Виртуальная реальность
31.01.2007
Коллекция возвращается
Историю этого музея называют трагичной. Когда разговор заходит о собрании древностей братьев Луцкевичей, многие годы хранившихся и экспонировавшихся в Вильнюсе, у большинства музейщиков и архивистов вырывается вздох сожаления. Осколками собрания «белорусского музея Ивана Луцкевича» сегодня обладают Литва и Беларусь. До недавних пор тема эта считалась «неподъемной»: никто ничего из наспех поделенного в далеком 1945–м возвращать не собирался. Взаимные претензии не рассматривались. Впредь предполагалось говорить о собрании лишь в минорной тональности — дескать, было, но, увы...
И вот последние новости: в Белорусском архиве–музее литературы и искусства, где хранится значительная часть архива, собранного в музее братьев Луцкевичей в Вильно, начата работа по подготовке к будущим совместным исследованиям. Проводится сверка описей, оформление и уточнение фондов, необходимый перевод документации.
В Варшаве в главном архиве древних актов хранятся анкеты музеев Польши за 1937 год. Среди них есть и анкета белорусского музея Ивана Луцкевича, заполненная рукой его брата, тогдашнего директора Антона Луцкевича. Здесь были большие коллекции этнографии, скульптуры, нумизматики. Музейная библиотека состояла более чем из 10 тысяч томов, было и богатое архивное собрание, большая коллекция фото. Все это Иван Луцкевич начал собирать еще гимназистом. Сегодня именно архивная часть собрания вызывает наибольший интерес ученых и самое большое количество вопросов.
— Фонды архива насчитывали несколько тысяч документов, — рассказывает директор БГАМЛИ Анна Запартыко, — и включали редакционные архивы газет «Наша нiва», «Гоман» «Голас Беларуса», журналов, документы белорусских партий, комитетов, союзов, товариществ, Виленского народного университета, личные архивы поэтессы Тетки, самих братьев Луцкевичей, Ластовского, Смолича, рукописи произведений и научных трудов писателей, ученых, очень многих белорусских просветителей.
После вхождения Литвы в состав СССР началась трагическая страница в истории музея. Были арестованы его сотрудники, в том числе и директор Антон Луцкевич. В конце концов после долгой неопределенности музей был передан в подчинение Литовской академии наук. После войны по решению ликвидационной комиссии Совнаркома Литвы экспозиция была поделена на несколько частей: экспонаты, имеющие отношение к истории Литвы, остались в стране, к вывозу в БССР разрешались лишь экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории Белоруссии.
В конце прошлого года в Минске проходила международная конференция ЮНЕСКО, посвященная деятельности архивов и библиотек. На ней говорилось о том, как сегодня можно разрубить этот давний узел споров и взаимных претензий.
— Интерес к возможному воссоединению собрания братьев Луцкевичей был всегда, — рассказывает председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный. — Литовская сторона давно уже выражает готовность принять участие в совместной виртуальной реконструкции музея, бесценного для наших стран, ведутся переговоры. После того как об этом заговорили на разных уровнях, результаты, надеюсь, не заставят себя ждать.
Известно, что проект виртуальной реконструкции собрания братьев Луцкевичей включен и в национальную программу «Память Беларуси» на 2007 — 2011 годы.
— На сегодняшний день мы очень приблизительно знаем о том, что из музейного собрания и архива находится в Литве, а литовские ученые — что у нас, — продолжает Анна Запартыко. — Работы много, но это та работа, которой не боишься, а, напротив, сгораешь от нетерпения поскорее за нее приняться.
Хотя определенное исследовательское нетерпение и присутствует, все понимают: после стольких лет ожидания спешка уже ни к чему. Куда важнее основательность и взаимная открытость. Хочется верить: еще одним спорным вопросом станет меньше. Подобные, пусть и виртуальные, но все же объединения — тенденция последних лет. Думается, вернуть в виртуальном виде раритеты в научный оборот, а стало быть, и в общественный — не менее важно, чем иметь эти ценности в оригинале. Но — за семью замками, в хранилище, куда многие из нас никогда не попадут.
На снимке: Виленский музей древностей (1872 - 1915).
Историю этого музея называют трагичной. Когда разговор заходит о собрании древностей братьев Луцкевичей, многие годы хранившихся и экспонировавшихся в Вильнюсе, у большинства музейщиков и архивистов вырывается вздох сожаления. Осколками собрания «белорусского музея Ивана Луцкевича» сегодня обладают Литва и Беларусь. До недавних пор тема эта считалась «неподъемной»: никто ничего из наспех поделенного в далеком 1945–м возвращать не собирался. Взаимные претензии не рассматривались. Впредь предполагалось говорить о собрании лишь в минорной тональности — дескать, было, но, увы...
И вот последние новости: в Белорусском архиве–музее литературы и искусства, где хранится значительная часть архива, собранного в музее братьев Луцкевичей в Вильно, начата работа по подготовке к будущим совместным исследованиям. Проводится сверка описей, оформление и уточнение фондов, необходимый перевод документации.
В Варшаве в главном архиве древних актов хранятся анкеты музеев Польши за 1937 год. Среди них есть и анкета белорусского музея Ивана Луцкевича, заполненная рукой его брата, тогдашнего директора Антона Луцкевича. Здесь были большие коллекции этнографии, скульптуры, нумизматики. Музейная библиотека состояла более чем из 10 тысяч томов, было и богатое архивное собрание, большая коллекция фото. Все это Иван Луцкевич начал собирать еще гимназистом. Сегодня именно архивная часть собрания вызывает наибольший интерес ученых и самое большое количество вопросов.
— Фонды архива насчитывали несколько тысяч документов, — рассказывает директор БГАМЛИ Анна Запартыко, — и включали редакционные архивы газет «Наша нiва», «Гоман» «Голас Беларуса», журналов, документы белорусских партий, комитетов, союзов, товариществ, Виленского народного университета, личные архивы поэтессы Тетки, самих братьев Луцкевичей, Ластовского, Смолича, рукописи произведений и научных трудов писателей, ученых, очень многих белорусских просветителей.
После вхождения Литвы в состав СССР началась трагическая страница в истории музея. Были арестованы его сотрудники, в том числе и директор Антон Луцкевич. В конце концов после долгой неопределенности музей был передан в подчинение Литовской академии наук. После войны по решению ликвидационной комиссии Совнаркома Литвы экспозиция была поделена на несколько частей: экспонаты, имеющие отношение к истории Литвы, остались в стране, к вывозу в БССР разрешались лишь экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории Белоруссии.
В конце прошлого года в Минске проходила международная конференция ЮНЕСКО, посвященная деятельности архивов и библиотек. На ней говорилось о том, как сегодня можно разрубить этот давний узел споров и взаимных претензий.
— Интерес к возможному воссоединению собрания братьев Луцкевичей был всегда, — рассказывает председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный. — Литовская сторона давно уже выражает готовность принять участие в совместной виртуальной реконструкции музея, бесценного для наших стран, ведутся переговоры. После того как об этом заговорили на разных уровнях, результаты, надеюсь, не заставят себя ждать.
Известно, что проект виртуальной реконструкции собрания братьев Луцкевичей включен и в национальную программу «Память Беларуси» на 2007 — 2011 годы.
— На сегодняшний день мы очень приблизительно знаем о том, что из музейного собрания и архива находится в Литве, а литовские ученые — что у нас, — продолжает Анна Запартыко. — Работы много, но это та работа, которой не боишься, а, напротив, сгораешь от нетерпения поскорее за нее приняться.
Хотя определенное исследовательское нетерпение и присутствует, все понимают: после стольких лет ожидания спешка уже ни к чему. Куда важнее основательность и взаимная открытость. Хочется верить: еще одним спорным вопросом станет меньше. Подобные, пусть и виртуальные, но все же объединения — тенденция последних лет. Думается, вернуть в виртуальном виде раритеты в научный оборот, а стало быть, и в общественный — не менее важно, чем иметь эти ценности в оригинале. Но — за семью замками, в хранилище, куда многие из нас никогда не попадут.
На снимке: Виленский музей древностей (1872 - 1915).