Восторги в сторону
18.01.2011
Минэкономики призывает предпринимателей активнее включаться в работу по реализации положений Директивы № 4
Как известно, документ, подписанный под занавес ушедшего года, имеет четко выраженный политический характер: он показывает, к какой цели двигаться, но отнюдь не прокладывает дорогу к ней. В течение трех месяцев с момента подписания директивы правительство должно разработать план мероприятий по ее реализации. И в нынешних условиях власть предпочитает действовать по принципу: «Создание условий для бизнеса — в руках самих предпринимателей». По сути, тут-то и начинаются главные испытания для обеих сторон.
Выступая на заседании Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. Кунявского, заместитель министра экономики Андрей Тур призвал предпринимателей активно включиться в работу по реализации положений директивы. «Это может стать самой мощной формой государственно-частного партнерства, — подчеркнул замминистра. – Но если пустить все на самотек, то ничего хорошего не выйдет».
И он вспомнил печальный опыт реализации Указа Президента № 450 о лицензировании отдельных видов деятельности: «Оказалось, что если от предпринимателей не поступает четко сформулированных предложений, то чиновники зачастую вводят новые, либеральные формы, которые становятся еще более жесткими барьерами и требуют больших затрат времени, а порой и денег».
Андрей Тур еще раз напомнил, что директива состоит из 9 разделов и положений к ним: в соответствии с этой структурой решено выстраивать и план действий. В первом блоке рассматриваются проблемы развития добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства. Второй направлен на обеспечение частной собственности: здесь планируется упростить порядок предоставления земельных участков и установить ряд налоговых льгот. Кроме того, уже в этом году будет создана единая информационная база о неиспользуемом госимуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, сообщил Андрей Тур. Сокращение административных процедур, гармонизация налоговой системы – за каждым из разделов директивы целый спектр вопросов, которые необходимо решать. В частности, очень непростая задача – распределение пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками, заметил замминистра. Один из ключевых пунктов – отказаться от чрезмерного регулирования рынка труда… Кажется, привычное утверждение об излишней численности работников на крупных госпредприятиях скоро станет неактуальным: на рынке дефицит кадров, равно как и недостаток эффективных рабочих мест. Сегодня на одного работника приходится в среднем 26 тыс. долларов годового ВВП, а надо хотя бы 50 тыс., тогда и можно говорить об экономическом рывке, замечают эксперты. Но прежде работодателю нужно развязать руки – с тем, чтобы он имел реальную возможность устанавливать гибкие условия оплаты труда.
Кстати, переход к рыночным механизмам ценообразования, что является основным фактором добросовестной конкуренции, отнюдь не случайно занесен в первый пункт директивы: этому вопросу действительно придается важнейшее значение. И он уже обсуждался на заседании рабочей группы при Минэкономики. Решение не представляется экспертам очень простым. Так, рассматривается вариант отмены Указа Президента № 285 о ценообразовании, но за этим документом «стоит» около 700 действующих нормативно-правовых актов. Еще примерно столько же документов содержат ссылки на этот указ. Очевидно, что пересмотр и корректировка этой законодательной «библиотеки» займет немало времени.
Впрочем, в предпринимательской среде нет однозначного мнения по поводу того, какие факторы считать наиболее значимыми для формирования добросовестной конкуренции. «Я считаю, что ценообразование — не самый главный вопрос, — заметил председатель БСПН им. Кунявского Георгий Бадей. – Важнее создать равные условия хозяйствования для всех, в частности, по доступу к сырью и материалам». Так, например, предприятия концерна «Беллесбумпром» получают лесные ресурсы напрямую, в то время как остальные — через биржу. Можно ли при таком положении вещей говорить о добросовестной конкуренции? Да и в целом пора уже избавляться от этого деления на госпредприятия и частников, считают представители бизнеса. До тех пор, пока коммерческие структуры будут ходить у государства в «пасынках», о равных условиях для всех субъектов хозяйствования говорить не приходится. Эта тема дискутируется очень давно, а между тем частный сектор постепенно увеличивает свой вклад в экономику, и это, пожалуй, главный аргумент, чтобы с ним считались. Так, по информации Андрея Тура, на долю малого бизнеса приходится 9,2 % ВВП, вместе со средним – около 22 %, а если добавить акционерные общества, то более 40 %.
Наполняя положения директивы конкретными законодательными актами, очень важно не увлечься этим процессом и подумать о сроках, констатировали участники заседания. «Представьте, что за три месяца мы разработаем план подготовки нормативной базы с четко обозначенными сроками по каждому пункту, — заметил Андрей Тур. – Но речь идет не просто о подготовке нескольких десятков системных правовых актов, это большая работа». Поэтому предложения по срокам должны носить жесткий характер, считает замминистра экономики. Советник Международной финансовой корпорации, заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев напомнил: «У нас в стране принят пакетный принцип подготовки нормативных актов. Надо было параллельно заниматься подготовкой и самой директивы, и плана ее реализации». По мнению эксперта, в числе тех мер, которые могут быть приняты оперативно, — мониторинг и отмена всех актов, ограничивающих права собственности.
Завершая разговор, заместитель министра экономики напомнил: «Директива – это отправная точка для масштабной работы, но она не начальная, если мы говорим о либерализации. Давайте вспомним, что мы уже два с половиной года движемся в этом направлении. И многое сделано, хотя и проблемы остаются». Решать их гораздо эффективнее сообща, приходят к убеждению представители власти и бизнеса. Впереди – строгий экзамен и для тех, и для других.