Что за потусторонние силы пугают работников Дома культуры в Полоцком районе?

Вот чудеса: тут призрак бродит

Почти четверть века в здании Сильницкого СДК происходят необъяснимые вещи: то сама по себе заиграет музыка, то вдруг захлопнутся двери в безветренный день

РАБОТНИКИ Дома культуры жалуются: от посторонних звуков порой бегут мурашки по коже, здесь практически никто и никогда не остается один, а некоторые даже уверяют, что лично видели привидение.

Дом культуры расположен в старинном здании — бывшей усадьбе рода Лисовских, которые владели здешними землями в XVIII—XIX веках. Последней хозяйкой поместья, если верить архивным данным, была Мария Лисовская. Старожилы, заставшие панночку при жизни, рассказывали, что она славилась своенравным характером: однажды заставила местных дровосеков нести на себе десять километров огромные бревна за то, что те незаконно рубили лес. Если говорить о дальнейшей судьбе Лисовской, то после революции она поспешила покинуть Близницу. Опустевшую постройку большевики превратили в коммуну, правда, ненадолго: уже во время Великой Отечественной здесь разместился военный госпиталь, а после — интернат для инвалидов, базировавшийся на этом месте вплоть до конца 80-х. Затем несколько лет усадьба пустовала, и лишь в 1994 году сюда перебрались детская школа искусств и Дом культуры.

Именно с этого момента и стала твориться какая-то необъяснимая чертовщина.

фото ИЛЬи БУТОВа

ПЕРВЫЙ директор Сильницкого СДК Лидия Колычева вспоминает инцидент, произошедший прямо накануне открытия:

— К нам должна была пожаловать с проверкой комиссия из Полоцка, чтобы посмотреть готовность здания. Пока я отходила перекусить, гости приехали и даже успели осмотреть комнаты. Оставался только зрительный зал, в который они не могли попасть, потому что я заперла его перед уходом. Пришла, проворачиваю ключ в замке несколько раз, дверь не поддается. Мне на помощь пришел председатель нашего колхоза Евгений Кимстач, но и у него ничего не вышло. Примеру последовали остальные проверяющие, правда, тоже без результата. Подумали, что механизм сломался, да и разошлись. После отъезда делегации я снова попробовала попасть в зал, и, о чудо, дверь открылась без всяких проблем. Замок был в полном порядке, а тем самым ключом мы пользуемся до сих пор. Мистика, не иначе.

Дальше — больше. Работники Дома культуры начали постоянно слышать какие-то посторонние звуки: то шаги, когда в здании никого нет, то грохот бьющегося стекла и падающих предметов, то скрип дверей. Одним словом — жуть. Правда, все это было еще цветочками в сравнении с тем, что происходило потом.

Бывший директор Сильницкого СДК Лидия КОЛЫЧЕВА и худрук Владимир ПИСКУНОВ.
ФОТО ИЛЬИ БУТОВА

ЭТО все можно было бы списать на особую впечатлительность сельчанки, если бы не одно весомое «но» — подобные звуки слышат практически все обитатели бывшей усадьбы. Например, художественный руководитель Владимир Пискунов. Как-то раз он задержался на работе, чтобы привести в порядок документы. Около девяти часов вечера, когда в СДК уже, кроме него, никого не осталось, кто-то начал стучаться в кабинет. Худрук пригласил зайти неизвестного гостя, однако тот этого делать не спешил. Тогда Владимир сам направился к двери, но, открыв ее, никого не обнаружил. За такой короткий промежуток времени человек не смог бы незаметно покинуть здание, будь он хоть самим Усейном Болтом. Тем более как только Владимир вернулся на место, в дверь снова постучали. Подобное повторилось еще несколько раз, но в коридоре так никого и не оказалось. Уже утром сотрудники обнаружили открытый чердак и висящий на петле рядом закрытый замок. Правда, наверху ничего не отыскали. Стало ясно — людей ночью тут точно не было.

Последние сомнения в правдивости обитания призрака здесь развеялись, когда с ним впервые удалось встретиться человеку. Как-то раз в Близницу приехали сантехники, чтобы проверить счетчики воды, которые находятся в подвале, но войти внутрь категорически отказались, ведь слухи о местном привидении уже давно вышли за рамки агрогородка. В итоге Лидия Михайловна пошла туда одна, и то, что она увидела, повергло ее в шок:

— Спускаюсь по лестнице, протягиваю руку к выключателю и отчетливо вижу перед собой белый силуэт, который издал характерный звук «а-х-х». Несмотря на больные ноги, я так быстро побежала, что уже через несколько секунд оказалась на улице.

Почувствовала на себе присутствие потусторонних сил и Ольга Чобот — бывший библиотекарь, а ныне хозяйка музея «Бабін кут», который находится на втором этаже Дома культуры. Сельчанка говорит, что привидение начало преследовать ее с первого дня работы, а однажды ей даже удалось увидеть его тень: высокий и массивный силуэт. Правда, он быстро исчез. Следующей встречи пришлось ждать полгода. Случилось это летом, когда Ольга Станиславовна спускалась за водой:

— У меня сложилось впечатление, что сзади кто-то идет, но, обернувшись, никого не заметила. Когда подходила ко второму лестничному пролету, ощутила чьи-то руки. Они так крепко меня сжали, что я даже не могла согнуться. Пока стояла как вкопанная, вспомнила: папа рассказывал, что в войну его бабушка топила печь деревянными крестами с кладбища. После этого у нее в доме завелись злые духи, и, чтобы прогнать их, она начинала сильно материться. Я, вспомнив об этом, выпалила все, что знала, и призрак меня отпустил.

«Призрачная тема» легла в основу создания собственной театральной постановки.
ФОТО ИЛЬИ БУТОВА

Судя по рассказам местных жителей, с ним пересекались здесь многие. Например, к преподавателю музыкальной школы Татьяне Куксенок полтергейст ломился на занятия в закрытые двери, а музыкант Сергей Воронов постоянно слышит игру на фортепиано, причем профессиональную, когда в здании никого нет. Были даже попытки познакомиться с призраком. Когда-то в усадьбе делал ремонт один сельчанин: бывший «афганец», сильный и волевой человек. Ему было страшно, но он решил посидеть по-мужски с полтергейстом: налил ему рюмку водки, себе и начал с ним общаться. К чему это привело, неизвестно, но больше строитель в СДК не заглядывал.

Чей дух обитает в Доме культуры, сказать сложно. У каждого здесь есть своя гипотеза. Одни говорят, что это фантом пана Якова Лисовского, вторые — его дочери, наложившей на себя руки из-за несчастной любви. Кто-то считает, что привидение — не кто иной, как солдат-музыкант, который мог умереть в госпитале во время войны. Другие уверены — это дедушка-гармонист из дома-интерната для инвалидов, который играл для местной ребятни на балконе…

Что же до активности полтергейста, то больше всего он любит бедокурить на первом этаже. Особенно возле туалета, где когда-то находился морг. Вера Анатольевна говорит, что сюда уже даже приглашали священников, но изменений не произошло.

ПЕРЕД тем как отправиться в Близницу, был уверен, что проведу здесь вечер, а если надо, и ночь, чтобы лично убедиться в существовании потусторонних сил. Однако желание это скоро улетучилось. На протяжении всего времени не покидало ощущение присутствия кого-то чужого: как будто кто-то постоянно смотрит в спину. А когда мы спускались со второго этажа, по телу и вовсе пробежал холодок. Признаюсь честно, подвергся такой панической атаке, что быстрее хотелось покинуть это здание и больше никогда не возвращаться.

К слову, специалисты из организации «Уфоком» (грубо говоря, охотники за привидениями) проводили в здании исследования. Зафиксированные данные действительно намекают на наличие паранормальных явлений, но некоторые вещи вполне объяснимы. Например, всплеск микроволнового излучения, который мог возникнуть из-за некачественно проведенного заземления. Или звуки музыкальных инструментов, которые постоянно слышат местные работники. Этот факт объясняется влиянием контекстных факторов, развивающихся под воздействием рассказов других людей. По сути, банальное самовнушение. Возможно, все действительно так, однако в любом случае каждый останется при своей правде.

banny@sb.by

Фото из интернет-ресурсов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter