Белорусский драматург Константин Стешик о современном и классическом театре
23.05.2019 10:30:24
Сегодня наблюдается бум современной белорусской драматургии, и Константин Стешик — яркий ее представитель. Спектакли по его пьесам идут в Москве, Ростове‑на‑Дону, Нижнем Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Петербургский ТЮЗ имени А. А. Брянцева только что выпустил премьеру «Спички» по пьесе Стешика (в постановке режиссера Артема Устинова).
— Наверное, «Летели качели». Я пытался отслеживать постановки, но в последнее время их так много появилось. «Спички» — одна из пьес‑рекордсменов. Еще востребована «Грязнуля», набирает обороты «Ловушка для птиц». Одни пьесы «выстреливают» мгновенно, другие — по прошествии времени. У каждой своя история.
— Есть у вас пьесы, которые вам нравятся, а вы не понимаете, почему их не ставят?
— Есть. Например, «Мы будем жить с тобой». На «Спички» тоже не сразу обратили внимание режиссеры, и вдруг пьесу поставили в Калининграде, Петербурге (еще в прошлом году в музее Эрарта), в Национальном академическом театре имени Я. Купалы, есть аудиокнига. Подозреваю, интерес вызван тем, что она достаточно мягкая, более человечная, чем провокационная, в отличие от других моих пьес.
— Хотят зрители сегодня видеть в театре современные пьесы?
— Насколько знаю, вижу — хотят. Понятно и естественно желание людей ходить на спектакли про себя и своих друзей, «смотреться в зеркало».
Сейчас рождается новый вид искусства, он — нерв времени. Современный театр занимает такой статус, как рок‑музыка в 1980–90‑е. Молодые режиссеры и драматурги говорят о том, что человеку интересно знать о себе.
Классический театр немного законсервировался, как и классическая музыка, это уже немного другое удовольствие, другие эмоции, в современном театре же имеет значение обмен кислородом, получаем ответы на вопросы — какие мы, почему, что нас делает такими?..
— Начинающему драматургу трудно пробиться на сцены Москвы, Петербурга. А на белорусскую?
— Официальных постановок у меня дома только две — «Спички» в Купаловском театре и «Летели качели» в Гомельском молодежном театре (там белорусские актеры и режиссер).
— Петербургская и белорусская публика отличаются?
— Отличаются: питерская более искушенная, насмотренная, белорусская — настороженная, менталитет такой. В Беларуси меньше интересуются современным театром, есть определенная элитарная прослойка молодежи, а большинство предпочитает кино. Хотя на моем спектакле в Гомеле была хорошая реакция.
— Где новые Володины, Арбузовы, Вампиловы?
— Наверное, еще зреют. Новой драмой занимаются ребята в Москве, по России и в Беларуси тоже, испытывают театр на прочность. «Подростковый период» отказа от прежних установок и рождения нового вида искусства, жанра, персонажей. В итоге появятся новые формы и свои драматурги. Все кипит, бурлит, меняется, что‑то тонет, умирает или преображается. Эксперименты, эксперименты... Процесс постоянный и неоднородный. Был на пике жанр «вербатим», потом появились квесты, иммерсивный театр.
— Какие сюжеты, темы сегодня востребованы? Кто герой нашего времени?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Я немного «законсервирован», чтобы не испытывать влияний коллег. Не хочу попадать в общую струю. Это мое решение.
— Когда ставят вашу пьесу, вы ходите на репетиции, вмешиваетесь в процесс?
— Стараюсь на репетициях вообще не присутствовать. Драматург не должен вмешиваться. У режиссера есть право интерпретации материала. Единственное, что я прошу, — не переписывать текст.
ДОСЬЕ «СОЮЗа»
Константин Стешик живет в Минске. Родился в 1979 году в Солигорске. Один из авторов «Белорусского свободного театра». В 2005 году с пьесой «Мужчина — женщина — пистолет» стал лауреатом Международной премии «Евразия». Финалист и лауреат конкурсов и фестивалей драматургии «Свободный театр», «Любимовка», «Первая читка», «Ремарка» и других. Его пьесы идут в театре «Практика», Нижегородском ЦТМ, «Ельцин‑центре» Екатеринбурга и на других площадках.
Автор сценария к фильму «Диалоги» (режиссер — Ирина Волкова, Москва), в 2013 году принявшего участие в фестивале «Кинотавр».
Светлана МАЗУРОВА.
sm2004@list.ru
Константин Стешик: Единственное, о чем я прошу режиссера, — не переписывать мой текст.
— Какая ваша пьеса — рекордсмен из принятых к постановке?— Наверное, «Летели качели». Я пытался отслеживать постановки, но в последнее время их так много появилось. «Спички» — одна из пьес‑рекордсменов. Еще востребована «Грязнуля», набирает обороты «Ловушка для птиц». Одни пьесы «выстреливают» мгновенно, другие — по прошествии времени. У каждой своя история.
— Есть у вас пьесы, которые вам нравятся, а вы не понимаете, почему их не ставят?
— Есть. Например, «Мы будем жить с тобой». На «Спички» тоже не сразу обратили внимание режиссеры, и вдруг пьесу поставили в Калининграде, Петербурге (еще в прошлом году в музее Эрарта), в Национальном академическом театре имени Я. Купалы, есть аудиокнига. Подозреваю, интерес вызван тем, что она достаточно мягкая, более человечная, чем провокационная, в отличие от других моих пьес.
— Хотят зрители сегодня видеть в театре современные пьесы?
Сейчас рождается новый вид искусства, он — нерв времени. Современный театр занимает такой статус, как рок‑музыка в 1980–90‑е. Молодые режиссеры и драматурги говорят о том, что человеку интересно знать о себе.
Классический театр немного законсервировался, как и классическая музыка, это уже немного другое удовольствие, другие эмоции, в современном театре же имеет значение обмен кислородом, получаем ответы на вопросы — какие мы, почему, что нас делает такими?..
— Начинающему драматургу трудно пробиться на сцены Москвы, Петербурга. А на белорусскую?
— Официальных постановок у меня дома только две — «Спички» в Купаловском театре и «Летели качели» в Гомельском молодежном театре (там белорусские актеры и режиссер).
— Петербургская и белорусская публика отличаются?
— Отличаются: питерская более искушенная, насмотренная, белорусская — настороженная, менталитет такой. В Беларуси меньше интересуются современным театром, есть определенная элитарная прослойка молодежи, а большинство предпочитает кино. Хотя на моем спектакле в Гомеле была хорошая реакция.
— Где новые Володины, Арбузовы, Вампиловы?
— Наверное, еще зреют. Новой драмой занимаются ребята в Москве, по России и в Беларуси тоже, испытывают театр на прочность. «Подростковый период» отказа от прежних установок и рождения нового вида искусства, жанра, персонажей. В итоге появятся новые формы и свои драматурги. Все кипит, бурлит, меняется, что‑то тонет, умирает или преображается. Эксперименты, эксперименты... Процесс постоянный и неоднородный. Был на пике жанр «вербатим», потом появились квесты, иммерсивный театр.
— Какие сюжеты, темы сегодня востребованы? Кто герой нашего времени?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Я немного «законсервирован», чтобы не испытывать влияний коллег. Не хочу попадать в общую струю. Это мое решение.
— Когда ставят вашу пьесу, вы ходите на репетиции, вмешиваетесь в процесс?
— Стараюсь на репетициях вообще не присутствовать. Драматург не должен вмешиваться. У режиссера есть право интерпретации материала. Единственное, что я прошу, — не переписывать текст.
ДОСЬЕ «СОЮЗа»
Константин Стешик живет в Минске. Родился в 1979 году в Солигорске. Один из авторов «Белорусского свободного театра». В 2005 году с пьесой «Мужчина — женщина — пистолет» стал лауреатом Международной премии «Евразия». Финалист и лауреат конкурсов и фестивалей драматургии «Свободный театр», «Любимовка», «Первая читка», «Ремарка» и других. Его пьесы идут в театре «Практика», Нижегородском ЦТМ, «Ельцин‑центре» Екатеринбурга и на других площадках.
Автор сценария к фильму «Диалоги» (режиссер — Ирина Волкова, Москва), в 2013 году принявшего участие в фестивале «Кинотавр».
Светлана МАЗУРОВА.
sm2004@list.ru