. И теперь вместе с мужем, виолончелистом Мартином Мюллер–Вайфенбахом, очень много выступает в ансамбле и соло. В октябре 2016 года после долгих поисков подходящего помещения они открыли неподалеку от Веймара музыкальное кафе, в котором вместе с друзьями исполняют шедевры классической музыки.
Ровно год назад эта музыкальная пара приезжала с концертом в Минск, а нынче 21 февраля Елена Метельская выступила соло в «Верхнем городе». Публики было немного, но пришедшие смогли убедиться, насколько замечательную пианистку мы... нет, не потеряли, потому что Метельская даже в Германии остается белорусской пианисткой и планирует регулярно сюда приезжать. Ее исполнение Тридцать второй сонаты Бетховена поразило сочетанием женственности и внутренней силы, элегантности и трагизма.
А назавтра в Большом зале Белорусской филармонии прошел очередной концерт Государственного камерного оркестра из цикла «От Баха до джаза». Почтеннейшей публике был представлен новый концертный клавесин итальянской фирмы «Гвидо Бицци», на котором можно исполнять не только цифрованный бас, но и виртуозные сольные пьесы, и даже концерты для клавесина с оркестром. Такого королевского инструмента в нашей филармонии еще не было — при том, что старинная музыка даже и у нас все больше и больше входит в моду.
Возможности нового инструмента блестяще продемонстрировала российская клавесинистка Ольга Мартынова, исполнив сначала Концерт Ля мажор К.Ф.Э. Баха, затем сольные пьесы итальянского барочного композитора Франческо Джеминиани, а во втором отделении — партию из Седьмой симфонии Моисея Вайнберга.
И это было еще одно очень важное возвращение. Вайнберг — один из целой группы польских музыкантов, которые осенью 1939 года, спасаясь от немецко–фашиских захватчиков, пересекли так называемую зеленую границу и попросили убежища в СССР. Большинство из них (в том числе и Вайнберг) были еще студентами и продолжили учебу в Белорусской консерватории.
После войны их судьбы сложились по–разному. Генрих Вагнер и Эди Тырманд стали видными белорусскими композиторами, Рышард Селицкий вернулся в Польшу, а Моисей Вайнберг поселился в Москве, женился на дочери Соломона Михоэлса и был арестован по так называемому делу врачей. И хотя впоследствии он был реабилитирован, черная тень недоверия преследовала его всю его жизнь. Любой советский человек знал сочиненные им песни из фильма «Последний дюйм» и из мультика про Вини–Пуха, но двадцать шесть его симфоний лежали под спудом. И только в феврале 2017 года в московском Большом театре поставили его оперу «Идиот», а «Пассажирку», которая с успехом идет во всем мире, не поставили до сих пор.
И вот сейчас Вайнберг с огромным успехом возвращается в Минск, где его музыка никогда прежде не исполнялась. Ну разве что «Молдавская рапсодия».
И еще одно имя, всплывшее в этом концерте. Как бонус для публики дирижер Евгений Бушков исполнил арию My Man’s Gone Now из оперы «Порги и Бесс», аранжированную покойным главным дирижером и фактическим основателем Государственного камерного оркестра Юрием Цирюком. В этой аранжировке есть партия клавесина...