Белорусские студенты изобретают электровелосипед и капсулу для релаксации
18.04.2016 20:00:32
У современных студентов о годах в стенах университета остаются порой диаметрально противоположные воспоминания. Для кого–то это время безудержного веселья, кто–то, наоборот, ударяется в науку и к выпуску имеет внушительную подшивку собственных работ и публикаций. Но, оказывается, нередко встречается и третий вариант — практики, нацеленные на конкретные проекты. Корреспонденты «СБ» познакомились со студентами, которые уже вовсю думают о бизнес–планах, поиске инвесторов, удешевлении производства и уверенно идут к коммерческому воплощению своих идей.
Изобретая велосипед
— Нет, электровелосипед кручение педалей не заменяет, а позволяет увеличить дальность поездки. Если раньше я добирался до Минского моря и оттуда домой, чувствуя легкую усталость, то теперь пути просто не замечаю. Прилагая усилия, могу экономно расходовать заряд аккумулятора, а моторчик помогает, например, двигаться в горку или дольше держать выбранный темп. Но в скорости велосипед однозначно прибавил — запросто могу выжать 50 км/ч. Когда стартую от светофора одновременно с автопотоком, поначалу, примерно до 40 км/ч, двигаюсь наравне с машинами, — обстоятельно доказывает, что электричество и педали существуют по принципу «не вместо, а вместе», Артем Некрашевич, который усовершенствовал свой велосипед.
На счету 20–летнего изобретателя числится даже... пушка, стреляющая картофелем, поэтому, заинтересовавшись электровелосипедами, он однозначно решил тоже полагаться на свои руки, а не на готовые варианты. На самом деле, продолжает краткий ликбез Артем, такая техника в Европе давно не в новинку и даже успела получить определенные ограничения. Верхняя планка разрешенной мощности установлена на уровне 250 ватт, что, по словам Артема, «вообще ни о чем»: только и плюсов, что можно катить на скорости до 25 км/ч да легче трогаться с места. Парень решил не размениваться по мелочам и после нескольких проб пришел к легкому, 700–граммовому, но мощному мотору сразу в 3 киловатта. С запасом хватает, чтобы прибавить газу на низких скоростях, но и на высоких двигатель эффективен.
За время протяженного тест–драйва (а по городу Артем в основном перемещается на своем электровелосипеде) он перебрал и несколько вариантов аккумуляторов, остановившись на двух под шуточными кодовыми названиями «побольше» и «поменьше». Отличаются они и размерами, и мощностью, но даже «младшего брата» хватает на 10 — 15 километров езды в неспешном темпе только на электротяге. Чтобы по праву оценить изобретение, достаточно узнать стоимость заводских электровелосипедов: например, популярная модель с запасом хода в 25 км обойдется более чем в 3.500 долларов в эквиваленте. А близкий по эффективной дальности — 100 — 150 км — электровелик приближается по цене к обычным малолитражкам — примерно 8.000 долларов. Артем сейчас испытывает батареи большей мощности и уверен, что таких характеристик можно добиться куда меньшими затратами.
Доступность, как и простота, вообще здесь на первом плане. Регулировка газа, например, взята от обычной радиоуправляемой машинки, а сам мотор крепится на раме и передает мощность напрямую на заднее колесо, прижимаясь к покрышке. Чтобы на мокрой дороге резиновое покрытие двигателя не проскальзывало о шину, Артем покрыл мотор... наждачной бумагой! Да, покрышка изнашивается в 2 — 3 раза быстрее, но менять ее периодически все равно дешевле, чем использовать традиционные «наборы» для переоснащения велосипеда. К тому же они его утяжеляют, приближая к скутеру, а самодельная разработка Артема весит не больше 1,5 — 2 кг.
— Электровелосипед — отличное решение, чтобы добираться на работу. Сейчас я дорабатываю конструкцию, жду новый, более продвинутый контроллер, благодаря которому нельзя будет «перегазовать» и перегреть или вообще сжечь мотор. К лету рассчитываю собрать несколько устройств и отдать на тест–драйв друзьям, а потом можно будет и о коммерческих перспективах думать. Хотелось бы уложиться в сумму полного комплекта в 250 — 300 долларов, — делится соображениями Артем Некрашевич.
Кстати, в его планах также — восстановиться в университете. Ведь молодой изобретатель, по его словам, настолько увлекся в прошлом году проектом, что пропустил в БГУИР слишком много занятий...
Сиеста в коробке
Постоянные стресс и переутомление грозят превратиться в бич XXI века, особенно в больших городах с их бешеным темпом жизни и множеством раздражителей, вроде непрекращающегося шума, предупреждают ученые. Поэтому наши компании, особенно в IТ–сфере, все чаще и задумываются о том, как устроить среди рабочего дня сотруднику короткую передышку в комнате для отдыха. И здесь на помощь приходит разработка студентки 2–го курса экономического факультета БГУ Елены Курановой. Камера, или капсула для релаксации и восстановления организма, как ее называет сама 19–летняя изобретательница, пока существует в качестве макета в масштабе, но для ее изготовления на отечественных предприятиях и из местных материалов все готово. Проект логично родился из мысли, что человеку порой просто необходимо где–то передохнуть, не заходя домой, признается Елена:
— Идея возникла из наблюдений за распорядком жизни студентов, когда в первой половине дня — занятия, во второй — самостоятельная подготовка где–нибудь в библиотеке, другие неотложные дела. Но ведь бывают «форточки» между парами. Так почему бы не провести это время с пользой и хотя бы 20 минут не расслабиться, но не просто где–то примостившись, а в специальной капсуле? Подобные камеры–боксы очень распространены за границей, особенно в Китае, Японии, стоят они в московском аэропорту «Шереметьево». Только очень дорогие — от 12 тысяч долларов. Наша же капсула в самом простом оснащении будет стоить около 700 долларов. При желании ее можно дополнить беспроводным интернетом, устройством ароматизации воздуха с выбором нужного запаха, телевизором и много чем еще.
Главное, уже в базовой «комплектации» адаптированная к нашим реалиям камера не пропускает внешние звуки, а ведь именно тишина считается основным залогом хорошего краткого отдыха. Выглядит бокс действительно как большая коробка, куда можно улечься в полный рост. Секрет радикальной экономии кроется в использовании доступного отечественного материала — керамзита. Он, говорит Елена Куранова, еще и экологически чистый (значит, отдых в такой камере действительно будет восстанавливающим), и легкий. Вес одного бокса не превысит 10 — 15 кг, что куда меньше, чем у заграничных образцов, камеру будет проще перевозить и устанавливать на новом месте.
Как только появится свободное время, Елена собирается подступиться к бизнес–плану: после участия в конкурсе «100 идей для Беларуси» у проекта появилось несколько потенциальных инвесторов, в том числе из–за границы. Изобретательница предпочла отечественного «бизнес–ангела», который пока ожидает бумаг с экономическим обоснованием проекта. Елена, кажется, готова дополнять его чуть ли не ежеминутно. Скажем, что если установить несколько капсул в парке летом на случай, если кому–то станет плохо от жары? Примечательно, что девушке понадобилось меньше полугода, чтобы от задумки перейти к обстоятельному разговору с инвесторами...
akostyukevich@sb.by
Фото Сергея ЛОЗЮКА и Виталия ГИЛЯ
Фото Сергея ЛОЗЮКА и Виталия ГИЛЯ
Советская Белоруссия № 72 (24954). Вторник, 19 апреля 2016