Владимир ЦАЛКО: “Беларусь достойна знака качества”. У нас есть все условия и возможности сделать свою страну сильной и процветающей, но это зависит не только от органов госуправления, но и от каждого жителя, считает министр.

За последнее столетие воздействие человека на природную среду постоянно увеличивалось, и это стало настоящим стрессом для планеты. Сегодня предпринимаются серьезные усилия на международном и национальных уровнях, призванные минимизировать последствия хозяйственной деятельности. В Беларуси рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды находятся среди приоритетных направлений государственной политики, а экологическая безопасность признана одной из главных составляющих национальной безопасности в целом.Нельзя сказать, что в минувшие века охрану природных ресурсов сбрасывали со счетов. В прошлом году широко отмечалось 600-летие установления охранного режима в Беловежской пуще. Еще в первые годы советской власти принимались соответствующие декреты и постановления, создавались заповедники и заказники. Однако становление полноценной природоохранной структуры в Беларуси началось только полстолетия назад — в августе исполняется 50 лет с момента создания Государственного комитета БССР по охране природы, “прародителя” Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поэтому и беседу с его нынешним руководителем Владимиром ЦАЛКО мы начали с “юбилейной” темы.

За последнее столетие воздействие человека на природную среду постоянно увеличивалось, и это стало настоящим стрессом для планеты. Сегодня предпринимаются серьезные усилия на международном и национальных уровнях, призванные минимизировать последствия хозяйственной деятельности. В Беларуси рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды находятся среди приоритетных направлений государственной политики, а экологическая безопасность признана одной из главных составляющих национальной безопасности в целом.
Нельзя сказать, что в минувшие века охрану природных ресурсов сбрасывали со счетов. В прошлом году широко отмечалось 600-летие установления охранного режима в Беловежской пуще. Еще в первые годы советской власти принимались соответствующие декреты и постановления, создавались заповедники и заказники. Однако становление полноценной природоохранной структуры в Беларуси началось только полстолетия назад — в августе исполняется 50 лет с момента создания Государственного комитета БССР по охране природы, “прародителя” Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поэтому и беседу с его нынешним руководителем Владимиром ЦАЛКО мы начали с “юбилейной” темы.

— Создание Госкомитета БССР по охране природы стало знаковым событием и своего рода официальной декларацией того, что эта сфера деятельности отнесена к приоритетным направлениям государственной политики. Как это обычно бывает, периодически менялось название ведомства, корректировались его функции — жизнь не стоит на месте. Но суть не меняется: мы в ответе за сохранение природного наследия и его рациональное использование, за качество жизни населения. И как говорит глава государства: “Абсолютно все, что делается в стране, нацелено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни наших людей”. С моей точки зрения, на этом понимании и должна строиться преемственность традиций в природоохранной службе.

— Владимир Григорьевич, вы возглавили министерство чуть больше года назад и наверняка уже расставили свои акценты в его работе.

— Деятельность Минприроды очень многогранна, но все направления нашей работы служат одной важнейшей цели, о которой я уже говорил, — обеспечить качество жизни людей. А оно во многом зависит от чистоты воздуха, воды, плодородия почв, биологического разнообразия животного и растительного мира, рационального использования природных ресурсов. Поэтому все основные направления работы министерства базируются на этих принципах.
И это не высокопарные слова, а установка к конкретным практическим действиям. Только вдумайтесь: по данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно от загрязнения окружающей среды в мире погибает около 8000 человек. Антропогенная нагрузка на природу во всем мире достигла такого высокого уровня, что обеспечить гармоничное сосуществование человека и природы возможно лишь совместными усилиями всех стран. И Беларусь принимает самое активное участие в этом глобальном процессе.
Мы обмениваемся с коллегами из других стран опытом, новейшими разработками. Значительные усилия направляются на совершенствование законодательства, оценку его “функциональности” и соответствия международным стандартам.
В Год качества мы активно работаем над созданием, внедрением и сертификацией  систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001. Такой сертификат имеют уже 224 организации. Еще 31 организация планирует получить его до конца года.
Перед нашим министерством государство ставит еще одну важнейшую задачу: обеспечить экономику необходимыми природными ресурсами и организовать их рациональное использование. Выполнение этой задачи непосредственно связано с развитием минерально-сырьевой базы.

— Но какой бы мощной ни была государственная природоохранная структура, одной ей не под силу решить весь спектр экологических проблем. Без помощи общественных организаций здесь явно не обойтись. Как показывает мировая практика, это весомая сила. В Беларуси она ощутима?

— Создание механизмов для максимального участия общественных объединений и населения в природоохранных проектах и инициативах имеет первостепенное значение. Для меня это принципиальный вопрос. Общественные инспекторы, молодежные организации — наш актив, который необходимо максимально задействовать в просветительской работе. Для этого нужно чаще привлекать их к участию в различных природоохранных мероприятиях, акциях, поддерживать их инициативу и, по возможности, поощрять. У нас уже есть опыт проведения совместных акций с общественными объединениями. Например, очень активно сотрудничаем с “Аховай птушак Бацькаўшчыны”. Нас радует, что многие общественные объединения интересуются разработкой новых законодательных актов в природоохранной сфере и хотят участвовать в их обсуждении, высказывать свои предложения еще на этапе подготовки документов. Мы в свою очередь размещаем проекты разрабатываемых нормативных правовых актов на сайте Минприроды. Так что при желании каждый может принять участие в их обсуждении.

— Сегодня государство делает ставку на более полное освоение собственного ресурсного потенциала. Какие богатства наших недр, на ваш взгляд, в ближайшие годы будут наиболее активно работать на экономику Беларуси? Удастся ли безболезненно совместить добычу этих богатств и охрану окружающей среды?

— Мы прекрасно понимаем, что каждый рубль, вложенный государством в нашу отрасль, должен давать реальную отдачу. Помимо обеспечения потребностей экономики в ресурсах и решения вопросов импортозамещения освоение месторождений полезных ископаемых открывает и широкие возможности для привлечения в страну зарубежных инвестиций. 
Планируется активно осваивать и местные виды ископаемого топлива, которые должны внести свой вклад в повышение энергетической безопасности страны. Помимо разведки и добычи традиционных топливных ресурсов, таких как торф и нефть, попутный газ, принято решение приступить к освоению белорусских бурых углей и горючих сланцев.
Во всех приведенных примерах речь идет именно о рациональном и комплексном использовании природных ресурсов, поскольку и речи быть не может о получении какого-либо молниеносного эффекта, который пойдет во вред природным экосистемам или местным жителям.

— В последние годы даже питьевая вода превратилась в востребованный товар. Какие перспективы это открывает перед нашей страной, которую за обилие озер и рек называют синеокой?

— Нашими водными ресурсами интересуются не только белорусские компании, занимающиеся бутилированием минеральных и питьевых вод, но и зарубежные инвесторы. Однако в основном продукция реализуется на территории Беларуси, где рынок уже насыщен, поэтому необходимо более полно задействовать экспортный потенциал. По статистическим данным, сейчас за пределы страны поставляется около 20 миллионов литров бутилированной минеральной воды в год на общую сумму около 4 миллионов долларов. Если учесть, что в мире ощущается нехватка чистой воды, в этом плане перспективы у белорусского экспорта очень хорошие.
Уже заключены первые инвестиционные договоры о создании предприятий по розливу воды с совместным белорусско-голландским предприятием СООО “Вита-Ю” и белорусским ООО “Центр грузоподъемного оборудования”. Общий объем инвестиций в эти проекты оценивается в 26 миллионов евро. Интерес к нашей питьевой воде проявляет и ряд других компаний из сопредельных стран.

— В Беларуси реализуется ряд международных природоохранных проектов. Это дает конкретные результаты?

— Результаты прежде всего выражаются в привлекаемой международной финансовой помощи для решения различного рода природоохранных задач. К слову, в настоящее время в стране реализуется 10 проектов международной технической помощи в области охраны окружающей среды. С их помощью удалось привлечь в страну более 10 миллионов долларов инвестиций. Донорами выступают Всемирный банк, ПРООН, ГЭФ, Еврокомиссия (программы ЕИДП/ТАСИС), Офис ОБСЕ в Минске. Это проекты по экологическому образованию, сохранению биологического разнообразия и водно-болотных угодий, развитию природоохранного законодательства, совершенствованию сети метеорологических радиолокационных станций и другие.
С целью привлечения инвестиций в первом полугодии Минприроды провело уже более 50 встреч и консультаций с экспертами зарубежных компаний и представителями международных организаций. В настоящее время запланировано к реализации 6 проектов, которые помогут привлечь в страну около 15 миллионов долларов международной финансовой помощи.
Не так давно, 5 июля, было подписано соглашение с Всемирным банком, который выделяет грант размером в 5,5 миллиона долларов. Эти средства будут направлены на вывоз из Беларуси и уничтожение за ее пределами значительного количества непригодных пестицидов, а также загрязненного стойкими органическими загрязнителями производственного оборудования. Такое “химическое наследство” представляет серьезную опасность для здоровья людей и окружающей среды. Полагаю, это один из наиболее значительных грантов для таких целей за всю историю Беларуси. Помимо денежных ресурсов мы получаем еще и новые технологии.

— В Беларуси началась реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010—2015 годы. Каковы главные задачи Минприроды в этом масштабном проекте?

— Прежде всего задача нашего министерства следить за тем, чтобы преобразования не нанесли ущерб природе уникального края. Несмотря на то что Полесье можно назвать белорусской кладовой полезных ископаемых, государственной программой не предусмотрена их масштабная разработка. С другой стороны, запланированы средства, которые пойдут на сохранение биологического разнообразия, снижение вредного воздействия на окружающую среду. Более того — будут построены центры по переработке и утилизации промышленных отходов.
Для выполнения предусмотренных программой природоохранных мероприятий из фонда охраны природы будет выделено 57,8 миллиарда рублей. Нельзя забывать и о том, что на территории Припятского Полесья сформирована система особо охраняемых природных территорий, включающая Национальный парк “Припятский”, 25 заказников республиканского и местного значения, 24 памятника природы. Любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам, на таких территориях запрещена. Но и на других территориях любой проект в обязательном порядке должен пройти государственную экологическую экспертизу.

— Нынешний год провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом биологического разнообразия. Эта тема станет превалирующей и на Республиканском экологическом форуме, который пройдет в конце августа в Гродно. Каков вклад Беларуси в сохранение всего живого на земле?

— Для нас Международный год биологического разнообразия — не формальная акция. Минприроды разработало план его проведения, который утвержден правительством. Он предусматривает целый ряд мероприятий национального значения. В их числе — подготовка новой редакции стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в Республике Беларусь, подписание ряда межправительственных соглашений о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий, создание трансграничного биосферного резервата. Это и организация мероприятий, направленных на экологическое образование молодежи. Естественно, ярким событием должен стать Республиканский экологический форум. 
Нельзя не отметить достижения по сохранению ряда видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения. К примеру, расселение зубра позволило создать девять вольноживущих стад и увеличить общую численность этих животных за последние 15 лет в три раза. В 2009 году в Беларуси насчитывалось уже 864 зубра. Проводится большая работа по инвентаризации и передаче под охрану землепользователям мест обитания и произрастания охраняемых видов. В настоящее время передано более 2 тысяч мест обитания 71 вида диких животных и более тысячи мест произрастания 103 видов растений, включенных в Красную книгу Беларуси.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности кабана, европейской косули, лося, благородного оленя, обыкновенной белки, волка, рыси и медведя.

22 процента площади страны занимают территории ограниченного природопользования. Достаточно развита в нашей стране и система особо охраняемых природных территорий. Их общая площадь составляет 7,7 процента территории Беларуси. Согласно Указу Президента к 2015 году она должна достигнуть не менее 8,3 процента. А площадь заповедных участков, на которых хозяйственная деятельность полностью запрещена, в ближайшей перспективе увеличится с 0,6 до 1 процента территории страны.

— Признаны ли на международном уровне наши особо охраняемые природоохранные территории?

— Ряд особо охраняемых природоохранных территорий Беларуси имеет международный статус. Березинский биосферный заповедник и Национальный парк “Беловежская пуща” удостоены специальных европейских дипломов. Вместе с республиканским заказником “Прибужское Полесье” они включены в международный список биосферных резерватов. Участок заповедной зоны Национального парка “Беловежская пуща” является объектом всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, восемь особо охраняемых природных территорий имеют международный статус в рамках Рамсарской конвенции, столько же ООПТ являются ключевыми ботаническими территориями, а 49 — территориями, имеющими важное значение для птиц.

— Мы беседуем накануне финальных мероприятий Республиканского экологического форума. Чем он будет примечателен, чего вы ждете от него?

— Такого рода форумы Минприроды проводит не впервые, уже сложились определенные традиции. Нынешний, как я уже отмечал, приурочен к Международному году биологического разнообразия. Кроме того, в Гродно, где состоятся финальные мероприятия форума, мы будем чествовать ветеранов нашей системы, которые стояли у истоков создания белорусской природоохранной службы.
Хочется, чтобы форум оправдал свое предназначение — привлечь к решению экологических проблем как можно больше людей. Ведь цель и у органов государственного управления, и у любого гражданина, патриота своей страны, одна: сохранить природное богатство, превратить родную Беларусь в сильное и процветающее государство. Все возможности и условия у нас для этого есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter