Всех — в вундеркинды?
19.12.2007 01:00:00
Мы радуемся тому, что в нашей стране охват детей дошкольным образованием является одним из самых высоких среди стран ближнего и дальнего зарубежья. И упорно не желаем замечать наметившийся перекос системы дошкольного образования в сторону обычного школьного учения, неведомого нам, взрослым, в нашем детском возрасте. А ведь такой перекос способен привести к очень серьезным последствиям: ухудшению здоровья (физического и психического), снижению интереса к учебе и активности, обеднению общего кругозора и даже выработке чувства собственной ущербности по отношению к другим.
Сейчас уже в детском саду осуществляется процесс приобщения к грамоте, причем в форме учебной деятельности: работа над предложением; формирование начальных фонетических представлений, умений; обучение чтению. С целью обеспечения безболезненного перехода в начальную школу внедрен Госстандарт “Дошкольное образование. Готовность к школе”, формализовавший дошкольное воспитание, обучение ребенка и его развитие. Вот только почему этот переход стал вдруг болезненным? Не потому ли, что дошкольник, не научившийся хотя бы немного читать, писать или считать, в первом классе уже не сможет учиться, так как программы и учебники на тех, кто не научился этого делать, не рассчитаны?..
Открытым остается вопрос и о соответствии содержания, уровня и объемов дошкольного образования “для всех” особенностям развития каждого ребенка этого возраста.
Кроме того, в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка повсеместно вводятся платные дополнительные образовательные услуги (детским дошкольным учреждениям также доводятся планы по зарабатыванию денег). И государственный стандарт дошкольного образования предусматривает возможность получения старшими дошкольниками образования в объеме, превышающем требования базовой подготовленности к школьному обучению. Но термин “предельно допустимая нагрузка” означает, что происходит нечто катастрофическое. Причем предел нагрузки у каждого ребенка свой, индивидуальный.
Стремясь к тому, чтобы их ребенок был самым-самым, некоторые родители пойдут на крайности: заплатят деньги и не только перегрузят ребенка, ведь в таких центрах обучение организовано по выходным дням (дополнительно к будним дням в детском саду), но и еще больше уменьшат время общения с ним. У многих восторг вызывает то, что нынешние дети взрослеют раньше своих сверстников лет 10—20 назад, что они более рациональны, умеют обходиться без помощи взрослых. А ведь если задуматься, то одной из причин раннего взросления является потеря родителей. не лишним было бы законодательное закрепление отказа в приеме малыша до трех лет в ясли или детсад, если в графе сведений о маме значится “домохозяйка”, и при условии, что “мама” еще входит в состав благополучных семей. Хотя, по правде, это не сильно повлияет на решение проблемы, так как она заключается в другом. Люди перестали чувствовать, что важнее семьи ничего быть не может.
Кстати, если за плату отдельные родители обеспечивают лучшую подготовку своих детей, то можно ли вести речь о выполнении цели дошкольного образования — обеспечение одинаковых стартовых возможностей всем детям для учебы в школе независимо от доходов семей и места проживания?..
Планы на будущее еще более грандиозны: “развивать новые формы дошкольного образования для детей с двух месяцев (!), используя различные образовательные программы и технологии”. Воистину, скоро детей будут силой отрывать от мамкиной груди, хотя в дошкольные учреждения уже сейчас поступает не более 30 процентов здоровых детей...
В других странах также стремятся начать образование детей как можно раньше. Но за рубежом основной акцент делается на воспитании и развитии детей, а не на формализованном учении письму, чтению, математике. В содержание дошкольного образования там входят: формирование основ включения в жизнь общества и определения значимости каждого человека, обучение правилам общения, развитие положительного отношения к окружающей среде, утверждение эмоционально-ценностного отношения к деятельности человека, развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. У нас — больше учеба.
Но готовы ли абсолютно все педагоги наших детских садов и начальных школ, в которых организуется подготовка пятилеток, отказаться от жестко регламентированного обучения, и могут ли они это сделать, даже если бы очень захотели?.. Вопрос тоже неоднозначный. По признанию представителей Министерства образования Республики Беларусь, “в работе отдельных педагогов преобладают авторитарные методы воздействия, подавление желаний ребенка, непонимание его возможностей, удовлетворение вредящих здоровью ребенка запросов родителей на его дополнительное образование”. Еще есть недавно появившееся слово “мониторинг”, предусматривающее контроль результатов и оценку деятельности педагога. Поэтому-то и вынуждены педагоги детского сада в ущерб здоровью ребенка организовывать уроки, сажать его за маленькую парту-столик и учить, учить, учить...
“В целях укрепления психического и физического здоровья детей в каждом дошкольном учреждении выработать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, наполнить каждый день (!) двигательной активностью, пребыванием на свежем воздухе (!)”. Эти рекомендации вышестоящих инстанций наводят на мысль о том, что у детей есть дни без двигательной активности и без свежего воздуха. Так что же это у нас за система дошкольного обучения, и кто от нее выигрывает?..
Развивать воображение в игре, умение общаться, видеть себя со стороны — вот наилучшая подготовка к школе. Больше ничего не нужно. Все остальное — “от лукавого”, а если более точно, то от людей, пытающихся расширить временные рамки школьного образования либо вверху (до 18 лет), либо вначале. “Тихая корректировка” программ с целью преемственности содержания дошкольного и начального школьного образования была проведена в 2005 году. Так может, так же “тихо откорректировать” их и в обратную сторону?..