Госавтоинспекция подвела итоги проверок маршрутных транспортных средств

Внимание — на дорогу!

Республиканская акция по проверке соблюдения ПДД при перевозке пассажиров маршрутными такси в регулярном и нерегулярном сообщении стартовала две недели назад — сотрудники ГАИ изучили 1562 перевозчика и организовали 194 рейда с другими госорганами. За это время выявлены 3997 правонарушений, из которых 713 — нарушения правил перевозки пассажиров, 15 — вождение транспортным средством без права управления, один — в состоянии алкогольного опьянения, 162 — движение с неисправностями и 111 — превышение скорости. Статистика подтверждает: безответственное отношение транспортных компаний по перевозке пассажиров — вопрос все еще открытый даже во время усиления контроля из-за участившихся ДТП с их участием. Мы побывали в одном из рейдов в Минской области и выяснили, какими пунктами ПДД чаще всего пренебрегают водители маршрутных такси.


Правила безопасности

Совместная проверка с инспекторами Минского РУВД и сотрудниками контрольно-ревизорской службы ОАО «Миноблпассажиртранс» прошла на автодороге Р-28. Этот оживленный участок пользуется популярностью у маршрутных такси из Вилейки, Молодечно и Радошковичей. Помимо регулярных рейсов, в этом направлении ежедневно проезжает большой поток маршруток с нерегулярным сообщением. Многие пассажиры даже не подозревают, что между двумя перевозчиками есть существенная разница, но о ней следует знать ради своей же безопасности. Сотрудники контрольно-ревизорской службы ОАО «Миноблпассажиртранс» объясняют, что отличить регулярное маршрутное такси от «нерегуляров» несложно. Первые работают со строго установленным расписанием движения и четким маршрутом, лицензией, заключением договора между перевозчиком и пассажиром. В их случае свои права и обязанности имеет каждая из сторон. Это подтверждается выдачей билета пассажирам, причем до начала пути. Этого нет у нерегулярных перевозчиков. Они могут обслуживать заказной маршрут: свадьбы, корпоративы и туристические группы с составлением договора на одного человека — сопровождающего.

— Выдавать билеты каждому пассажиру в таких микроавтобусах запрещено, — пояснили в контрольно-ревизорской службе ОАО «Миноблпассажиртранс». — Но «нерегуляров» это не останавливает, под видом регулярных маршрутных такси они выходят на междугороднее сообщение. Это не только нарушает законодательство, под угрозой оказывается и безопасность пассажиров.


— Бывает, что правонарушение замечаем еще до остановки, водитель едет без ремня безопасности и на ходу пристегнуть его уже не успевает, — комментирует инспектор дорожно-патрульной службы Минского РУВД старший лейтенант Кирилл Реут. За время его службы это не первый рейд, а нарушения встречаются при каждом выезде.
— В первую очередь мы проверяем водительское удостоверение, разрешение на допуск автомобиля к участию в дорожном движении, договор обязательного страхования и техпаспорт. Помимо этого, не сойдут с рук разговоры по мобильному телефону и несоответствие комплектации автомобиля.
У каждого должен быть знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечка.


Инспектор останавливает первый микроавтобус с табличкой на лобовом стекле «Минск — Молодечно». Пока водитель предоставляет все документы, сотрудники «Миноблпассажиртранса» заходят в салон. Здесь они в первую очередь обращают внимание на количество предусмотренных заводом-изготовителем мест и соответствие рассадки пассажиров, а также проверяют билеты.

— Сейчас найду, — доносится из салона. — Билет точно есть, водитель выдал при посадке.
Убедившись, что все в порядке, инспектор желает хорошей дороги и не задерживает движение. Пассажиры относятся к подобным проверкам с пониманием, да и водители реагируют на незапланированные остановки спокойно.
Все делается для их же комфорта и безопасности, пристальное внимание ведомства уделяют правилам перевозки пассажиров — это нарушение встречается чаще всего.

— Количество человек в салоне не должно превышать положенную норму, которая предусмотрена техническими характеристиками транспортного средства, — объясняет инспектор ДПС. — Недопустимо также переоборудование грузового микроавтобуса в пассажирский и установка электроприводов для дверей без согласования с ГАИ.


Печальные последствия можно предотвратить, уточняет Кирилл Реут, и ответственность в первую очередь лежит на самих водителях:

— От них напрямую зависит безопасность людей. Но по сей день некоторые компании-перевозчики не останавливает даже предупреждение или штраф.

Один из таких — водитель маршрутного такси «Вилейка — Минск». Во время досмотра его микроавтобуса выяснилось несоответствие списка пассажиров. На указанные в документе фамилии не откликнулся ни один из восьми человек.

— За что привлекались в последний раз? — спрашивает инспектор.

— Дай бог памяти… В Молодечно было предупреждение за непристегнутых пассажиров, но там одному просто ремня не хватило, — пытается шутить водитель.

Вместе с тем в копилку к предыдущему предупреждению получает новое плюс вполне реальную возможность заплатить до четырех базовых величин, если в течение года ситуация со списком пассажиров повторится. Из десяти остановленных микроавтобусов такое предупреждение вынесено двоим водителям. А шофер на маршруте «Минск — Боровляны» заработал штраф за непристегнутый ремень безопасности.


Контроль круглый год

Ситуацию с соблюдением ПДД маршрутными такси и обеспечением безопасной перевозки пассажиров Госавтоинспекция держит на контроле круглогодично, рассказал первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Республики Беларусь полковник милиции Александр Войтешко. Только за прошлый год на территории страны проведено 486 совместных рейдов с другими ведомствами. Среди водителей, которые перевозят пассажиров регулярным и нерегулярным сообщением, выявлено более 6700 правонарушений. Из них около 1200 — нарушения правил перевозки пассажиров.

— Нельзя говорить, что мы не контролируем ситуацию или реагируем лишь после трагических происшествий, — уточнил Александр Юрьевич. — На постоянной основе ведутся обширные профилактические мероприятия, и уровень ДТП в этой сфере не такой весомый, как в других. Это подтверждает статистика за пять лет.
Доля ДТП по стране с участием транспортных средств, перевозящих пассажиров в коммерческом сообщении, — около 1,4 процента от всех учетных ДТП.
По вине перевозчика происходит в среднем 0,5 — 0,8 процента ДТП, а доля погибших по вине перевозчика — 0,2 процента. Это очень низкий показатель, но даже при таких цифрах мы ежемесячно проводим работу.



В ведомстве подтверждают, что самым распространенным по-прежнему остается нарушение правил перевозки пассажиров. За пять лет более 1200 случаев. И на этот фактор с каждым годом обращают все большее внимание:

— В том числе это и превышение допускаемой нормы пассажиров в салоне, на которое недавно обращено внимание, — рассказал Александр Войтешко. — Но вместе с тем некоторые граждане целенаправленно идут на это и даже уговаривают водителя разрешить им поехать стоя. Здесь, можно сказать, правонарушение обоюдное, а отвечать все равно будет водитель. Поэтому полностью исключить возможность каких-либо происшествий невозможно, но организационными мерами мы стараемся снизить их количество и тяжесть последствий. После участившихся ДТП с участием маршрутных такси будем предлагать определенные решения.


Сегодня сесть за руль маршрутки может не каждый. Перевозить пассажиров и управлять транспортом с более чем восемью местами позволяет водительское удостоверение с открытой категорией D. Переподготовку в автошколе могут пройти лишь те, у кого на руках уже есть открытая категория В или С. При этом надо быть не младше 21 года и с опытом вождения не меньше двух лет. Только после прохождения теоретической и практической программы в течение нескольких месяцев можно получить удостоверение. Этот процесс в стране хорошо урегулирован, и говорить о том, что нормативы обучения нужно усложнять, пока рано, объяснил Александр Войтешко:
— Мы еще будем изучать этот момент, но мировой опыт подсказывает, что у Беларуси и так один из самых ответственных подходов к выдаче водительского удостоверения.
Можно скорректировать некоторые моменты, но все же кардинальное ограничение или ужесточение будет лишним.

Правила перевозки пассажиров утверждены постановлением Совета Министров, там определены требования к перевозчикам регулярного и нерегулярного сообщения, к водителям, а также к транспорту всех категорий. Госавтоинспекция во внутренний распорядок компании не вмешивается, их задача следить за тем, чтобы организации любой формы собственности соблюдали общие правила безопасности, которые установлены государством, уточнил Александр Юрьевич:

— Внутренние правила не должны идти вразрез с теми, которые установлены законодательством. И нам важно, чтобы водители и сам перевозчик соблюдали их — это главное. Если они не пренебрегают этими требованиями, вероятность наступления каких-то чрезвычайных событий минимизируется. А когда компания гонится за количеством пассажиров и выручкой, снижается уровень безопасности не только пассажиров, но и всех участников дорожного движения. Такие подходы мы, естественно, пресекаем.


lukashik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter