Гендиректор Белорусской калийной компании — о работе отрасли в период пандемии, изменениях на мировом рынке и рекордных отгрузках

Вся соль — в калии

Семь лет назад в истории развития калийной отрасли страны наступил переломный момент. Российский «Уралкалий» разорвал единый альянс с «Беларуськалием», хотя это сотрудничество обеспечивало обеим компаниям 40 процентов мирового рынка калийных удобрений. История самостоятельных поставок белорусского калия на внешние рынки начиналась непросто, скептики считали, что нас ждет провал. Однако созданное в 2013-м ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК) на протяжении последних лет является лидером мирового экспорта калия, достигнув к прошлом году абсолютно рекордной доли в мировом экспорте этого ценного ресурса — 21,3 процента. Сегодня вместе с гендиректором БКК Еленой Кудрявец мы вспоминаем сложный путь, который проделала наша страна на этом рынке, и обсуждаем планы и перспективы на будущее. 

В среднем ежегодно калийные удобрения из Беларуси отправляются в более чем 100 стран.
Фото  БЕЛТА

Две дороги, два пути

Для начала немного истории. В конце июля 2013 года «Уралкалий» объявил о прекращении сотрудничества с «Беларуськалием» и остановке экспортных продаж через совместного трейдера. Российский производитель резко решил изменить стратегию, сфокусировавшись на увеличении объема продаж в ущерб цене, что осложнило ситуацию на международном рынке калийных удобрений. Эту историю эксперты называли калийной войной за место на рынке в условиях падающих цен.

Елена Кудрявец.
И в этой «войне» белорусская сторона сделала необходимые стратегические шаги. 25 июля 2013 года Александр Лукашенко назначает на должность генерального директора БКК Елену Кудрявец, а затем 13 сентября подписывает Указ «О совершенствовании экспорта калийных удобрений». Пресс-служба Президента тогда сообщала: в целях реализации калийных удобрений предусмотрена регистрация новой торговой компании с аналогичным ЗАО «Белорусская калийная компания» названием, но в другой правовой форме — ОАО «Белорусская калийная компания». Компания получила исключительное право на экспорт минеральных или химических калийных удобрений. В то, что новый трейдер будет успешным, мало кто верил: многие аналитики в то время сомневались в успехе, ведь своих каналов сбыта у компании тогда еще не было. 

Позже гендиректор БКК Елена Кудрявец комментировала журналистам: 

— Тот путь, который мы прошли с 2013 года, не прошел ни один из производителей, ни одна из компаний. Если мы начали свой путь с минусовой отметки, то уже в 2015 году мы были номер один в мире производитель-экспортер, и мы удерживаем эти позиции. Это само по себе о многом говорит. 

С 2016 года БКК закрепила свое лидерство на мировом рынке калия, став торговой компанией номер один в мире по экспорту калийных удобрений. Доля экспорта белорусского калия в мировом экспорте в 2019 году достигла абсолютного рекорда — 21,3 процента. Это почти 10,3 млн тонн в физическом весе, в то время как во время совместных продаж с российским партнером экспорт калия из Беларуси в лучшем случае достигал 7,8 млн тонн в 2010 году. 

— Это сухие цифры, которые лучше всего описывают статус белорусского калия в мире. И на протяжении последних четырех лет БКК как компания-экспортер калия занимает безоговорочное первое место в мировом экспорте, — говорит Елена Кудрявец. — Когда-то нам казалось, что экспортировать 10 млн тонн калия в год — это просто нереально. Оказалось, все возможно!

Лидеры производства и продаж 

Аналогичный рост доли «Беларуськалия» произошел и в производстве: если доля компании на мировом рынке в 2013-м составляла 12,5 процента и произведено было около 7 млн тонн, то в прошлом году цифра выросла до 17,9 процента, а произведено было уже 12 млн тонн. Этот вывело белорусского калийного гиганта на первое место в мире и по производству. «Беларуськалий» по производству калийных удобрений обошел даже канадскую компанию Nutrient, образованную путем слияния двух сильных игроков на рынке — Agrium и PotashCorp. 

Ответить на вопрос, в скольких странах используют белорусский калий, тоже нетрудно, продолжает гендиректор БКК:

— Опять-таки цифры говорят сами за себя: общее количество стран экспорта белорусского хлористого калия за 2014–2019 годы (то есть за весь период независимой работы БКК) — 138 стран. В среднем ежегодно калийные удобрения из Беларуси отправляются в более чем 100 стран во всех уголках мира. Для сравнения: канадский калий востребован примерно в 55–58 странах мира, российский — примерно в 64–67. Кстати, в 2016 году Беларусь первой из постсоветских стран осуществила судовые поставки калия навалом в Австралию. Это рынок с очень жесткими санитарными требованиями, на который могут попасть далеко не все. 

Кроме того, «Беларуськалий» успешно реализует свои инвестиционные проекты: уже выпускается продукция на Петриковском горно-обогатительном комбинате, где к 2023 году планируется ежегодно производить полтора миллиона тонн удобрений (с возможностью удвоить объем выпуска). По плану идет и строительство Дарасинского рудника (Солигорск), ежегодная мощность которого составит около 8 млн тонн в год с последующим увеличением до 9 млн тонн. 

По объемам производства калийных удобрений «Беларуськалий» в прошлом году обошел крупнейшие мировые компании.
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Конкуренция и преимущества 

— В том, чтобы быть государственным предприятием, есть свои преимущества: государство не дает расслабиться, ведется строгий контроль за безопасностью производства, соблюдаются все экологические требования, а внутренний и внешний мониторинг бизнес-процессов находится на высоком уровне, — признается Елена Кудрявец. — Государственная компания сразу получает более высокий рейтинг доверия у покупателей, ведь все понимают: мы обладаем совершенно иным уровнем ответственности, представляя не отдельных собственников, а страну. 

Среди мощных конкурентных преимуществ компании — самая быстрая и эффективная логистическая цепочка, включающая и свой собственный фрахтовый отдел. У «Беларуськалия» есть свой парк вагонов, 30 процентов грузового терминала Biriu Kroviniu Terminalas в Клайпеде принадлежит белорусскому калийному производителю. Все работает в сцепке, как часы: доставка прямо из Солигорска быстрым и эффективным маршрутом при поддержке Белорусской и Литовской железной дороги. 

Однако, даже будучи государственной компанией, БКК прошла тяжелые этапы. Была и непростая информационная война с конкурентами, когда в медиапространство вливались недостоверные данные и факты о деятельности компании. Возникали и серьезные проблемы с блокировкой счетов в некоторых иностранных банках, озвучивались и инициативы по законодательным ограничениям (на рынке США в 2015 году по инициативе одного из конгрессменов), что также было частью недобросовестной конкуренции. Сегодняшнюю ситуацию гендиректор БКК характеризует так:

— Калийный рынок давно изменился: он стал высококонкурентным, работает по естественным законам. Олигополии разрушены, и мы уже живем в новых реалиях. В этих новых реалиях те принципы и подходы к экспорту калия, которые были актуальны в 2013 году и ранее, уже не работают. Нужно гибко реагировать на волатильность спроса, уметь подстраиваться под изменения погодных условий, экономической ситуации в странах-импортерах, реагировать на макроэкономические изменения, ценовые тренды на других сырьевых рынках — главным образом нефти, сельхозкультур, других минеральных удобрений. 

Поставки продолжаются 

— Даже в год пандемии, когда в мире в целом сложилась достаточно сложная макроэкономическая обстановка (беспрецедентное падение цен на нефть, ослабление национальных валют, снижение ценовых конъюнктур на большинстве товарных рынков, включая минеральные удобрения), белорусским экспортерам калия удалось удержать свои позиции, — говорит Елена Кудрявец. 

В конце апреля БКК достигла соглашения по новому контракту с консорциумом китайских покупателей, сумела преодолеть эту жизненно необходимую для всего мирового рынка удобрений ступень, которая создает прочный фундамент для восстановления и последующего развития калийного бизнеса. Более того, впервые китайский контракт, являющийся точкой опоры для всего рынка калия, был заключен по цене выше сложившихся на традиционно премиальном рынке Бразилии. 

— По сути, наш контракт с Китаем стал сигналом всему мировому рынку: работа продолжается и в пандемию, — поясняет гендиректор БКК. — В первые два-три месяца этого непростого для всех года экспорт действительно снизился. Пандемия и экономическая рецессия по многим ударила довольно ощутимо. Но вопрос обеспечения продовольственной безопасности зазвучал очень остро. Европа и США первыми среагировали и открыли возможность перемещения сельскохозяйственных грузов. Мы же были подготовлены и отреагировали оперативно. 

В мае БКК и другие крупные поставщики подписали контракт с крупнейшим индийским импортером калийных удобрений компанией IPL. Эта договоренность стала еще одним краеугольным камнем в фундаменте восстанавливающего калийного рынка. После подписания китайского и индийского контрактов, отгрузки продукции «Беларуськалия» шли рекордными темпами — почти каждый день отгружалось больше 40 тысяч тонн. О том, каким по итогу окажется этот год в плане показателей, в БКК не говорят. Не то чтобы боятся сглазить. Скорее просто привыкли делиться успехами по факту. Потому что калий, как и деньги, любит тишину. 

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter