Цель: чем живут одноименные деревня и бывшая военная часть в Осиповичском районе

Вижу Цель

Достигнуть цели не всегда просто. А у нас их было целых две. Потому что необычное название — Цель — носят и военный городок, и деревня в Осиповичском районе. Нам подсказали: расположены «тезки» километрах в 20 от райцентра, дорога к ним ведет через лес. Правда, предупредили: воинская часть из военного городка передислоцировалась, да и деревня сама по себе невелика. Пока добирались, воображение услужливо рисовало богом забытое место, где из постоянных обитателей одна серая тоска, но по приезде выяснилось: ни одна из Целей не умирающая. Напротив, квартиры и домики тут даже минчане покупают.

Этот памятный знак в «колыбели ракетных войск» — военном городке Цель — установили еще при Советском Союзе.

Вторая родина

Цель № 1 — так мы для себя окрестили военный городок, поскольку он первым встречал нас на проселочной дороге, — выглядела ожидаемо: несколько многоэтажек в окружении высоких сосен, бетонный забор по периметру, будка КПП. У одного из домов нас уже ждал 65-летний военный пенсионер Григорий Маркушин. Григорий Юрьевич считает себя коренным жителем, оттого и вызвался быть гидом. Впрочем, на деле оказалось, что родился Маркушин не здесь. Грузин по национальности, по долгу службы он успел побывать в разных уголках бывшего СССР, а в Осиповичский район и вовсе прибыл из города Домбовар — в Венгрии он окончил военную академию, служил в ракетной бригаде.

— Это уникальное место. В свое время наш городок называли колыбелью ракетных войск Беларуси, — к ставшей ему второй родиной Цели бравый военный явно относится с трепетом. — Воинская часть тут еще до войны была, в 1936-м. При Союзе здесь на вооружении стояли грозные ракетные комплексы — дислоцировался ракетный дивизион из российских Клинцов, а уж после разместилась наша, белорусская, ракетная бригада. Я прибыл сюда в далеком 1990-м. Вместе с другими солдатами и офицерами, их семьями всего 1,5 тысячи человек. Под нас городок и строили: дома, общежитие, клуб, магазин. Молодежи много было, местная школа-десятилетка в две смены работала. Дружно жили, праздники вместе справляли.

Школа в Цели сохранилась. По словам ее директора Анатолия Кочанова, в 2003 году, когда он сюда пришел, было 144 ученика. Сегодня — 71. Потому занимаются дети в одну смену. Клуба как такового уже нет. Но добротное здание не пустует: тут разместились библиотека, почта и филиал осиповичской детской школы искусств. Сохранились и стационарные магазины. Правда, нет ни военторга, ни райпо, а работают частные магазинчики. Но местные довольны: «ассортимент хороший, продукты свежие».

— Раньше многое тут по-другому было, — ностальгирует Маркушин. — Все изменилось в 2018-м, когда ракетную бригаду перевели в Осиповичи. Люди разъехались.

— А вы, — любопытствую, — почему задержались?

— А куда уезжать? — удивленно вскидывает он брови. — У меня квартира трехкомнатная с удобствами. Когда только въезжали, дровами топили, а теперь у нас паровое отопление. Инфраструктура хорошая, транспортное сообщение отличное: дизеля до Осипович несколько раз в день бегают, маршрутки до Минска — чуть не каждый час. Опять же, у нас машина есть. Так что моя супруга — доктор — на работу в столицу добирается без проблем. Еще у нас огород свой. А какая природа: живем в сосновом бору, места грибные, ягодные, речка Свислочь рядом. Как я шучу — мы достигли своей Цели. Кстати, некоторые наши военные пенсионеры возвращаются — выкупили квартиры, домики в селе под дачи. Так что пустующего жилья нет. «Осиротели» лишь казарма да общежитие…

— А откуда название Цель? — интересуемся у Маркушина, после выхода в отставку увлекшегося краеведением.

— Точно никто не знает. Но есть версия, что пошло оно от слова «целина». Деревню, которой в этом году исполнится 460 лет, основали посреди леса… Да вон она, за соснами прячется. Может, там кого из старожилов сыщете…

Дачи, яхта и дауншифтеры

Цель вторая, сельская, встречает нас тишиной. Народу не видать, так что жилые хаты вычисляем по заливистому лаю собак и куриному кудахтанью. Заходим в один из дворов — уютный, ухоженный, где чувствуется хозяйская рука: свежая резная беседка, аккуратные клумбы, новая банька и даже часы на фасаде дома, исправно отсчитывающие время. Знакомимся с хозяином, появившимся на крылечке. Александру Цуканову 62 года. Уроженец Гомельщины, тоже в прошлом военный. Служил в Марьиной Горке, потом работал в охране. А как вышел на пенсию, перебрался в Цель — на родину жены:

— Дом отремонтировали, огород разбили, сперва кроликов завели, теперь вот 20 курочек, кабанчика. Благодать, в город не тянет. А дети и внуки к нам из Минска в гости приезжают.

Александр ЦУКАНОВ перебрался в Цель, на родину жены, как вышел на пенсию.

На той же Партизанской улице (в Цели сплошь советские названия улиц — Партизанская, Коммунистическая, Партизанский переулок) замечаем копающегося во дворе мужичка в испачканной маслом спецовке. «Местный тракторист, — решаю, приоткрывая калитку. — Точно знает и историю села, и местных обитателей».

Хозяин, узнав, кто мы и откуда, заливисто хохочет:

— Я вообще-то минчанин. Директор фирмы. А что, по мне не видно?!

Знакомимся: 42-летний Владимир Гармаш действительно предприниматель. Его кофе-автоматы работают в Минске, Осиповичах, Рогачеве. Недавно с женой Людой и двумя близняшками Витей и Василисой, которым нет еще и двух лет, переехал в Цель.

Дауншифтеры Владимир и Людмила ГАРМАШ переехали в Цель из Минска с двумя близнецами, Витей и Василисой, и собственной яхтой.

— Дауншифтеры? — интересуюсь у общительных супругов, замечая колодец во дворе и объемную поленницу дров.

— Можно и так сказать, — улыбаются в ответ. — Захотелось свободы. А тут ни загазованности, ни вредных предприятий. Дом на берегу реки. У нас своя парусная яхта — небольшая, правда, но мы на ней уже многие водоемы Беларуси опробовали. А на арендной ходили по Черному морю, по Босфору, по питерской Неве, на Канарах были. Теперь вот поселились в Цели и обозначили для себя цель: приобрести яхту поудобнее и отправиться вместе с детьми в кругосветку.

— А почему все-таки Цель выбрали для жительства?

— Это родина моей мамы, — объясняет бизнесмен. — Тут она с будущим мужем, моим отцом, военным, познакомилась — в клубе на танцах. Потом его во Львов перевели, оттуда — в Минск. Там они и живут, а нас навещают. Недавно была подруга Люды с мужем-итальянцем. Он пришел в восторг от сельского колорита, особенно от нашей бани.

Истоки и сербы-переселенцы

Возле бани крутится упитанная кошка.

— Пока это все наше хозяйство, — знакомят супруги Гармаш. — Зовут Ленькой. Она к нам из военной Цели прибилась. Что это не кот, а кошка, мы узнали, когда хозяйка нашлась. Но Ленька уже к тому времени привыкла и к новому имени, и к новому дому и возвращаться отказалась наотрез. Точнее, ее вернули, но она опять сиганула из окна 5-го этажа и нарисовалась у нас на пороге.

— А порогов обитаемых в селе много?

— Домов 50, — подсчитывает Владимир. — Это где постоянные жильцы. И остальные не пустуют. Их под дачи приспособили осиповчане, минчане.

— А легенда о названии села есть?

— Есть версия, что давным-давно забрели в эти лесные края сербы-беженцы и поставили себе цель — тут обосноваться.

— Почему именно сербы?

— Так фамилии у «аборигенов» — Злобич и Минич. Правда, едва ли вы кого из них уже тут найдете, поумирали старики.

Нам повезло — достучавшись в одну из хат, узнали: ее хозяйка — 88-летняя Мария Николаевна Злобич. У тети Маруси, как ее кличут, непростая судьба. Кроха в войну осталась сиротой. Жила сперва в семье военных — 10-летняя девочка была за няньку их ребенку. Потом ее забрала к себе в дом медсестра — помощницей по хозяйству. Грамоте Мария Николаевна не выучилась, а вот шить умеет мастерски.

88-летняя Мария Николаевна ЗЛОБИЧ — старейшая жительница деревни.

— Всю жизнь об одном мечтала — о собственной семье. И так вышло, что я пришла к своей Цели, — с улыбкой рассказывает пенсионерка. — С Колей — Злобич моя фамилия по мужу, но были ли у него сербские корни, не знаю, — тут познакомилась, трех сыновей ему родила: Гену, Володю и Толика. Хлопцы у меня хорошие, работящие, заботливые, помогают по хозяйству. Так что жаловаться не на что.

Не сетовали на жизнь и другие здешние обитатели. Разве что на плохие дороги — «их бы подправить, чтоб легче было добираться до Цели». Хочется верить, местные власти их услышат: цель ведь, извините за тавтологию, вполне достижимая…


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter