"За отвагу": вспомним о подвиге брестских десантников
22.12.2017 15:06:09
Президент Беларуси подписал о награждении бывших военнослужащих Вооруженных Сил Дмитрия Страчука и Евгения Жарского медалью "За отвагу". Как уже сообщали СМИ, 5 апреля этого года во время проведения десантирования в Шумилинском районе из самолета Ил-76МД военнослужащий десантно-штурмовой роты 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады гвардии рядовой Дмитрий Страчук спас жизнь своему товарищу гвардии рядовому Евгению Жарскому.
"На высоте около 80 метров в результате резкого порыва ветра произошло схождение парашютистов. У гвардии рядового Евгения Жарского погас купол. Гвардии рядовой Дмитрий Страчук в сложившейся нештатной ситуации зафиксировал руками погасший купол парашюта товарища, и они благополучно приземлились", - говорится в пресс-релизе Министерства обороны.
- Мы с Женькой дружим практически полтора года и постоянно вместе выезжали на учения, полевые выходы, прыжки. А еще у нас всего день разницы по ворасту. Сейчас мы будем еще и один день рождения на двоих праздновать... Ведь мы спасли друг друга. Тот день не отличался от предыдущих. Правда, перед прыжком немного волновался сильнее обычного. Хотя такое бывает каждый раз, когда предстоит десантирование. Да, с Ил-76 я уже прыгал, поэтому чего было волноваться. Но тревога не покидала меня. У нас с Женей Жарским нет секретов друг от друга. Когда поднимались в самолет, он тоже поделился со мной своими мыслями и переживаниями. У него было такое же предчувствие. Мы не придали этому особого значения... Уже на аэродроме офицеры воздушно-десантной службы еще раз проверили укладку парашютов, провели с нами инструктаж, и мы стали грузиться в самолет. Полет длился всего 15 минут. После прозвучала сирена. Это значит, что поступила команда "Приготовиться". Мы встали, подняли лавочки. Затем заправили перья стабилизирующего парашюта под клапан ранца. Обтянули ножные обхваты, чтобы при раскрытии парашюта на нем можно было сидеть, а не висеть. Через 40 секунд открылась задняя рампа, а еще через минуту боковые двери. Парни начали уходить в небесные объятия, вскоре пришла и моя очередь. Я прыгнул, через мгновение облегченно почувствовал сильный рывок - это значит, что парашют раскрылся. Сразу же осмотрелся. Когда прыгаешь с "ильюхи", нужно найти глазами самолет, чтобы уйти от него подальше и не попасть в поток десантников, которые выпрыгивают с противоположной двери. Ветром нас слегка разбросало в стороны. Но в остальном это был обычный прыжок. По стрелке снизу я определил направление ветра, развернулся по ветру, осмотрелся по сторонам. Вокруг чисто. Я продолжил свой полет.
Вдруг я понял, что перестал снижаться. Первая мысль - подхватило потоком ветра. Прошло еще несколько секунд, и меня дернуло вверх. Сначала показалось, будто я остановился. Вдруг я развернулся вправо и уже летел не по ветру. Начал искать причину неполадки. Натянул стропы, чтобы снова продолжить полет по ветру. Резкий рывок вернул меня на прежнюю траекторию. Неожиданно я стал падать вниз. Причем прерывистыми рывками где-то по 15 метров. Мгновенно я поднял глаза вверх и увидел: Женя пытается перебежать мой купол. Нас учат так делать в подобных ситуациях. Но, к несчастью, он не рассчитал расстояние и сел прямо на него. Из-за этой посадки у него пропало натяжение на купол, и он погас. После этого мой друг стал падать, вниз зацепив и мой купол, который тоже погас.
Земля летела навстречу. Я издал нечеловеческий, ужасный крик, поднимающий в душе первобытный неосознанный страх. А дальше начали работать рефлексы. Организм все сделал сам словно на автомате. Долгие часы, что я провел на занятиях, и регулярные инструктажи спасли наши жизни. Когда Женя пролетал мимо моего купола, я, сам того не понимая, как-то умудрился подцепить его парашют правой ногой. В те секунды даже и не почувствовал дополнительной тяжести на ноге. Мой парашют снова наполнился, а Женя смог раскрыть запаску. Все это произошло буквально за девять секунд. Девять секунд между жизнью и смертью...
Через несколько мгновений мы оказались на земле. Наполненный купол тянул меня по грунту несколько метров. Дело в том, что мое тело в тот момент трясло, и я не мог встать. Тогда я взял две стропы в правую руку и стал тянуть их на себя, но они выскользнули из пальцев. Мне помог наряд по площадке приземления. Загасив мой купол, они сразу побежали к другу. Я наконец смог встать на ноги. Хотелось скорее расстегнуться, но никак не выходило. Адреналин не отпускал. Да и плюс ко всему запаска была очень плотно затянута. Я крикнул наряду по площадке приземления, чтобы они позвали помощь. Практически сразу появились медики. Это были одни из самых страшных мгновений в моей жизни. Женя не шевелился. Но после первой помощи он очнулся. Дальше его отвезли в больницу. В той ситуации он спасал меня, освобождаясь от основного парашюта и введя запасной. Женя для меня больше чем друг. Сейчас мы будем точно отмечать новый день нашего рождения.
Командующий силами специальных операций Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Вадим Денисенко в тот день находился в Шумилинском районе и видел своими глазами действия военнослужащих Жарского и Страчука в сложившейся в небе нештатной ситуации. По словам Вадима Ивановича, оба военнослужащих действовали уверенно и решительно. Во время снижения не было никакой паники и страха, а только четко взвешенные действия:
- Они оба герои! На высоте 700 метров ничего не предвещало беды. Все шло штатно. Но когда это начало происходить, в экстремальной ситуации они не запаниковали, а делали все возможное для спасения жизни и себя и товарища. Неизвестно, как поступил бы каждый из нас, оказавшись на месте этих парней! Их действия были слаженными. Они знали, когда и кто должен вводить запасной парашют. Сделали бы они это раньше, или сделал бы из них кто-то другой, они только погубили бы друг друга. Поэтому оцениваю действия обоих солдат как грамотные и обдуманные. Самое главное, что наши военнослужащие обучены. На каждом занятии по воздушно-десантной подготовке отрабатываются различные нештатные ситуации, так было и накануне десантирования. Оно и к лучшему, что офицеры воздушно-десантной службы проявляют принципиальность во время таких занятий. Тогда у военнослужащих все их действия оттачиваются до автоматизма, а где-то и на уровне рефлекса.
А вот комментарий заместителя командира 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады по воздушно-десантной подготовке - начальника воздушно-десантной службы бригады гвардии полковника Владимира Гнедчика:
- Накануне со всеми десантирующимися военнослужащими 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады была проведена основательная теоретическая и практическая подготовка на воздушно-десантном комплексе 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. В воздушно-десантной подготовке все продумано до мельчайших деталей. С военнослужащими нашей бригады занятия на воздушно-десантном комплексе проходят каждую неделю. Процесс обучения начинается с самого первого дня пребывания новоиспеченного воина ССО в армии. Сначала все они изучают устройство парашюта, страхующие приборы, порядок укладки основного и запасного парашютов. Затем переходят к отработке всех элементов прыжка на земле и на снарядах воздушно-десантного комплекса. Затем сдают зачет. К прыжку допускаются только военнослужащие, которые сдали зачет.
- У этих парней уже было несколько прыжков, а гвардии рядовой Страчук и вовсе третий раз десантировался с самолета Ил-76МД, - уточняет подробности исполняющий обязанности заместителя командующего по воздушно-десантной подготовке - начальник отдела воздушно-десантной подготовки и обеспечения командования сил специальных операций Вооруженных Сил подполковник Дмитрий Рыбинский. - В сложившейся нештатной ситуации, когда оба основных парашюта начали гаснуть, гвардии рядовые Дмитрий Страчук и Евгений Жарский действовали профессионально. Так получилось, что Страчук на ноге держал край погасшего парашюта Жарского. Из последних сил, стиснув зубы, он удерживал товарища, позволив Евгению раскрыть запасной парашют. Будь до земли на метров десять больше, приземление было бы более благополучным.
Фото Олега Александрова.
"На высоте около 80 метров в результате резкого порыва ветра произошло схождение парашютистов. У гвардии рядового Евгения Жарского погас купол. Гвардии рядовой Дмитрий Страчук в сложившейся нештатной ситуации зафиксировал руками погасший купол парашюта товарища, и они благополучно приземлились", - говорится в пресс-релизе Министерства обороны.
Награждение брестских десантников - очередной весомый повод вспомнить подробности тревожного апрельского дня... Вот, что рассказывал "Спецназу" еще весной гвардии рядовой Дмитрий Страчук:
- Мы с Женькой дружим практически полтора года и постоянно вместе выезжали на учения, полевые выходы, прыжки. А еще у нас всего день разницы по ворасту. Сейчас мы будем еще и один день рождения на двоих праздновать... Ведь мы спасли друг друга. Тот день не отличался от предыдущих. Правда, перед прыжком немного волновался сильнее обычного. Хотя такое бывает каждый раз, когда предстоит десантирование. Да, с Ил-76 я уже прыгал, поэтому чего было волноваться. Но тревога не покидала меня. У нас с Женей Жарским нет секретов друг от друга. Когда поднимались в самолет, он тоже поделился со мной своими мыслями и переживаниями. У него было такое же предчувствие. Мы не придали этому особого значения... Уже на аэродроме офицеры воздушно-десантной службы еще раз проверили укладку парашютов, провели с нами инструктаж, и мы стали грузиться в самолет. Полет длился всего 15 минут. После прозвучала сирена. Это значит, что поступила команда "Приготовиться". Мы встали, подняли лавочки. Затем заправили перья стабилизирующего парашюта под клапан ранца. Обтянули ножные обхваты, чтобы при раскрытии парашюта на нем можно было сидеть, а не висеть. Через 40 секунд открылась задняя рампа, а еще через минуту боковые двери. Парни начали уходить в небесные объятия, вскоре пришла и моя очередь. Я прыгнул, через мгновение облегченно почувствовал сильный рывок - это значит, что парашют раскрылся. Сразу же осмотрелся. Когда прыгаешь с "ильюхи", нужно найти глазами самолет, чтобы уйти от него подальше и не попасть в поток десантников, которые выпрыгивают с противоположной двери. Ветром нас слегка разбросало в стороны. Но в остальном это был обычный прыжок. По стрелке снизу я определил направление ветра, развернулся по ветру, осмотрелся по сторонам. Вокруг чисто. Я продолжил свой полет.
Вдруг я понял, что перестал снижаться. Первая мысль - подхватило потоком ветра. Прошло еще несколько секунд, и меня дернуло вверх. Сначала показалось, будто я остановился. Вдруг я развернулся вправо и уже летел не по ветру. Начал искать причину неполадки. Натянул стропы, чтобы снова продолжить полет по ветру. Резкий рывок вернул меня на прежнюю траекторию. Неожиданно я стал падать вниз. Причем прерывистыми рывками где-то по 15 метров. Мгновенно я поднял глаза вверх и увидел: Женя пытается перебежать мой купол. Нас учат так делать в подобных ситуациях. Но, к несчастью, он не рассчитал расстояние и сел прямо на него. Из-за этой посадки у него пропало натяжение на купол, и он погас. После этого мой друг стал падать, вниз зацепив и мой купол, который тоже погас.
Земля летела навстречу. Я издал нечеловеческий, ужасный крик, поднимающий в душе первобытный неосознанный страх. А дальше начали работать рефлексы. Организм все сделал сам словно на автомате. Долгие часы, что я провел на занятиях, и регулярные инструктажи спасли наши жизни. Когда Женя пролетал мимо моего купола, я, сам того не понимая, как-то умудрился подцепить его парашют правой ногой. В те секунды даже и не почувствовал дополнительной тяжести на ноге. Мой парашют снова наполнился, а Женя смог раскрыть запаску. Все это произошло буквально за девять секунд. Девять секунд между жизнью и смертью...
Через несколько мгновений мы оказались на земле. Наполненный купол тянул меня по грунту несколько метров. Дело в том, что мое тело в тот момент трясло, и я не мог встать. Тогда я взял две стропы в правую руку и стал тянуть их на себя, но они выскользнули из пальцев. Мне помог наряд по площадке приземления. Загасив мой купол, они сразу побежали к другу. Я наконец смог встать на ноги. Хотелось скорее расстегнуться, но никак не выходило. Адреналин не отпускал. Да и плюс ко всему запаска была очень плотно затянута. Я крикнул наряду по площадке приземления, чтобы они позвали помощь. Практически сразу появились медики. Это были одни из самых страшных мгновений в моей жизни. Женя не шевелился. Но после первой помощи он очнулся. Дальше его отвезли в больницу. В той ситуации он спасал меня, освобождаясь от основного парашюта и введя запасной. Женя для меня больше чем друг. Сейчас мы будем точно отмечать новый день нашего рождения.
Командующий силами специальных операций Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Вадим Денисенко в тот день находился в Шумилинском районе и видел своими глазами действия военнослужащих Жарского и Страчука в сложившейся в небе нештатной ситуации. По словам Вадима Ивановича, оба военнослужащих действовали уверенно и решительно. Во время снижения не было никакой паники и страха, а только четко взвешенные действия:
- Они оба герои! На высоте 700 метров ничего не предвещало беды. Все шло штатно. Но когда это начало происходить, в экстремальной ситуации они не запаниковали, а делали все возможное для спасения жизни и себя и товарища. Неизвестно, как поступил бы каждый из нас, оказавшись на месте этих парней! Их действия были слаженными. Они знали, когда и кто должен вводить запасной парашют. Сделали бы они это раньше, или сделал бы из них кто-то другой, они только погубили бы друг друга. Поэтому оцениваю действия обоих солдат как грамотные и обдуманные. Самое главное, что наши военнослужащие обучены. На каждом занятии по воздушно-десантной подготовке отрабатываются различные нештатные ситуации, так было и накануне десантирования. Оно и к лучшему, что офицеры воздушно-десантной службы проявляют принципиальность во время таких занятий. Тогда у военнослужащих все их действия оттачиваются до автоматизма, а где-то и на уровне рефлекса.
А вот комментарий заместителя командира 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады по воздушно-десантной подготовке - начальника воздушно-десантной службы бригады гвардии полковника Владимира Гнедчика:
- У этих парней уже было несколько прыжков, а гвардии рядовой Страчук и вовсе третий раз десантировался с самолета Ил-76МД, - уточняет подробности исполняющий обязанности заместителя командующего по воздушно-десантной подготовке - начальник отдела воздушно-десантной подготовки и обеспечения командования сил специальных операций Вооруженных Сил подполковник Дмитрий Рыбинский. - В сложившейся нештатной ситуации, когда оба основных парашюта начали гаснуть, гвардии рядовые Дмитрий Страчук и Евгений Жарский действовали профессионально. Так получилось, что Страчук на ноге держал край погасшего парашюта Жарского. Из последних сил, стиснув зубы, он удерживал товарища, позволив Евгению раскрыть запасной парашют. Будь до земли на метров десять больше, приземление было бы более благополучным.
Фото Олега Александрова.