Артем Каминский — о своем театре и новых ролях

Я вышел из башни

Народный артист России Артем Каминский каждый год ведет концерты по случаю Дня единения народов Беларуси и России на «Славянском базаре в Витебске». Мы встретились с артистом на празднике Театра Российской армии, который был создан 93 года назад. В этот день собралась вся труппа и поклонники легендарного коллектива.

Артем Каминский: Наша «Женитьба» по Гоголю с одной стороны — комедия, фарс, с другой — драма одинокого человека.
РИА НОВОСТИ

— Артем, вы в театре с 1988 года. Помните свою первую роль?

— Первый раз меня... вывезли на сцену в спектакле «Солдат и Ева» в башне, из которой я должен был крикнуть: «Жители королевства, радуйтесь!» Башню сильно качало. Если бы она упала, наверняка стал бы калекой.

— Ваш театр необычный.

— Да, такого в мире больше нет. Он расположен в форме пятиконечной звезды — шедевре архитектуры эпохи сталинского ампира. Фрески на потолке расписывал Лев Бруни, портал сделан по эскизам графика Владимира Фаворского.

— Вы же играли с уникальным артистом, лауреатом премии Союзного государства Владимиром Зельдиным?

— Да, это был спектакль «Загнанная лошадь» по пьесе Франсуазы Саган. У Зельдина уже были проблемы со зрением, но он находился в отличной физической форме. И никаких проблем с головой. В театре шел «Учитель танцев», из которого впоследствии выросли многие советские мюзиклы. И Зельдин блистал в этой постановке. В 2014 году на сцене «Славянского базара в Витебске» чествовали лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства. Владимир Зельдин был удостоен этой премии за исполнение роли Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». Строчки из этого спектакля стали его жизненным девизом: «Мечтать! Пусть изменит Мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи. И жить до скончанья времен».

— Что нужно, чтобы прожить сто лет?

— Жить как Зельдин. Свой 101‑й день рождения актер встретил на сцене родного театра, которому отдал 70 лет. Он был жизнелюбом, любил спорт и верховую езду. «Вдохни всей грудью живительный воздух жизни, — говорил его герой в спектакле, — и задумайся о том, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме души».

— У вас есть любимый спектакль?

— «Завещание целомудренного бабника». Сюжет лихо закручен. Дон Жуан, которого я играю, хочет исповедоваться, чтобы его похоронили по всем правилам, но к нему никто не хочет идти, кроме молодого монаха.

— У вас интересная премьера — «Женитьба» по Николаю Гоголю, где вы играете главную роль.

— Это наша классика. Действие пьесы происходит в первой половине XIX века. Подколесин, которого я играю, ищет себе невесту. Уже несколько месяцев сваха Фекла Ивановна ходит к нему.

— Ну и каков же ваш Подколесин?

— Он непростой. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. Он с восторгом думает о будущей семейной жизни, но затем впадает в панику и выпрыгивает в окно. С одной стороны, это комедия, фарс, с другой — драма одинокого человека.

— Кто режиссер спектакля?

— Постановку осуществил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Режиссер сохранил классический текст, не перекраивая его и не выворачивая смыслы. В спектакле участвует великолепная актерская команда. Роль Агафьи Тихоновны исполняет Мария Голубкина, а роль Кочкарева — Андрей Кайков.

— Как вы, уралец, оказались в Москве?

— Я с Южного Урала и был просто предназначен для сцены с детства. Мама и папа были людьми искусства. Я впитал запах кулис и пыль подмостков. Первой моей ролью еще в школьные годы было Чудище в спектакле «Аленький цветочек». Помню свою пластмассовую голову-шар.

— Почему вы остановили свой выбор на Школе-студии МХАТ?

— После школы поехал в Москву поступать, причем сразу в несколько театральных вузов. Прошел во все, но остановился на Школе-студии МХАТ. Курс набирал Олег Ефремов, а преподавал Андрей Мягков. Когда мы поступили, целовали выщербленные ступеньки.

— Какое впечатление оставила учеба?

— На меня хлынул свежий поток информации, я был счастлив. Как-то Олег Николаевич был на приеме у министра культуры СССР Демичева, и тот сказал, что приедет на экзамен в школу-студию. Олег Николаевич не просто с нами репетировал, доходило до того, что мы даже переставляли рояль под его руководством. На первом курсе мы все должны были прочитать «Этику» Станиславского.

— Вы — бессменный ведущий концертов Союзного государства. Какой из них особенно запом­нился?

— В Брестской крепости. Концерт шел ночью в годовщину начала Великой Отечественной войны, мемориал выглядел очень величественно. Собрались тысячи людей из России и Беларуси. Людмила Чурсина и Владимир Гостюхин читали письма с фронта. Еще запомнился концерт по случаю Дня единения народов Беларуси и России в нашем театре. Уникальность этих концертов в том, что зрительский зал наполовину как бы русский, а наполовину белорусский.

— А еще вы дипломант Союзного государства.

— На фестивале «Славянский базар в Витебске» очень хорошие традиции, одна из них — вручение дипломов представителям культуры, которые вносят вклад в развитие дружбы между народами Беларуси и России, в сохранение единого культурного пространства. Мне вручили диплом Постоянного Комитета «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России». Я был очень тронут тем, что моя работа так высоко оценена.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Народный артист России Артем Каминский родился 24 февраля 1965 года в Челябинске в семье Каминских, Маркса Борисовича, впоследствии директора Челябинской областной филармонии, и Генриэтты Васильевны.

В 1986-м окончил Школу-студию МХАТ. С 1988 года — актер Центрального академического театра Российской армии. Занят в лучших спектаклях театра.

Татьяна Хорошилова

mosfaces@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter