Звезда сериала "Вечный зов" Тамара Дегтярева мечтает подняться с инвалидного кресла
29.05.2015 19:01:43
В 1973 году вышел самый знаменитый сериал советской эпохи – «Вечный зов». Зрители 10 лет следили за судьбой трех братьев Савельевых, переживших три войны, революцию и все драматические события, которые принес ХХ век. Жену младшего брата Ивана сыграла Тамара Дегтярева. 29 мая ей исполнился 71 год. В 2012 году народная артистка РФ лишилась ноги. Сейчас звезда мечтает подняться с инвалидного кресла и сделать первые шаги. Мы побывали у нее в гостях.
Актриса встретила нас в дверях на инвалидном кресле. И практически сразу заговорила о самой больной теме:
Актриса встретила нас в дверях на инвалидном кресле. И практически сразу заговорила о самой больной теме:
– Все началось с безобидной ранки – уколола палец ноги. Боль становилась с каждым днем сильнее и сильнее, начался нарыв, пыталась вылечить его различными мазями, не обращаясь к врачам. Но все средства оказались безуспешными, и я попала в больницу. Лечение антибиотиками не привело к положительному результату – развилась гангрена. Хирурги, пытаясь остановить болезнь, ампутировали палец. Однако и это не дало результата.
Чтобы спасти жизнь народной артистки РФ, ей ампутировали ногу.
– Полгода провела в больнице, пока искали причину: семь раз меня резали и зашивали, – продолжает Тамара Васильевна. – Вы спросите: а были ли те люди наказаны?! Бог накажет, но меня это уже не волнует, главное – что мне делать дальше. Пусть они сами разбираются со своей совестью. Вот вы станете вступать в борьбу с бездушной машиной одна, без денег? Нет! Вот и я не решилась! Так на мне еще и опыты врачи ставили. Правда, они оказались неудачными, потому что старуха им, видите ли, попалась. А до меня они на бомжах тренировались – и все получалось. Мне доктор сказал: «Я бомжей резал – они живы, а вы чего?»
Сейчас Тамара Васильевна живет одна в крохотной столичной однушке с видом на живописный парк ВДНХ.
– Окно – это мой кинозал. Люблю сидеть и смотреть на трамваи, на заходящее за горизонт солнце. Правда, перед домом недавно хотели начать строительство торгового центра. Как можно портить такую красоту! Это было бы ужасно. Хорошо, что вовремя одумались.
В квартире актрисы всюду развешаны фотографии со съемок – как память о канувшей в Лету молодости. На кухне на стене висит огромный плакат с пожеланиями от театра «Современник», который ей подарили на 70-летие. Несмотря на ограниченные физические возможности, жилище она содержит в чистоте и порядке. Затем мы прошли в комнату, и Тамара Васильевна показала свой планшет, с которым пыталась разобраться.
– Представляете, не могу найти радио. Племянница учила-учила, а я так и не запомнила. Ведь молодые очень быстро обращаются с техникой – не уследишь. Когда остаюсь одна, ничего не могу вспомнить. Думала, не выдержу и выпрыгну из окна, чтобы сходить в магазин за приемником. Не могу жить без радио. А телевизор принципиально не смотрю, там одни сериалы и бесполезные ток-шоу, где каждый кричит свое и ничего в итоге на разберешь.
Актриса манерно ставит пепельницу на стол, вытаскивает сигарету и театрально закуривает. Тамара Дегтярева уже на протяжении 46 лет не может отказаться от вредной привычки.
– Никак не могу без сигарет. Когда лежала в больнице, старалась не курить. А дома меня никто не видит, кроме Всевышнего, поэтому прошу у него прощения и дымлю. Знаю, что нельзя, но не могу отказаться от этого греха. Началось все с прихода в театр. Обычно ожидание своей очереди на репетиции сопровождается волнением, и это очень изматывает, поэтому спасает только сигарета.
Во время нашего разговора Тамара Васильевна резко увеличила звук приемника, когда сообщалась новость о том, что школьники забросали старика камнями.
– Ужас какой! И это в преддверии праздника Великой Победы! Недавно приходила женщина из собеса, которая мне помогает. Она стояла с сумками и ждала, когда приедет лифт. К ней подошла мать с двумя маленькими дочками. Когда двери открылись, одна из них резко оттолкнула мою помощницу и залетела в лифт. В квартиру соцработница вошла с трясущимися руками. Конечно, надо было радоваться, что не убили...
Народная артистка РФ удивляется сегодняшнему времени и рыночным отношениям, которые прочно обосновались в душах людей.
– Произошла какая-то крутая перемена. Как можно отказать человеку в помощи?! Сейчас это считается нормой: «Отстань, я за компьютером! Мне не до тебя!» Да я бы сгорела от стыда... Сейчас все хотят быстро отхватить свое и не думают о том, что могут кого-то погубить. В диалоге люди не слышат друг друга и гнут свою линию. Это страшно. Давно заметила, что уже с утра многие выходят на улицу озлобленными. Из-за денег, что ли? От этого всего складывается такое ощущение, что вокруг меня образовывается пустыня, где не осталось ничего человеческого. Становится неуютно, горько и тревожно. Однажды пришла в дирекцию «Мосфильма» и попросила повысить ставку на 10 рублей. Хоть и небольшие деньги, но все равно ощутимо. Помню, как директор отчитал: «Тамара, как вам не стыдно! Не о деньгах надо, а об искусстве думать». После этого ничего никогда не просила.
Оторвавшись от философских рассуждений, актриса снова задумалась о том, как выжить в этом мире:
– Мой день начинается с мыслей о том, как выжить... Практически целыми днями нахожусь дома, так как самостоятельно не могу выбраться на улицу. Стараюсь сама справляться с бытовыми делами: готовлю, немного убираю, стираю, но сама развесить на балконе мокрые вещи не могу. Поэтому жду, когда кто-нибудь придет и поможет мне доделать то, что не смогла. Живу, так сказать, от прихода до прихода знакомых и работников соцслужб. Держаться на ногах умею, но недолго, потому что вторая не выдерживает напряжения – пронзает сильная боль. Недавно пыталась самостоятельно встать на ноги и пройтись по квартире. Это закончилось ушибом спины: пыталась вытащить ногу из петли шнура от стиральной машины, наклонилась и упала прямо в коридоре. Конечно, мне нужно, чтобы кто-то был рядом. Поэтому я наняла себе помощницу – она приезжает несколько раз в неделю и помогает по хозяйству. Плачу ей за те дни, когда она приходит, так как целый месяц ее содержать не могу. У меня нет лишних 60 тысяч рублей.
Актриса рассказала, что у нее жила девушка, которая каждый день находилась рядом. Их тандем выдержал всего лишь полгода.
– Она меня ставила на ноги, учила ходить, готовить, можно сказать, жить заново. Безусловно, надо иметь огромное терпение, чтобы выдержать капризы больного человека. Каждый раз нужно находить способ общения, чтобы не разозлиться на меня, не начать командовать и самое главное – не брезговать. Спустя время поняла, что это уже не жизнь, а существование. Она спала на кухне, и я уже не могла зайти туда, когда мне хочется, мы разошлись. Сейчас я мечтаю сама поехать в магазин за кефиром.
Актриса призналась, что ее каждый день одолевают мысли: «А кому я нужна...»
– Если вдруг сердце прихватит, а никого рядом не будет... Племянница, брат и сестра живут в Подмосковье. У них семьи, свои дела, поэтому приезжают редко. Да и далеко ехать, если что-то случится. Поблизости никого нет даже из знакомых. Но я не брошена! – восклицает актриса. – Бывшие вгиковские ученики, как только оказываются в Москве, сразу ко мне приезжают: привозят мед, фрукты. Моя звездная ученица Алена Бабенко звонит мне каждый день и решает мои бытовые трудности. Я очень благодарна своему однокурснику Володе Самойлову, который помог обустроить квартиру после моего возвращения из больницы. Ведь перед началом этого ужаса решила сделать ремонт и всю старую мебель, кроме кровати, выбросила. Когда вернулась, поняла, что мне нужен шкаф. Так вот Володя бесконечно ко мне приезжал, привозил каталоги, показывал варианты, несмотря на свои проблемы со здоровьем. Спасибо огромное Инне Чуриковой, которая чуть ли не каждый день приезжала ко мне в больницу и говорила: «Достану все что угодно для тебя, сколько бы это ни стоило». Когда лежала в реанимации, ко мне никого не пускали, но Лия Ахеджакова смогла прорваться. Ныне режиссер Большого театра Игорь Ушаков, тоже мой бывший ученик, всегда меня поддерживает.
Народная артистка РФ на протяжении долгих месяцев не может получить путевку в профилакторий для людей с ограниченными возможностями.
– С нового года никак не могу попасть туда даже за плату. Сейчас нужно пройти три этапа, чтобы пригласили на собеседование. Мне бы хоть на десять дней выбраться к врачам, на свежий воздух, к людям, которые бы мне помогли встать на ноги, поддержали меня. Желательно осуществить поездку, когда тепло, а не зимой, как в прошлый раз. Причем уже собрала все необходимые документы, но слышу лишь один ответ: «Подождите». Сколько можно ждать...
Уже 45 лет Тамара Васильевна играет в театре «Современник», который вырос из первого творческого объединения группы единомышленников и сумел отстоять себя как целостный художественный коллектив. На сцене театра блистали великие советские актеры: Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков. Каждый месяц актриса выходит на сцену в трехчасовом спектакле «Время женщин», где играет бабушку главной героини.
– Очень благодарна Галине Борисовне, режиссеру Егору Перегудову за доверие и предоставленную возможность вернуться. Стараюсь выдерживать нагрузку и не мешать партнерам. Научилась пересекать сцену на инвалидной коляске с большой скоростью. Вообще театр – особенная атмосфера, в которой мне хочется жить, там воспаряешь, а я сижу здесь, в квартире, в четырех стенах одна – и дурные мысли в голову лезут. Каждый день пытаюсь себя чем-то занять: то домашние дела, то читаю, то слушаю музыку.
35 лет назад Тамара Дегтярева снялась в своей последней картине.
Фильм «Вечный зов» стал визитной карточкой Тамары Васильевны, она сыграла жену одного из главных героев, Ивана Савельева (Николай Иванов), – Агату Савельеву. Народный артист России Николай Иванов активно занят в репертуаре Ленинградского ТЮЗа имени А. А. Брянцева, где сыграл более 80 ролей.
– Последний раз мы виделись с Тамарой два года назад на съемках одного ток-шоу. Как только встречаемся, шутливо вспоминаем наше знакомство в постели. До съемок никогда не видели друг друга, просто знали, что будем вместе сниматься. Помню, как только подошла наша очередь на пробах постельной сцены, нас позвал режиссер и сразу загнал под одеяло. И этот робкий эпизод, снятый с первого дубля, так и вошел в картину. После съемок у нас сохранились дружеские отношения.
– Выбросьте! Это мой бывший муж. Фото лежит просто так.
Когда мы хотели выбросить фото, актриса немного смягчилась:
– Пусть останется на память, чтобы просто не забыть. Он был чудовищным эгоистом.
Уходя, мы все-таки научили Тамару Васильевну пользоваться планшетом.
– Я и не знала, что на нем можно смотреть фильмы... Спасибо, что вы мне помогли, подняли настроение. Вот сейчас полюбуюсь на себя молодую в «Вечном зове». Жаль, что это время уже никогда не вернется...
Елизавета Никифорова.
Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015