Медленно и со скрипом: почему на Гродненщине дает сбой замена устаревших лифтов

Вертикальный предел

Жители старых многоэтажек частенько вынуждены шагать на верхние этажи по лестнице, поскольку лифт в очередной раз сломался. Здоровому человеку такой вид спорта даже в радость, но ведь есть среди жильцов и пожилые люди, и молодые мамы, которым приходится тащить по ступенькам коляску с ребенком. В Гродно и в других городах области с прошлого года менять устаревшие лифты стали активнее. Однако проблем хватает. Специалисты Комитета госконтроля провели проверку этой сферы и нашли массу недочетов: сроки затягиваются, цены на установку оборудования необоснованно растут... Что тормозит подпрограмму «Безопасный лифт» на Гродненщине, выяснила «Р».

«Работы длятся до месяца»

Согласно подпрограмме «Безопасный лифт», до 2020 года весь лифтовой фонд Гродненской области необходимо привести в надлежащее техническое состояние.
Фото Елены ШПИГАНОВИЧ
Лифты, которым исполнилось более четверти века, в основном типовые, они еще советского производства. Жильцы многоэтажек, построенных в конце 1970—1980 годов, каждый день ими пользуются. Это самая массовая серия лифтов грузоподъемностью 320 килограммов, которая в большинстве своем остается «в строю» только потому, что их своевременно ремонтируют. И все же, несмотря на свою надежность, они мало отвечают требованиям настоящего времени. Поэтому иногда, заходя в старенькую девятиэтажку, можно с удивлением обнаружить в подъезде современный лифт: бесшумный, светлый и просторный. 

На Гродненщине областную программу замены отслуживших свой срок лифтов разработали в начале 2018 года. Замена лифтов идет в рамках подпрограммы «Безопасный лифт» госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда», утвержденной постановлением Правительства в начале 2016 года. Согласно документам, до 2020 года весь лифтовой фонд необходимо привести в надлежащее техническое состояние. Но начальник отдела контроля строительства и ЖКХ Комитета госконтроля по Гродненской области Ольга Курчицкая обеспокоена ходом проводимых работ:

— Приходится наблюдать серьезные отставания от утвержденного графика. За 2017 год произведена замена 50 лифтов при задании 117. В прошлом году отчитались о выполнении доведенного задания по замене 240 лифтов, в то время как на конец марта этого года фактически введено в эксплуатацию только 108 лифтов. По ним выданы заключения Промнадзора, а 132 лифта так и не прошли испытания на безопасность и полное техническое освидетельствование. 

Жалоб от граждан тоже хватает: в КГК не раз поступали обращения жильцов на длительность сроков замены лифтов, неполадки при наладке и внеплановые отключения. 

— Не улучшилась ситуация с заменой лифтового оборудования и в этом году,
— продолжает Ольга Курчицкая. — При установленном задании по замене 120 лифтов, из которых за 6 месяцев должно быть заменено 47, фактически по итогам первого полугодия сдали только 24 лифта, да и те переходящие с прошлого года. 

Непонятно одно: чтобы люди не писали жалобы и не ходили по инстанциям, надо просто вовремя проинформировать их о предстоящих отключениях, сроках проведения пусконаладочных работ. Разве так трудно повесить в подъездах объявление, указав, на какое время жильцам надо запастись терпением? 

— Работы длятся до месяца, — подчеркнул в телефонном разговоре директор ОАО «ГродноЛифт» Дмитрий Андреев. — Все зависит от этажности дома, от того, из какого материала сделана шахта. Надзорные организации приглашаются только на финальный этап, когда лифт уже смонтирован и подготовлен для технического осмотра. Сейчас мы устанавливаем 14 новых лифтов производства могилевского предприятия. Работаем в многоэтажных домах на улицах Кобяка и Клецкова. В Гродно на замене лифтового оборудования задействованы три подрядные организации. 

В прошлом году по плану на Гродненщине должны были заменить 240 лифтов. Процесс шел тяжело, с большим отставанием от заявленных сроков. Но все-таки область справилась.

«Старикам» здесь не место

Тем не менее признать стоит: календарный график по проектированию и замене лифтов не выполняется ни одним из районов. Проблемный вопрос также — рост стоимости замены лифтового оборудования. Так, несмотря на то что за прошлый год в Гродненской области стоимость замены некоторых видов лифтов возросла к уровню 2017-го более чем в 1,6 раза, в этом году вновь наблюдается значительный рост. В результате стоимость строительно-монтажных работ стала самой высокой в стране. Больше даже, чем в Минске.

Генеральный директор государственного объединения «ЖКХ Гродненской области» Олег Шафранский не склонен преувеличивать масштаб проблем:

— При проектировании наши заказчики учли максимальные требования,
— пытается объяснить происходящее глава объединения. — Включили замену и межэтажных дверей, и противопожарных люков, и даже всего силового оборудования, а также отделку помещений. 

В масштабе страны на эту проблему обратили внимание, так как появилось много лифтового оборудования с запредельными сроками эксплуатации. Кроме того, появился новый стандарт относительно производства и эксплуатации самих лифтов. Что касается лифтов, выпускаемых ранее, то 25 лет — это не крайний срок эксплуатации. Устройство может переосвидетельствоваться еще какое-то время. Эту работу производят специализированные организации, которые контролирует Госпромнадзор. Все зависит от того, в каком техническом состоянии оно пребывает, как им пользовались, как его берегли.

— Когда эта подпрограмма начала действовать в Гродненской области, то лифтов, которые работали бы более 25 лет, не обнаружилось, — прокомментировал ситуацию Олег Шафранский. — Правда, нашлось немало таких, которые не соответствуют новым стандартам. К примеру, сейчас меняем лифты в домах, построенных в 1993—1994 годах. Именно тогда началось массовое строительство многоэтажек. В те времена по области ежегодно сдавали дома, в которых насчитывалось в общей сложности около 120 лифтов. Получается, что с тех пор мы работаем с достаточно большим объемом замен, который должен теперь осуществляться ежегодно. 

Коммунальщики заверяют: даже если с заменой отслужившего свой срок лифта они на месяц-другой запоздают, волноваться не стоит.

Старое на новое

В прошлом году по плану на Гродненщине должны были заменить 240 лифтов. Процесс шел тяжело, с большим отставанием от заявленных сроков. Но все-таки область справилась. 

— Имеется определенная путаница, которая не совсем понятна на обывательском уровне. Есть, к примеру, термины «допуск к эксплуатации», а есть «ввод в эксплуатацию», — говорит Олег Шафранский. — В первом случае проверяется прежде всего безопасность движения. Во втором — проверяется все: от качества выполненных работ до отделки машинных отделений. У нас были проблемы в этой сфере. На эти работы попросту не хватало денег. С чем это связано? В первую очередь с тем, что на стандартную девятиэтажку стоимость нового лифта вместе с работой по демонтажу старого и установке нового достигает 44 000 рублей. Если необходимы какие-то дополнительные работы или дом повышенной этажности, то дополнительные деньги нужно будет изыскивать уже внутри области. Поэтому часть общестроительных работ оплачивается с опозданием. Не скрою, мы и сейчас работаем с отставанием, так как приходится рассчитываться по долгам прошлого года. Только задолженность за поставленные лифты достигла 2 миллионов рублей. В июне — июле пришлось приостановить поставку лифтового оборудования. Самое напряженное задание на сегодня в самом Гродно — 78 лифтов. 

Коммунальщики заверяют: даже если с заменой отслужившего свой срок лифта они на месяц-другой запоздают, волноваться не стоит. Жильцы многоэтажных домов могут ездить без всяких опасений. Лифтовое оборудование обязательно пройдет освидетельствование, которое подтвердит его безопасную эксплуатацию.

Олег Шафранский: 

— Пока действует государственная программа, для нас, коммунальщиков, все просто и понятно. А что будет через два года? Если менять лифты планово, в год надо будет изыскивать около 4 миллионов рублей. Может, и больше. Где их взять? Средства капремонта теоретически могут направляться на замену лифтового оборудования, но хотелось бы все-таки отремонтировать как можно больше жилых домов. По нашему мнению, должен быть создан целевой фонд. 

kondratieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter