Начинается промышленная эксплуатация первого энергоблока Белорусской АЭС

Внимание, на старт!

Крупнейший белорусско‑российский экономический проект начинает приносить реальную отдачу: коллегия МЧС Беларуси выдала лицензию, позволяющую приступить к промышленной эксплуатации первого энергоблока Белорусской АЭС. Решение базируется на заключении Госатомнадзора, положительных результатах экспертизы документов, обосновывающих безопасность, и другим документам. А перед этим проведены тысячи самых разноплановых проверок и экспертиз, в том числе с участием представителей международных организаций, подтвердивших полную безопасность агрегатов станции. Была и опытно‑промышленная эксплуатация энергоблока с тщательной проверкой работы оборудования на самых разных режимах. Уже тогда электроэнергия поступала в энергосистему страны.


— С момента включения в сеть первого энергоблока выработано более 2,6 млрд кВт•ч электроэнергии, это позволило расчетно заместить около 670 млн кубометров природного газа, — заявил на днях по этому поводу министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич.

Сейчас основное внимание переносится на второй энергоблок АЭС. Его строительная готовность около 85 процентов. Проводятся гидроиспытания оборудования и технологических систем. Из России поставлено свежее ядерное топливо для второго энергоблока. Осенью планируется его загрузка в реактор, что станет началом физического пуска оборудования. В конце нынешнего — начале следующего года запланированы включение второго энергоблока в сеть и выдача им первых кВт•ч электроэнергии. А его ввод в эксплуатацию ожидается в первом полугодии 2022‑го.

Все это вновь активизировало в обществе вопрос, как наиболее рационально использовать мощный поток экологически чистой и относительно недорогой электроэнергии. Этому было посвящено совещание у ­Президента Беларуси ­Александра ­Лукашенко. 

Одно из важнейших направлений — переход на электромобили, что вполне соответствует мировым трендам. Однако помимо источника энергии нужна соответствующая инфраструктура. И она динамично развивается. Вот и у меня под окнами буквально за несколько дней появилась «зарядка» на несколько автомобилей. При этом никаких неприятных запахов, пятен на асфальте и тому подобного. Сейчас в Беларуси действует уже около 450 таких объектов. Оборудование для них выпускают и отечественные предприятия. А к концу года число зарядных станций для легковушек возрастет до 600. И это не предел. Возможно, такие «зарядки» появятся по заказу жильцов едва ли не у каждого многоэтажного жилого дома, в агрогородках — были бы желающие инвестировать в такие проекты.

К этому надо добавить, что все больше на улицах Минска и других городов отечественных электрических автобусов и троллейбусов с автономным ходом. Недавно такие машины стал выпускать Минский автозавод. А это также солидный объем потребляемой электроэнергии. Кроме того, то в одном, то в другом белорусском городе вводят в строй многоэтажки, где для отопления, подогрева воды, приготовления пищи используется электроэнергия. Это экологично, удобно, экономически выгодно. 

Эксперты считают, что практически весь прирост производства электроэнергии в связи с пуском Белорусской АЭС будет востребован.

При этом, по мнению Виктора Каранкевича, высвободится около 4,5 млрд кубометров российского природного газа в год, который пока используется на ТЭЦ. Ценное углеводородное сырье можно будет направить на выпуск минеральных удобрений и другой высоколиквидной продукции. Что также потребует электроэнергии. И со временем, отметил Александр ­Лукашенко, Беларуси не станет хватать мощностей ее первой АЭС. В этом случае, возможно, надо будет строить и вторую.

ДОСЬЕ «СОЮЗа» 

После полного ввода в строй двух энергоблоков Белорусская АЭС сможет производить около 18,5 млрд кВт•ч в год, что обеспечит около 40 процентов потребностей страны в электро­энергии. Станция возведена по российскому проекту «ВВЭР‑1200». Генеральным подрядчиком строительства является группа ASE госкорпорации «Росатом».

SOB@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter