«Вооруженные Силы: реформирование завершено.

Строительство и развитие продолжается»
Строительство и развитие продолжается»

По мнению ряда военных ученых, в прошлом веке эволюция войны как средства политики достигла своего высшего предела. Но значит ли это вообще предел эволюции войны как общественно–политического явления? К сожалению, нет. Обозначен своего рода предел традиционного, классического понимания категории «война».

XXI век не принес человечеству избавления от войн, в которых радикально трансформировалась их сущность и которые не стали менее разрушительны и гибельны для цивилизации.

В войнах и вооруженных конфликтах собственно вооруженная борьба оказалась отодвинутой на второй план, уступив приоритет политическим, дипломатическим, экономическим, информационным и иным формам противоборства, которые способны обеспечить самостоятельное достижение стратегической цели. Пример тому — победа без вооруженной борьбы над Советским Союзом и над странами Варшавского Договора.

Изменилось и содержание вооруженной борьбы. Войны в зоне Персидского залива, в Чечне и на Балканах, наконец, удары по ряду объектов в Нью–Йорке и Вашингтоне в 2001 году свидетельствуют о том, что обозначился своего рода рубеж в развитии теории современной войны, средств вооруженной борьбы и военного искусства.

Приоритеты в современной вооруженной борьбе отдаются неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения, а также действиям сил специальных операций, иррегулярных войск, террористическим акциям.

Впервые в истории разрушен так называемый консенсус ненападения и началась совершенно новая эпоха — эпоха асимметричных войн, которая перевернула все привычные представления о войне.

Соответственно сегодня как никогда национальная безопасность государства зависит от всех ее составляющих (экономических, политических, экологических, информационных, гуманитарных и, конечно, собственно военных), а защита Отечества обретает действительно всенародный характер, далеко выходя за рамки классической военной проблематики.

Все это потребовало необходимости приведения системы обеспечения национальной безопасности Беларуси в состояние, адекватное изменившейся сущности и содержанию современной войны и вооруженной борьбы.

Методологической основой фундаментальных преобразований стали разработанные новые редакции Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. N 390, и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденной Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 г.

В ноябре 2001 года Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001 — 2005 годы, план их строительства до 2006 года.

Целью реформирования Вооруженных Сил стало приведение их в соответствие с характером современной военно–политической обстановки, современной войны и вооруженной борьбы, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.

Для достижения этой цели были определены следующие направления реформирования: создание системы стратегического сдерживания; совершенствование системы управления; оптимизация организационной структуры Вооруженных Сил; создание системы информационного обеспечения Вооруженных Сил; совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших военных специалистов и другие.

Сегодня мы вправе говорить о реальных позитивных результатах реформирования Вооруженных Сил. Все мероприятия, запланированные нормативными документами для реализации, выполнены полностью, точно и в срок.

Радикально усовершенствована нормативная правовая база военного строительства.

За пять лет в Министерстве обороны Республики Беларусь подготовлено более 112 проектов законодательных актов и постановлений Правительства в военной сфере, ныне принятых, в том числе 13 законопроектов, 5 проектов декретов Президента Республики Беларусь, 46 проектов указов Президента Республики Беларусь, 48 проектов постановлений Правительства.

Совершенствование военного законодательства свидетельствует — наши Вооруженные Силы осуществляют свою деятельность в строгом правовом поле, что является непременным атрибутом любого демократического государства.

Важное место в системе обеспечения военной безопасности государства отводится созданию системы стратегического сдерживания.

Смысл стратегического сдерживания состоит в создании условий, при которых достигается осознание эвентуальным (возможным при соответствующих условиях) противником, что цена или риск его действий против нашей страны заведомо уступает потерям от ответных действий.

В процессе реформирования Вооруженных Сил создана новая, эффективная система управления. Функции органов управления конкретизированы в соответствии с задачами строительства и развития Вооруженных Сил. Проведена реорганизация ряда структурных подразделений Министерства обороны, упразднены дублирующие структуры, повышена эффективность работы.

Главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь в 2001 году преобразован в Генеральный штаб. Юридически закреплено разграничение военно–политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредоточивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.

Основным назначением Генерального штаба стало стратегическое планирование и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Создано также командование Сухопутных войск, на которое в мирное время возложены задачи и функции по непосредственному руководству повседневной деятельностью войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время — непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

С целью создания на операционных направлениях группировок войск, способных в условиях мирного времени выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, на базе армейских корпусов созданы Западное и Северо–Западное оперативные командования.

