Комсомол в жизни Марии Авдевич ассоциируется с чем-то светлым и добрым

Всем классом на молодежную стройку

В трудные послевоенные годы в Советском Союзе необходимо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство — строить промышленные предприятия, жилые дома, социальные объекты. Для этого стране нужны были крепкие руки, профессиональные знания и энергия молодых. И молодежь не сидела на месте, со свойственным ей энтузиазмом бралась за самые сложные дела. Теперь в агрогородке Бакшты Ивьевского района уже мало кто  помнит, как ровно 60 лет назад почти целый выпускной класс местной школы направился на комсомольскую молодежную стройку в Казахстан. Среди уехавших —  Мария АВДЕВИЧ.

Мария АВДЕВИЧ в своем малиннике

МАРИЯ Владимировна вспоминает:

— В 1958 году у нас был выпускной вечер. Многие делились с друзьями своими планами на будущее, некоторые вообще не знали, что им делать после школы. И тут один из моих одноклассников то ли в шутку, то ли всерьез произнес: «А давайте всем классом махнем на строительство казахстанской Магнитки!» Это была объявленная правительством Всесоюзная ударная стройка Карагандинского металлургического комбината, куда стремились молодежные отряды не только из всех республик СССР, но и стран-союзниц. На удивление, его спонтанную идею поддержали почти все. Если мне не изменяет память, в классе было 28 человек, отказались только шестеро. Остальные отправились за романтикой, как говорили тогда, по зову партии и по велению сердца. Удивительно, что в одном поезде  оказался и наш бывший одноклассник, который учился с нами до четвертого класса, а потом вынужден был с семьей переехать.  

Прибыв по назначению, молодые энтузиасты были несколько разочарованы. На грандиозную стройку их не взяли, поскольку никому не было еще 18 лет, а направили в город Омск возводить жилые дома. Но и там не унывали. Работа оказалась тяжелой, а жизнь интересной.

— Подъемных кранов не было. Мы, молодые парни и девчата, таскали на четвертый этаж кирпичи и раствор. Ездили в местный совхоз строить птицеферму. Жили в общежитии на 600 мест. Укрывались байковым одеялом. Если на улице 40 градусов мороза, в общежитии — не более 15 тепла. Спали в одежде, рядом с кроватью стояла включенная электроплитка. Зарплату поначалу получали небольшую, распорядиться нормально ею не умели. Поэтому от получки до получки зачастую не хватало. Пусть было холодно и голодно, но все это компенсировалось морально. Жизнь била ключом. Навсегда запомнились походы, ночевки у костра. Работали различные кружки, спортивные секции. Там мы, деревенские девчата, впервые попробовали кататься на коньках. Постоянно проводились развлекательные вечера. Все получили какую-либо строительную специальность. Была также хорошая возможность поступить в институт. Несколько человек действительно получили там высшее образование. Спустя годы я с большой теплотой вспоминаю то время. И ни о чем теперь не жалею. Это как в известной песне: я бы выбрала вновь беспокойные хлопоты эти,  — констатирует собеседница.  

Такой она была в 18 лет
Мария Авдевич говорит, что современной молодежи она нисколько не завидует. Ей теперь жить не так интересно, как в годы ее молодости. Они, дескать, сегодня больше сидят в интернете и не спешат что-то сделать полезное для страны и общества. Раньше было не так. Каждый считал за честь поучаствовать в каком-то хорошем масштабном деле. Да и вообще люди в послевоенное время были значительно добрее и отзывчивее. Старались делиться друг с другом последним куском хлеба.
ОНА навсегда могла бы остаться в России, как и большинство ее одноклассников, если б не заболели родители. Спустя два года пришлось возвращаться домой в Юратишский район. Но вскоре его упразднили, а в здании райисполкома открыли медицинское училище. Мария вместе с подругой решила попробовать туда поступить. Экзамены выдержала успешно. После окончания медучилища работала медсестрой-анестезиологом в хирургическом отделении Ивьевской райбольницы. Была на хорошем счету. Три года подряд признавалась лучшей по профессии. Выйдя на пенсию, еще два с половиной года проработала в Красном Кресте. Теперь в теплое время года живет в Бакштах в своем старом доме, где выращивает малину, клубнику, огурцы, помидоры. Весь двор ее утопает в цветах. Зимой переезжает в Ивье к дочери. Она у нее работает в Ивьевском центре культуры и досуга, известная в округе певунья. Вторая дочь живет в Минске и трудится в Институте социологии при Национальной академии наук.

Долгое время Мария Владимировна переписывалась со своими одноклассниками, разговаривала по телефону. Но после распада Советского Союза эти связи фактически прервались. Одни друзья живут в России, другие подались за границу.

— Теперь у людей разное мнение о комсомоле. Но я его считаю  чем-то хорошим и светлым в моей жизни. И не только моей, но и многих моих сверстников, — заключает Мария Авдевич.

gil@sb.by

Фото автора и из семейного архива Марии АВДЕВИЧ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter