"Классика у Ратуши" впитала в себя все времена года
16.08.2017 07:31:30
Пожилая учительница на приемном экзамене в школе проверяет знания пятилетнего мальчишки.
— Сколько ты знаешь времен года?
— Шесть!
— А если подумать?
— Все равно шесть!
— А если хорошо–хорошо подумать?
Мама в слезах выводит ребенка в коридор:
— Левушка, неужели ты не знаешь, сколько времен года?
— Ну мамочка, прости, я знаю только шесть — Вивальди, Гайдна, Чайковского, Пьяццолы, Глазунова и Лусье!
С Жаком Лусье сочинитель анекдота слегка переборщил. Прославленный джазмен не пытался соперничать с гениями, а всего лишь исполнял цикл Вивальди в джазовой обработке.
В 2017 году из пяти «Времен года» минчане слушали четыре. А если подумать, так и все четыре с половиной.
4 марта в Большом зале Белгосфилармонии — «Времена года» Гайдна. Последнее сочинение 69–летнего композитора, распахнувшее двери в новый, только что наступивший XIX век. Два с половиной часа чистой музыки, никогда прежде в Минске не звучавшей. Восхитительные голоса Татьяны Гавриловой, Юрия Городецкого и Андрея Морозова. Безупречное звучание хора студентов Белорусской государственной академии музыки под управлением Инессы Бодяко и Государственного камерного оркестра (дирижер Дмитрий Зубов).
20 марта в концертном зале «Верхний город» — «Времена года» Чайковского в блистательном исполнении Тимура Сергеени. Одухотворенность, поэзия, глубина.
Казалось бы, после таких откровений лимит на «Времена года» полностью исчерпан. Но «Классика у Ратуши» 5 августа преподнесла нам еще три годичных музыкальных круга.
«Времена года» Вивальди в исполнении Струнного оркестра Консерватории музыки им. Джузеппе Тартини (Триест, Италия). Организаторы во главе с художественным руководителем фестиваля Ингой Бухваловой до последней минуты не верили, что им удастся пригласить этот коллектив. К счастью, все получилось, и восторженная заметка об этом выступлении уже появилась на сайте Консерватории Триеста. Итальянцы явно не ожидали, что послушать Вивальди в центре Минска соберутся 10 тысяч человек. А минчане не ожидали, что вивальдиевские «Времена года» насыщены голосами десятков разных птиц — кукушек, жаворонков, соловьев, синиц. Таков эффект исполнения музыки на свежем воздухе.
А затем настал черед «Времен года» Чайковского. Но не в фортепианном варианте, как было у Тимура Сергеени, а в переложении для струнного трио Александра Гедике. Да–да, того самого Гедике, сонатины и этюды которого мы играли в детской музыкальной школе. И переложил он Чайковского настолько хитро, что иногда хотелось взять ноты и посмотреть, действительно ли Петр Ильич все это написал.
В качестве струнного трио был приглашен инди–классический музыкальный проект Nouvelle Philharmonie (Беларусь — Франция — Нидерланды — Германия). Четыре страны, трое музыкантов: Артем Шишков (скрипка), Сергей Смирнов (фортепиано), Дмитрий Цыпкин (виолончель). Все белорусы, друзья детства, выпускники Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки. Артем Шишков — лауреат Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Сергей Смирнов и Дмитрий Цыпкин — тоже лауреаты международных конкурсов.
Помимо Чайковского — Гедике, инди–классическое трио блестяще исполнило еще и «Времена года» Пьяццолы. Все сезоны в Буэнос–Айресе оказались довольно–таки знойными, и я поневоле призадумалась над причудами аргентинского климата.
Но гораздо важнее, что наше собственное лето вот–вот закончится. Из концертов у Ратуши осталась лишь «Классика без границ» 19 августа с участием молодежного I, CULTURE Orchestra и «Ее Величество Классика» 26 августа с маэстро Александром Анисимовым и солистами Ириной Крикуновой и Тимуром Сергееней.
Но не будем грустить. Не за горами новый концертный сезон, новые фестивали и встречи. Ведь для музыки все времена года хороши.
juliaandr@gmail.com
— Сколько ты знаешь времен года?
— Шесть!
— А если подумать?
— Все равно шесть!
— А если хорошо–хорошо подумать?
Мама в слезах выводит ребенка в коридор:
— Левушка, неужели ты не знаешь, сколько времен года?
— Ну мамочка, прости, я знаю только шесть — Вивальди, Гайдна, Чайковского, Пьяццолы, Глазунова и Лусье!
С Жаком Лусье сочинитель анекдота слегка переборщил. Прославленный джазмен не пытался соперничать с гениями, а всего лишь исполнял цикл Вивальди в джазовой обработке.
В 2017 году из пяти «Времен года» минчане слушали четыре. А если подумать, так и все четыре с половиной.
4 марта в Большом зале Белгосфилармонии — «Времена года» Гайдна. Последнее сочинение 69–летнего композитора, распахнувшее двери в новый, только что наступивший XIX век. Два с половиной часа чистой музыки, никогда прежде в Минске не звучавшей. Восхитительные голоса Татьяны Гавриловой, Юрия Городецкого и Андрея Морозова. Безупречное звучание хора студентов Белорусской государственной академии музыки под управлением Инессы Бодяко и Государственного камерного оркестра (дирижер Дмитрий Зубов).
20 марта в концертном зале «Верхний город» — «Времена года» Чайковского в блистательном исполнении Тимура Сергеени. Одухотворенность, поэзия, глубина.
Казалось бы, после таких откровений лимит на «Времена года» полностью исчерпан. Но «Классика у Ратуши» 5 августа преподнесла нам еще три годичных музыкальных круга.
«Времена года» Вивальди в исполнении Струнного оркестра Консерватории музыки им. Джузеппе Тартини (Триест, Италия). Организаторы во главе с художественным руководителем фестиваля Ингой Бухваловой до последней минуты не верили, что им удастся пригласить этот коллектив. К счастью, все получилось, и восторженная заметка об этом выступлении уже появилась на сайте Консерватории Триеста. Итальянцы явно не ожидали, что послушать Вивальди в центре Минска соберутся 10 тысяч человек. А минчане не ожидали, что вивальдиевские «Времена года» насыщены голосами десятков разных птиц — кукушек, жаворонков, соловьев, синиц. Таков эффект исполнения музыки на свежем воздухе.
А затем настал черед «Времен года» Чайковского. Но не в фортепианном варианте, как было у Тимура Сергеени, а в переложении для струнного трио Александра Гедике. Да–да, того самого Гедике, сонатины и этюды которого мы играли в детской музыкальной школе. И переложил он Чайковского настолько хитро, что иногда хотелось взять ноты и посмотреть, действительно ли Петр Ильич все это написал.
В качестве струнного трио был приглашен инди–классический музыкальный проект Nouvelle Philharmonie (Беларусь — Франция — Нидерланды — Германия). Четыре страны, трое музыкантов: Артем Шишков (скрипка), Сергей Смирнов (фортепиано), Дмитрий Цыпкин (виолончель). Все белорусы, друзья детства, выпускники Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки. Артем Шишков — лауреат Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Сергей Смирнов и Дмитрий Цыпкин — тоже лауреаты международных конкурсов.
Помимо Чайковского — Гедике, инди–классическое трио блестяще исполнило еще и «Времена года» Пьяццолы. Все сезоны в Буэнос–Айресе оказались довольно–таки знойными, и я поневоле призадумалась над причудами аргентинского климата.
Но гораздо важнее, что наше собственное лето вот–вот закончится. Из концертов у Ратуши осталась лишь «Классика без границ» 19 августа с участием молодежного I, CULTURE Orchestra и «Ее Величество Классика» 26 августа с маэстро Александром Анисимовым и солистами Ириной Крикуновой и Тимуром Сергееней.
Но не будем грустить. Не за горами новый концертный сезон, новые фестивали и встречи. Ведь для музыки все времена года хороши.
juliaandr@gmail.com