«Если нужно оформить 120 паспортов в день – бояться времени нет». Истории людей, которым в работе нужен красивый почерк
23.01.2020 12:10:00
ЗУБКОВА Мария
Компьютеры и гаджеты упрощают жизнь настолько, что теперь можно не делать многих элементарных вещей: собираться в гости ради общения, ехать к работодателю, чтобы показать портфолио, спешить в кассу за билетами на премьеру. Даже любовные послания от руки строчить не нужно – быстрее набрать на клавиатуре. И все же есть профессии, где высокие технологии не успели заменить красивый почерк, а вместе с ним и частичку души, которую человек вкладывает в каждую букву. Накануне Дня ручного письма, который отмечается 23 января, поговорили с теми, для кого оно все еще актуально.
– В любом предмете для учителя важен хороший почерк. Написать на доске задание, проверить тетради и сделать пометки, заполнить журнал – это наша ежедневная работа и своего рода образец для ученика. Раньше много документов приходилось писать шариковой ручкой, сейчас же ведем электронную документацию и почти все делаем на компьютере. А вот свидетельства и аттестаты заполняем от руки, и в нашей школе эта почетная миссия отводится мне.
«Самый красивый почерк!» – уверяют коллеги. А все благодаря бабушке Нине, вспоминает педагог:
– Пошла в первый класс в пять лет, уже умела читать, считать и писать. Всему научила бабушка, ровные строки тоже переняла от нее. Нина Павловна пела в церковном хоре и записывала песни в тетрадь. А я обожала ее листать и обводить карандашом буквы, повторяя стиль письма.
В этом году 11-классников в Аталези нет, заполнять документы Елена Васильевна будет девятиклассникам:
– Права на ошибку не имею, потому что свидетельств и аттестатов выдается ровно столько, сколько в школе выпускников. Перед тем как сесть за заполнение, запираю кабинет, закрываю окна, выключаю телефон – ничто не должно отвлекать. На один экземпляр уходит примерно полчаса, аккуратно вывожу каждое слово. Я сама окончила школу, где сейчас работаю, и мне хочется, чтобы ребята покидали ее с идеальным документом.
– В повседневной жизни не часто приходится вести документацию от руки, все компьютеризировано. Но во время сессий пишу достаточно много – заполняю ведомости, докладные, зачетки. Хороший почерк, сформировавшийся еще в детстве, эти задачи облегчает.
Чтобы добиться идеального письма, в свое время пришлось покорпеть над тетрадями, не скрывает преподаватель:
– Моя мама – доктор, но у нее, в отличие от многих медработников, всегда был идеальный почерк. Того же ждали и от меня. Частенько, если проскакивала ошибка в слове, делала «хоп!» – и листика в тетради нет. Потом переписывала работу начистую. Думаю, у многих детей постсоветского периода есть похожие истории.
В 27 лет почерк у Анны такой же, каким был в начальных классах. Не менялся ни в подростковом возрасте, ни в вузе. И все же от принятого образца одна буква отличается:
– Заглавную «а» пишу так же, как и строчную. Меня не назовешь старательной, но почерк дался именно стараниями. Зато теперь это выручает – было бы стыдно неразборчиво вывести в зачетной книжке название предмета или отметку. Конечно, это мелочь, которую видят только два человека – я и студент. Но все равно приятно иногда получить комплимент по поводу изящных строк и росписи.
– Когда оформляю паспорта, аккуратно вывожу буквы, чтобы они не были слишком крупными, а петельки у «», «», «» не затрагивали нижнюю строку, где проставляются номера дома и квартиры. Про помарки даже не говорю – в документе они недопустимы.
Спустя пять лет работы страх допустить ошибку прошел, хотя поначалу руки дрожали, признается Маргарита:
– Если в день предстоит оформить полсотни паспортов, нужно сосредоточиться и делать все быстро, а если 120 – времени бояться и вовсе нет. Хороший почерк не был критерием при приеме на должность, но для паспортиста это важное качество – уметь красиво и правильно вносить данные.
– После окончания Минского народного университета художественно-оформительского творчества работала художником-оформителем, когда-то эта профессия была востребованной, но в перестройку пришлось перепрофилироваться. Уже несколько десятилетий занимаюсь ручной гравировкой. Основной инструмент для меня – бормашина, которой вывожу и поздравления с юбилеями, и пылкие признания в любви, и умилительные пожелания детям.
Большой опыт и красивый почерк позволяют Людмиле не делать заготовки, а сразу приступать к делу:
– Я училась в школе в те времена, когда малышей заставляли писать сначала простым карандашом, а затем – чернильным пером. Если вы посмотрите тетради советского периода, увидите в них каллиграфические буквы. Нынешняя молодежь уже так не старается, часто нужно расшифровывать их записки.
Гравировать Людмиле Ивановне доводится разные предметы – дорогие часы, кубки, вазы, драгоценные изделия:
– Подписывала даже мышеловки и лопаты. Самые же трогательные моменты – когда бабушки заказывают гравировку на серебряных ложечках или медальонах для своих внуков, которые живут далеко. Тогда и всплакнуть можем вместе от того, как грустно в пожилом возрасте остаться одному.
Полчаса на аттестат
«Класная работа. Модуль ліку». Похожие фразы заместитель директора по основной деятельности Аталезского УПК детский сад – средняя школа Столбцовского района Елена Шкварченко пишет мелом на доске почти каждый день. В четырех классах она ведет математику:– В любом предмете для учителя важен хороший почерк. Написать на доске задание, проверить тетради и сделать пометки, заполнить журнал – это наша ежедневная работа и своего рода образец для ученика. Раньше много документов приходилось писать шариковой ручкой, сейчас же ведем электронную документацию и почти все делаем на компьютере. А вот свидетельства и аттестаты заполняем от руки, и в нашей школе эта почетная миссия отводится мне.
«Самый красивый почерк!» – уверяют коллеги. А все благодаря бабушке Нине, вспоминает педагог:
– Пошла в первый класс в пять лет, уже умела читать, считать и писать. Всему научила бабушка, ровные строки тоже переняла от нее. Нина Павловна пела в церковном хоре и записывала песни в тетрадь. А я обожала ее листать и обводить карандашом буквы, повторяя стиль письма.
В этом году 11-классников в Аталези нет, заполнять документы Елена Васильевна будет девятиклассникам:
– Права на ошибку не имею, потому что свидетельств и аттестатов выдается ровно столько, сколько в школе выпускников. Перед тем как сесть за заполнение, запираю кабинет, закрываю окна, выключаю телефон – ничто не должно отвлекать. На один экземпляр уходит примерно полчаса, аккуратно вывожу каждое слово. Я сама окончила школу, где сейчас работаю, и мне хочется, чтобы ребята покидали ее с идеальным документом.
«Хоп!» – и листика в тетради нет
На этой неделе старший преподаватель БНТУ Анна Авдиенок заполнила не один десяток зачеток. У студентов факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства она принимала экзамены:– В повседневной жизни не часто приходится вести документацию от руки, все компьютеризировано. Но во время сессий пишу достаточно много – заполняю ведомости, докладные, зачетки. Хороший почерк, сформировавшийся еще в детстве, эти задачи облегчает.
Чтобы добиться идеального письма, в свое время пришлось покорпеть над тетрадями, не скрывает преподаватель:
– Моя мама – доктор, но у нее, в отличие от многих медработников, всегда был идеальный почерк. Того же ждали и от меня. Частенько, если проскакивала ошибка в слове, делала «хоп!» – и листика в тетради нет. Потом переписывала работу начистую. Думаю, у многих детей постсоветского периода есть похожие истории.
В 27 лет почерк у Анны такой же, каким был в начальных классах. Не менялся ни в подростковом возрасте, ни в вузе. И все же от принятого образца одна буква отличается:
– Заглавную «а» пишу так же, как и строчную. Меня не назовешь старательной, но почерк дался именно стараниями. Зато теперь это выручает – было бы стыдно неразборчиво вывести в зачетной книжке название предмета или отметку. Конечно, это мелочь, которую видят только два человека – я и студент. Но все равно приятно иногда получить комплимент по поводу изящных строк и росписи.
Где эта улица, где этот дом?
Если знакомые спрашивают Маргариту Водолееву, чем занимается на работе, она всегда может отшутиться: «Дарю людям минскую регистрацию». В день паспортист отдела по гражданству и миграции Центрального РУВД Минска заполняет сотни штампов сведениями об адресе, заключении брака, наличии несовершеннолетних детей. В главном документе гражданина информация должна быть разборчивой. Маргарита же старается, чтобы текст выглядел не только читабельно, но и красиво:– Когда оформляю паспорта, аккуратно вывожу буквы, чтобы они не были слишком крупными, а петельки у «», «», «» не затрагивали нижнюю строку, где проставляются номера дома и квартиры. Про помарки даже не говорю – в документе они недопустимы.
Спустя пять лет работы страх допустить ошибку прошел, хотя поначалу руки дрожали, признается Маргарита:
– Если в день предстоит оформить полсотни паспортов, нужно сосредоточиться и делать все быстро, а если 120 – времени бояться и вовсе нет. Хороший почерк не был критерием при приеме на должность, но для паспортиста это важное качество – уметь красиво и правильно вносить данные.
Бормашиной – по часам
Станок и компьютерная программа, насчитывающая сотни красивых шрифтов, – главные помощники современных граверов. Профессионалов же, которые до сих пор выводят красивые фразы от руки, можно пересчитать по пальцам. Много лет индивидуальный предприниматель Людмила Хованская подписывает подарки и памятные сувениры, каждая литера в ее исполнении – handmade в чистом виде:– После окончания Минского народного университета художественно-оформительского творчества работала художником-оформителем, когда-то эта профессия была востребованной, но в перестройку пришлось перепрофилироваться. Уже несколько десятилетий занимаюсь ручной гравировкой. Основной инструмент для меня – бормашина, которой вывожу и поздравления с юбилеями, и пылкие признания в любви, и умилительные пожелания детям.
Большой опыт и красивый почерк позволяют Людмиле не делать заготовки, а сразу приступать к делу:
– Я училась в школе в те времена, когда малышей заставляли писать сначала простым карандашом, а затем – чернильным пером. Если вы посмотрите тетради советского периода, увидите в них каллиграфические буквы. Нынешняя молодежь уже так не старается, часто нужно расшифровывать их записки.
Гравировать Людмиле Ивановне доводится разные предметы – дорогие часы, кубки, вазы, драгоценные изделия:
– Подписывала даже мышеловки и лопаты. Самые же трогательные моменты – когда бабушки заказывают гравировку на серебряных ложечках или медальонах для своих внуков, которые живут далеко. Тогда и всплакнуть можем вместе от того, как грустно в пожилом возрасте остаться одному.