Вопрос - ответ

Сейчас много говорят и пишут о необходимости строгого соблюдения чиновниками Закона "Об обращениях граждан".
Сейчас много говорят и пишут о необходимости строгого соблюдения чиновниками Закона "Об обращениях граждан". Но вот я отправила жалобу в одну организацию (не буду называть какую) и уже прошло два месяца, а ответа нет. Правда, это организация негосударственная, может быть, в этом все дело? Что я могу в этой ситуации предпринять? Обязаны ли частные организации соблюдать этот закон? Предусмотрена ли какая-нибудь ответственность за нарушение Закона "Об обращениях граждан"?

С.Анисимова, Светлогорск.

Прежде всего обращаю ваше внимание, что Закон "Об обращениях граждан", который был принят 6 июня 1996 г., распространяется на все организации без исключения - и на государственные, и на негосударственные. Поэтому должностные лица той организации, в которую вы направили свою жалобу, обязаны подчиняться требованиям этого закона, в частности, обязательно регистрировать все поступающие обращения граждан и рассматривать их. Закон дает право не рассматривать поступившее обращение только в двух случаях. Первый: если жалоба была анонимной (не указаны фамилия, имя, отчество, данные о месте жительства или работы (учебы) заявителя). И второй - если решение поставленных в обращении вопросов не входит в компетенцию организации (такое обращение в срок не позднее 5 дней передается в организацию, в компетенцию которой входит решение поставленных в нем вопросов, а заявителю отправляется соответствующее уведомление).

Во всех остальных случаях должностные лица организаций обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Причем ответ должностного лица должен быть обязательно мотивированным. Для рассмотрения обращения закон устанавливает следующие сроки - не позднее одного месяца со дня поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней (по общему правилу). Закон предусматривает возможность продления этих сроков, если есть необходимость проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов, но это делается только по решению руководителя организации, не более чем на два месяца и с обязательным уведомлением заявителя.

Что касается ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан, то она, безусловно, установлена. В ст. 13 Закона "Об обращениях граждан" сказано, что должностное лицо организации, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством. В частности, ответственность в виде штрафа установлена в Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, граждане имеют право требования компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от организаций, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter