Маршрут уже построен: как будут прокладывать нефтепровод «Гомель — Горки»

Все плюсы внутреннего транзита

В конце апреля Президент подписал распоряжение о реализации проекта по строительству магистрального нефтепровода Гомель — Горки. Он станет первым в стране трубопроводом, предназначенным исключительно для внутреннего транзита. Корреспондент «Р» узнал подробности масштабного проекта. 

Нужна перемычка

В кругах специалистов такая идея обсуждалась еще много лет назад. Речь шла об объединении трубопроводов отдельных на тот момент предприятий «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба». Однако до реализации дело не дошло ввиду отсутствия необходимости. Стабильность поставок и надежность российских партнеров тогда не вызывали сомнений. 

Времена изменились, что подтвердили недавние переговоры между сторонами, которые шли долго и тяжело. В результате белорусские нефтеперерабатывающие заводы в начале года столкнулись с дефицитом сырья. Предметом разногласий стала цена поставок российской нефти марки Urals, добываемой в Западной Сибири. Непосредственно на НПЗ в Новополоцк и Мозырь углеводороды поступают по трубопроводам Унеча — Полоцк и Унеча — Мозырь. Разветвление общей магистрали также происходит на территории России. 

— Новый трубопровод станет своего рода перемычкой, соединяющей южную и северную нитки системы транспортировки нефти,
заместитель генерального директора ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Карабань разъясняет главное предназначение проекта. — Это даст возможность, ни от кого не завися, осуществлять перекачку сырья между Новополоцким и Мозырским нефтеперерабатывающими заводами. К тому же прошлой осенью в результате реорганизации ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на правах филиала вошло в состав ОАО «Гомельтранснефть Дружба», что делает объединение двух трубопроводных систем еще более закономерным. 

Пока в случае необходимости нефть перевозят цистернами по железной дороге, что влечет дополнительные издержки. Прокачка по трубопроводу — наименее затратный и при этом наиболее удобный и безопасный способ транспортировки. Через трубу диаметром 530 мм планируется перекачивать до 6 млн тонн нефти в год. 

Надо искать альтернативы

Главой государства обозначен концепт диверсификации поставок нефти. Следует идти к тому, что в Российской Федерации будет закупаться 30—40 процентов перерабатываемой нефти. Около 30 процентов нужно поставлять со стороны Балтики и столько же — через Украину. Такой путь был опробован еще в 2011 году, также на фоне разногласий с российскими партнерами. Тогда партии нефти прокачивались с Черного моря через южных соседей на Мозырский НПЗ. 

Ранее строить нефтепроводы в истории суверенной страны не приходилось. Однако специалисты вполне успешно проводили реконструкции действующих магистралей, эксплуатируемых с 1960-х годов.
Трубопровод Гомель — Горки даст возможность доставлять углеводородное сырье на «Нафтан» из Балтики через Польшу и с Черного моря через Украину. А также белорусскую нефть, добываемую в Речицком районе. Это поможет частично диверсифицировать поставки и уйти от зависимости в вопросах транспортировки. В свою очередь, перед руководством обоих НПЗ поставлена задача организовать в резервуарных парках хранение стратегического запаса в объеме порядка 1 млн тонн нефти.

С юга на север

При планировании проекта рассматривалось несколько вариантов. Протяженность самого короткого из предложенных маршрутов составляла 180 километров. Однако при изучении обнаружились существенные нюансы. Главный из них заключался в том, что участок трубопровода должен был проходить через зону отчуждения в Могилевской области. По заказу ОАО «Гомельтранснефть Дружба» ученые института радиобиологии НАН исследовали местность. Был представлен комплекс мер, необходимых для минимизации воздействия радиации. Они включали вывоз и утилизацию зараженного радионуклидами плодородного слоя почвы. Также требовалось делать просеку через лесной массив шириной до ста метров. Не говоря уже о риске, которому на время работ пришлось бы подвергать строителей, и последующих трудностях в обслуживании трубопровода на этом участке. Все это аннулировало экономический эффект сокращения дистанции. 

Поэтому выбор сделали в пользу другого маршрута с расстоянием в 207 километров. Одно из преимуществ данного варианта — отсутствие водных преград. Не затрагивая водоохранных зон, нефтепровод проложат в междуречье Сожа и Днепра. Это позволит не только избежать сложного и очень дорогого строительства подводных переходов, но и максимально обезопасит окружающую среду в случае аварийных ситуаций. С той же целью к проекту предъявляются жесткие нормы и требования. К примеру, минимальное расстояние до населенных пунктов составляет не менее 150 метров. 

Прокладка трубопровода будет осуществляться очередями в направлении с юга на север. Маршрут, берущий начало в Гомельском районе, пройдет через Буда-Кошелевский, Чечерский, Кормянский, а также Чериковский, Славгородский и Кричевский районы. Под Горками трубопровод примкнет к действующей нефтяной магистрали Унеча — Полоцк. С учетом особенностей ландшафта местности перепад высот на протяжении маршрута будет доходить до 100 метров. Гидравлические расчеты показывают, что это перекачке не помешает. 

Задача по силам 

Проект состоит из 12 очередей. Помимо линейной части, предусмотрены строительство промежуточной нефтеперекачивающей станции и реконструкция двух уже эксплуатируемых — «Гомель» и «Горки». Ориентировочная стоимость, включая заполнение трубы технологической нефтью, составляет около 300 млн рублей. Стоит отметить, что это собственные средства, без привлечения кредитов и бюджетных денег. 

Генеральным подрядчиком объекта определено РУП ПО «Белоруснефть». На сегодня в компании ведется разработка проектной документации. Приступить к строительно-монтажным работам на местности планируется 1 ноября. Ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год.

Ранее строить нефтепроводы в истории суверенной страны не приходилось. Однако специалисты вполне успешно проводили реконструкции действующих магистралей, эксплуатируемых с 1960-х годов, заменяя участки трубопровода длиной по 20—30 километров, ремонт которых был экономически нецелесообразен. Поэтому нынешняя задача им вполне по силам. Кстати, технологически строить такие объекты с нуля быстрее и проще, чем ремонтировать старые. 

— Главная особенность подобных проектов — использование самых современных технологий, оборудования и других достижений научно-технического прогресса, — резюмирует Андрей Карабань. — Строительство нефтепровода Гомель — Горки в этом плане не станет исключением. 

Один из ключевых факторов, способных отразиться на темпах работ, — ситуация на мировом рынке нефти. Существенное влияние на него оказала пандемия коронавируса. Спрос на углеводородное сырье в основных странах-потребителях упал, что привело и к снижению объемов транзита. К тому же нынешний год войдет в историю как время, когда биржевая цена на черное золото впервые опускалась до отрицательных значений. 

Тем не менее в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» смотрят в будущее с оптимизмом. По окончании пандемии COVID-19 объемы потребления выйдут на прежний уровень. А по некоторым прогнозам, могут и возрасти, что поможет компенсировать вынужденные потери. В том, что простаивать без дела нефтепровод Гомель — Горки не будет, специалисты даже не сомневаются.

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