Сформировано командование нового вида Вооруженных Сил — ВВС и войск ПВО. В 2002 году созданы Западное и Северо–Западное оперативно–тактические командования ВВС и войск ПВО.

В ходе реформирования значительно оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил.

Оперативно–стратегическими расчетами была обоснована оптимальная численность личного состава Вооруженных Сил. Мы уже вышли на запланированные показатели, которые в настоящее время составляют 65.000 человек, в том числе около 50.000 военнослужащих и 15.000 лиц гражданского персонала.

Такая численность способна обеспечить выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач и соответствует социальным и финансово–экономическим возможностям государства. Она достаточна для выполнения задач мирного времени, нейтрализации локального конфликта и обеспечения мобилизационной готовности для отражения полномасштабной агрессии.

Итогом проведенных организационно–штатных мероприятий стало увеличение укомплектованности соединений и воинских частей.

Решена проблема укомплектованности должностей офицеров. На 1 октября 2005 года в сравнении с январем 2002 года она возросла с 78,1 до 93,2 процента. А ведь еще памятно то время, когда в батальонах было всего по 2 — 3 офицера.

Значительно оптимизирована и система комплектования солдатами и сержантами. Действует программа совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил солдатами и сержантами на 2005 — 2010 годы, имеющая целью обеспечение планомерного перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами. При этом мы не отказываемся от срочной службы.

В ходе реформирования значительно усилен белорусский военно–научный и военно–образовательный комплекс. Создан Научно–исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь. Сегодня в наших структурах работают более 20 докторов наук, 230 кандидатов наук, в том числе около 30 профессоров и 140 доцентов.

Проведены качественные преобразования системы военного образования.

Завершена перестройка системы подготовки младших командиров и военных специалистов. По существу, мы создали систему подготовки специалистов, подобную военному учебному заведению. На базе учебных полков 72–го объединенного учебного центра созданы школы подготовки младших специалистов. При этом обеспечивающие функции легли на центры тылового и технического обеспечения. В результате повышено качество подготовки курсантов, исключен их отрыв от боевой подготовки.

На базе центра создана также школа прапорщиков. В период с 2001 по 2005 год в ней прошли обучение более 2.100 человек, в том числе более ста женщин.

Основной целью реформирования Военной академии Республики Беларусь стало создание оптимальной непрерывной, многоуровневой системы подготовки офицерских кадров, интегрированной с государственным образованием. Академия перешла на новую систему подготовки офицеров тактического звена, в рамках которой уже в 2002 году впервые проведена военная подготовка курсантов 1–го курса по программам младших специалистов на базе учебных центров и воинских частей Вооруженных Сил.

С начала 2003 года при Военной академии открыты высшие академические курсы для подготовки офицерских кадров оперативно–тактического звена и ответственных работников органов государственного управления в области обороны и обеспечения безопасности государства. Осуществляются мероприятия по формированию в Военной академии Республики Беларусь факультета Генерального штаба.

Успешно функционируют военные факультеты в государственных вузах. В этом году создан военный факультет в Гродненском государственном университете. Подготовка в наших гражданских вузах в несколько раз дешевле, чем подготовка этих же специалистов в военных учебных заведениях иных государств. Расходы на подготовку, к примеру, офицеров на военном факультете Белорусского национального технического университета составляют около 2 млн. 360 тысяч белорусских рублей в год. В России же подготовка одного курсанта обходится нам примерно в 6,5 млн. белорусских рублей в год.

С учетом того, что количество офицеров запаса значительно превышало потребности Вооруженных Сил, а по ряду специальностей младших военных специалистов ощущался определенный дефицит, с 2003 года решено перейти к обучению на военных факультетах и кафедрах студентов по программе младших специалистов.

Развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов — территориальная оборона. Ее организация является одним из наиболее экономичных путей поддержания обороноспособности государства на должном уровне.

В важности и ответственности задач, возлагаемых на территориальную оборону, не приходится сомневаться. Это участие в вооруженной защите границ Республики Беларусь, охрана государственных и военных объектов, борьба с десантными диверсионными силами, проведение инженерных работ по подготовке городов и районов к обороне, ликвидация последствий применения оружия массового поражения и многое другое. Именно в территориальной обороне защита Отечества обретает наиболее конкретные формы.

Сегодня формируется и принципиально новое понимание общественных отношений в области исполнения гражданами нашей республики воинской обязанности, что нашло отражение в совершенствовании системы комплектования.

Впервые в нашей стране и среди государств СНГ введен новый вид службы — служба в резерве. Тем самым значительно усовершенствована система исполнения конституционной воинской обязанности, радикально оптимизирован процесс подготовки военно–обученного резерва.

В 2004 году службу в резерве впервые проходили более 800 человек, причем 730 из них — молодые люди с высшим образованием. В 2005 году на службу в резерве призвано уже около 3.000 человек.

Важнейшим направлением реформирования Вооруженных Сил является развитие вооружения и техники.

На сегодняшний день наш собственный оборонный сектор экономики и наш научный потенциал обеспечивают разработку и производство продукции военного назначения, а также модернизацию образцов вооружения и военной техники на уровне мировых образцов по целому ряду направлений.

За четыре года приняты на вооружение 19 наименований образцов ВВТ, и этот процесс постоянно наращивается.

Сегодня в войска внедряется ряд автоматизированных систем управления (в первую очередь в ВВС и войсках ПВО) и систем управления огнем бронетанковой техники. Разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Тепловизионные прицельно–наблюдательные комплексы TISAS, установленные на опытных образцах танков Т–72А, позволили поднять их боевые характеристики практически до уровня самых современных танков. Создан и испытан образец боевой машины пехоты БМП–2 с системой управления огнем «Рубеж–М». Принята на вооружение разработанная отечественным оборонно–промышленным комплексом модернизированная реактивная система залпового огня «Град» на базе отечественного автомобиля МАЗ.

В боевом строю белорусской истребительной авиации находятся модернизированные на 558–м авиационном ремонтном заводе истребители Су–27 УБМ и МИГ–29 БМ. Причем на МИГ–29 БМ, находящемся на вооружении 61–й истребительной авиационной базы, белорусские летчики в 2005 году установили 15 мировых рекордов в скороподъемности и скорости полета по замкнутому маршруту.

Созданы и испытаны комплексы средств автоматизированного управления ВВС и войск ПВО принципиально нового поколения «Бор», «Поляна», «Спрут», «Риф», позволяющих увеличить эффективность управления не менее чем на 30 процентов.

Впервые возможности перспективных комплексов АСУ всех звеньев системы управления ВВС и войск ПВО, в том числе по уничтожению крылатых ракет, были продемонстрированы летом прошлого года в ходе учения, проводимого на российском полигоне «Ашулук». Мишени — крылатые ракеты — успешно уничтожались как зенитным ракетным комплексом С–300, так и впервые ЗРК «Бук». Именно создание АСУ нового поколения позволило эффективно применять ЗРК «Бук» для борьбы с крылатыми ракетами, несмотря на то что раньше такая задача перед ним не стояла.

По существу, мы стали одними из немногих в мире, кто решил и проблему наведения истребителей на крылатые ракеты.

Все свои шаги в направлении строительства Вооруженных Сил мы выверяем экспериментально, в ходе учений и тренировок. Не случайно все проведенные учения — «Неман–2001», «Березина–2002», «Чистое небо–2003», «Щит Отечества–2004», двустороннее командно–штабное учение в сентябре 2005 года — носили прежде всего исследовательский характер.

Именно учения сегодня являются наиболее экономичным, оптимальным и рациональным путем проверки эффективности строительства военной организации государства. Здесь же следует подчеркнуть, что реформирование Вооруженных Сил позволило снизить нагрузку на бюджет государства. Экономический эффект реформирования составил 305 миллиардов рублей.

Завершение реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь потребовало кардинально пересмотреть методологию, организацию, формы и методы идеологической работы.

В Вооруженных Силах Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. N 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» выполнен в точно установленные сроки и в полном объеме. В 2004 году созданы органы идеологической работы Вооруженных Сил, возглавляемые заместителями командующих (командиров, начальников) по идеологической работе.

Определены наиболее эффективные направления, формы и методы военно–патриотического воспитания. В контексте требований Главы государства об усилении идеологической работы, прежде всего с молодежью, в феврале 2004 года на базе 72–го гвардейского объединенного учебного центра созданы курсы идеологического актива подразделений «Школа солдатского актива».

В целях патриотического воспитания военнослужащих всемерно поддерживается работа первичных организаций БРСМ. В воинских частях и организациях Министерства обороны насчитывается около 200 первичных организаций БРСМ, членами которых сегодня являются почти 5 тысяч военнослужащих.

Одним из перспективных направлений повышения престижа воинской службы является развитие военно–патриотических классов. Количество школ, имеющих военно–патриотические классы, составляет 60, а число обучающихся в них — более 2.000 человек.

Важное значение в деле формирования патриотических качеств принадлежит духовно–нравственному воспитанию. В 2004 году открыт Драматический театр Белорусской армии. Созданы и успешно работают студия военных писателей и студия военных художников.

Мы делаем все, чтобы формировать патриотизм военнослужащих, граждан нашей страны как важнейший фактор национальной безопасности.

Результатом идеологической работы становится также устойчивая тенденция снижения преступности в Вооруженных Силах. «Коэффициент преступности» (число правонарушений на 1.000 человек) в белорусской армии за время реформирования снизился с 6,7 в 2001 году до 6,0 в 2004 году и 3,4 в текущем году. Для сравнения: в 1994 году этот показатель был 10,9.

Итак, реформирование Вооруженных Сил завершено.

Но выполнение соответствующих планов и программ не значит, что военное строительство прекращается. Строительство и развитие Вооруженных Сил — непрерывный процесс, обусловленный многими факторами, в том числе динамичными изменениями военно–политической обстановки, взглядов на подготовку и ведение современной войны и вооруженной борьбы.

Сегодня необходимо видеть Вооруженные Силы будущего с учетом мировых тенденций в развитии форм и способов применения группировок войск (сил), направлений создания и совершенствования вооружения и военной техники.

На недавнем заседании Совета Безопасности утвержден План строительства и развития Вооруженных Сил на 2006 — 2010 годы. Утверждена Государственная программа вооружения на 2006 — 2015 годы.

Цель дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил — их перевод на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание их способности в любых условиях военно–политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное развитие страны, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу государству, а в случае возникновения такой угрозы — адекватно реагировать на ее нарастание.

Определены основные задачи дальнейшего строительства Вооруженных Сил. Среди наиболее актуальных следует выделить:

— совершенствование системы управления Вооруженными Силами c максимальным использованием технологических достижений и новых технических решений в процессе управления;

— повышение боевой и мобилизационной готовности, способности войск (сил) к выполнению возложенных задач путем эффективного использования боевых потенциалов и технических возможностей вооружения и военной техники, рационального развития всех составных элементов созданных в Вооруженных Силах систем;

— наращивание эффективности системы подготовки военных кадров, оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) до уровня, соответствующего современным требованиям.

Приоритетным в строительстве и развитии Вооруженных Сил станет улучшение качественных параметров технического оснащения и организационно–структурного содержания войск (сил) разведки и радиоэлектронной борьбы, связи, противовоздушной обороны, составляющих основу систем стратегического сдерживания, управления.

* * *

Вооруженные Силы нашей страны призваны гарантировать военную безопасность государства и народа. Они являются не инструментом ведения войны, а инструментом ее недопущения. Но чтобы никто и не помышлял разговаривать с Беларусью с позиции военной силы, армия должна быть адекватной новым вызовам и угрозам XXI века. С этой целью и проводилось реформирование Вооруженных Сил. Осуществлены фундаментальные преобразования, в ходе которых обеспечена способность белорусской армии гарантировать мирную жизнь и созидательный труд наших граждан.

Но самое главное — именно реформированием созданы условия для дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил, которые и впредь будут надежно обеспечивать мир, стабильность и безопасность Беларуси.


Под председательством Президента А.Г.Лукашенко в конце сентября прошло заседание Совета Безопасности, в ходе которого подведены итоги реформирования Вооруженных Сил за прошедшие пять лет, утверждены План строительства и развития Вооруженных Сил на очередной пятилетний период, Государственная программа вооружения на 2006 — 2015 годы.

Президент констатировал устойчивую динамику роста уровня обороноспособности Беларуси, подчеркнул, что руководство страны отказалось от проводившегося в 1990–х годах механического сокращения численности войск и перешло к полномасштабной качественной модернизации Вооруженных Сил.

Генерал-полковник Леонид Мальцев, министр обороны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter