За кулисами фестиваля.
09.07.2011 07:41:00
Удивительно позитивная, искренняя и вдохновляющая атмосфера фестивальной недели, которая покоряет всех приезжающих в Витебск, говорит сама за себя – такое не купишь и по заказу не создашь. За этим стоят конкретные люди, и многие из них на фестивале с первых дней. Их не видят зрители, но им аплодируют артисты. Про них редко пишут в газетах, но журналисты их постоянные собеседники. Им не вручают премии, но если что-то пойдет не так, все шишки достанутся именно им... Для них фестиваль – это прежде всего работа, и грех было бы не дать им слово в год юбилейного фестиваля.
Случался и экстрим
Леонид БОГОРАД, исполнительный директор фестиваля:
– Для меня «Славянский базар» начался со строительства амфитеатра, предназначавшегося для проведения фестиваля польской песни. И уже тогда мы вынашивали идею эдакой Олимпиады искусств.
По долгу службы во время концертов я практически все время нахожусь в амфитеатре, но при этом как зритель не был ни на одном концерте – очень много работы, времени на сон иногда просто не остается.
Одним из самых экстремальных моментов за двадцать лет была история с ночным концертом Олега Газманова, который решил, что час тридцать означает 13.30. В итоге оказалось, что за десять часов до начала витебского концерта у него сольное выступление в Новгороде. Когда это выяснилось, обратились за помощью в Министерство гражданской авиации России, и только благодаря специально предоставленному «зеленому коридору» смогли разрулить ситуацию. В Летний амфитеатр Газманов приехал, когда зрители уже сидели в зале. С тех пор мы стали уточнять в программе, что концерт состоится в ночь.
Связующее звено
Вера ЧАЩИХИНА, руководитель координационной оперативной службы фестиваля:
– До сих пор самый волнительный момент – часы накануне открытия фестиваля. И хотя в Центре культуры я работаю с 1978 года, все равно этот переход от подготовки в активную фазу праздника полон переживаний.
Наша служба – связующее звено между постановочными группами, артистами, продюсерами, фестивальными площадками и службами города. Кроме того, это медицинское обслуживание, протокольная часть конкурсов, вся справочная информация о проживании, питании, времени репетиций.
Наша особенность – большая смена артистов, не то что в Юрмале, когда один состав приезжает и уезжает практически одновременно. У нас каждый день новые люди, объем информации и скорость изменений невероятная. Это учит организовывать себя и жить в особом ритме, ведь мы понимаем: по тому, насколько мы гостеприимны, по степени комфорта, судят не только о Витебске, но и о нашем государстве в целом.
В ответе за весь свет
Олег МАСЛЕННИКОВ, художник по свету:
– Я принимал участие в строительстве амфитеатра, тогда мне было 25 лет, и это яркие моменты, связанные с молодостью, большим интересом к работе. Сейчас для меня любое шоу – это почти производственный процесс, где и мы, и артисты – всего лишь технологические цепочки качественного продукта.
Свет – одна из составляющих того, за что зритель платит деньги. Как мы шутим, человек приходит на концерт, чтобы его оглушили и ослепили. В этом смысле важно понимать, что главная особенность фестиваля в том, что он телевизионный. Сейчас ТВ снимает не только артистов, но и реакцию зрителей, поэтому весь амфитеатр становится большой сценой. Иногда зрителям в зале не позавидуешь: человек садится на свое место – и ничего не видит, потому что перед ним камера или прямо в глаза светит прожектор.
Основные закупки светового оборудования у нас были в 2003 и 2007 годах, и благодаря мощной поддержке государства мы соответствуем мировому уровню. А в начале 2000-х даже сценографию делали таким образом, чтобы закрыть старое световое оборудование и не испортить телевизионную съемку.
В двадцатый раз – как в первый
Антонина САЛЬНИКОВА, начальник отдела международного сотрудничества:
– Несмотря на то что фестиваль проходит в двадцатый раз, готовимся к нему, как к первому, потому что многие приезжают в Витебск впервые. Каждый участник конкурса – целая планета, и наша задача не просто перевести с иностранного языка на русский, а вообще найти подход к человеку. Просьбы поступают самые неожиданные. Однажды, например, переводчика попросили узнать, сколько лет лошади, которая участвовала в представлении.
Единственное, что я успеваю посмотреть – это конкурсные концерты, на которых болею за своих подопечных и радуюсь, когда есть яркие, бесспорные лидеры. Такой была победа Филиппа Жмахера в 1995 году, из белорусов я назвала бы Петра Елфимова.
Служба хорошего настроения
Анатолий ВАСЕНДА, заведующий филиалом «Летний амфитеатр»:
– Вне сезона Летний амфитеатр обслуживают около 30 человек, а в дни фестиваля – в 5–7 раз больше, плюс службы света, звука – в общей сложности человек 300. Но самое трудное и ответственное – не эксплуатация уникального сооружения, каким является амфитеатр (этому нас научили конструкторы и инженеры), а общение с гостями. Артист – человек, ради которого зрители заполняют зал, и наша задача сделать все, чтобы он вышел на сцену в хорошем настроении. Но поскольку работает слаженная команда, мы друг друга понимаем с полуслова.
Посмотреть мне удается лишь отдельные номера. А из программ сильнейшее впечатление оставил сольный концерт Аллы Пугачевой. У нее были проблемы с голосом, пришлось даже переносить концерт, но в итоге было что-то необыкновенное. Создать эмоциональный заряд в зале мало кому по силам.
Легче всего – с зарубежными звездами
Олег АФАНАСЬЕВ, главный звукорежиссер фестиваля:
– В городской Центр культуры я пришел работать в 1978 году, строил амфитеатр, так что для меня фестиваль, как воздух: когда он есть, его не замечаешь, когда его нет, сразу не хватает.
Сейчас в амфитеатре установлено самое современное звуковое оборудование, такого технического оснащения сцены нет нигде в стране, поэтому наблюдается тенденция увеличения концертов с живым звуком.
Самые «легкие» клиенты – зарубежные звезды, обычно это очень скромные и лояльные люди, которые привыкли работать профессионально. Наши не все умеют петь, зато могут выставлять безумные требования. Один российский артист несколько часов все переподключал и проверял, а в итоге дал полностью фонограммный концерт. Каких-то серьезных проколов не припомню, разве что у Киркорова фонограмма зависла, но это была вина его специалиста по звуку.