Какие вирусные инфекции чаще атакуют детский организм и стоит ли все-таки бояться прививок

Вирусы не считаются с мнением родителей

Он в медицине почти полвека. Причем последние 30 лет заведует кафедрой детских инфекционных болезней. Автор более 350 научных работ, заслуженный врач Беларуси, он консультирует маленьких пациентов с самыми сложными патологиями. Под его руководством разработаны и внедрены в практику протоколы диагностики и лечения многих инфекционных заболеваний у детей. Знакомьтесь:  Анатолий АСТАПОВ (на снимке) — главный внештатный специалист по детским инфекционным болезням Минздрава. Сегодня мы поговорим о вирусах и инфекциях. О том, какие из них чаще атакуют детский организм и стоит ли все-таки бояться прививок.

Анатолий АСТАПОВ
Анатолий АСТАПОВ

— Анатолий Архипович, какая нынче в стране обстановка по детским инфекционным заболеваниям? 

— В списке самых распространенных — ОРВИ, ветряная оспа, из кишечных – ротавирусы. По ОРВИ из 3 миллионов заболевших в прошлом году треть – дети. А вот о самых страшных болезнях, таких как полиомиелит или столбняк, мы давно уже забыли. В 1950-х годах заболеваемость полиомиелитом была очень высокая. В 1960-х против него стали прививать. И вот результат: за последние годы ни одного случая. Почти сошла на нет корь. В прошлом году ею заболело всего 2 ребенка. И то вирус привезли вернувшиеся с отдыха туристы. Практически забыли мы и о дифтерии: если в 2000 году ею заразилось 52 человека, то в 2012 году таких случаев не зафиксировано. 

— Насколько я понимаю, это результаты вакцинации. Но в последнее время все больше родителей отказываются прививать своих детей. Мол, нет вакцины – нет и риска заболеть. Как защитить такое дитя от вируса? 

— Увы, никак. Недоверчивым мамам я обычно рекомендую не придумывать себе страшилки, а прививать ребенка. Ведь, случись что, врачи могут оказаться бессильны. Да, прививка до конца может не защитить, но протекает заболевание намного легче. Когда я читаю, что в мире от столбняка ежегодно умирают 300 тысяч новорожденных, мне становится дурно. И ведь не каждой маме докажешь, что прививка нужна. Да что там маме. Навсегда запомнил свое первое знакомство со столбняком в конце 1960-х. Молодую гомельчанку, кстати медсестру, сбил велосипедист. Дело было летом: она упала на асфальт и сильно оцарапала руку. В травмопункте от прививки против столбняка отказалась. А когда чуть не умерла, проклинала врачей, что не уговорили на прививку. Так это взрослый человек, без пяти минут медик. 

— Сами говорите – взрослый человек. Так, может, не стоит уговаривать? 

— Стоит. Как только люди перестают делать прививки, инфекции сразу же поднимают голову. Приведу пример из далеких 1980-х. В 1989 году в одной из центральных газет доктор биологических наук заявил, что вакцина против дифтерии может поражать почки. Я тогда сразу понял, что начнется массовый отказ от вакцинации. Так и получилось: в 1994–1995 годах на постсоветском пространстве началась эпидемия дифтерии. 

— Анатолий Архипович, с вашими опытом и знаниями сложно чему-то удивляться или огорчаться. И все же? 

— Всегда огорчает смерть ребенка. Особенно когда понимаешь, что медицина бессильна. Заражение бешенством, например, не оставляет шансов на спасение. Была у меня 6-летняя пациентка, которой не могли поставить правильный диагноз. Большинство коллег были уверены в гнойном менингите. Я настаивал на бешенстве. Мои догадки позже подтвердил патологоанатом. Чаще всего дети погибают от болезней, вызванных менингококковой инфекцией. От менингококцемии малыш «сгорает» в течение суток. Каждый такой случай оставляет в сердце занозу.

— Более 30 лет вы сражаетесь с менингококковой инфекцией. Есть ли победы на этом фронте?

— Как сказать. Каждый год в стране регистрируется от 100 до 200 случаев этой опасной инфекции. Самый пик заболеваемости бактериальными менингитами – 1985—1987 годы, на спад пошла после 2011 года. Почему? Во многом благодаря профилактике. Пока это самый надежный способ защититься от болезни. Вакцины против менингококка В, а именно этот тип прижился на наших просторах, пока нет. Поэтому настоятельно рекомендую: ограждайте младенцев от большого количества взрослых. Возбудитель менингококковой инфекции передается воздушно-капельным путем при тесном контакте. Достаточно одного чиха или поцелуя, чтобы ребенок попал в реанимацию. Один взрослый бакте-рионоситель способен заразить 10—12 детей. При этом сам может даже не заметить, что болен. 

— Как вы сами защищаетесь от инфекций, учитывая постоянный контакт с носителями вирусов?

— В детстве переболел ветрянкой, корью и скарлатиной. Когда консультирую пациентов с менингококковой инфекцией, всегда надеваю маску. Плюс каждую осень прививаюсь против гриппа. И, надо сказать, ни разу об этом не пожалел.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Анатолий Астапов награжден орденом «Знак Почета» за участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, медалью Франциска Скорины. Отличник здравоохранения СССР. Кандидат медицинских наук. 

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

misnilena@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter