Ваше лицо на чужой фотографии

25 мая в ЕС вступил в силу закон о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR) — самый строгий из всех подобных законов в мире. Законы, в той или иной степени регулирующие вопросы защиты персональных данных, существуют в 126 странах. В августе прошлого года, например, верховный суд Индии признал право на приватность фундаментальным правом каждого человека в своей стране, в которой, напомню, 1,34 млрд жителей. Так что Евросоюз в этом вопросе не первопроходец, но, как уверяют специалисты, маяк: теперь на него будут равняться другие. Или не будут — тут многое зависит от того, что удастся пролоббировать технологическим гигантам в других странах. Потому что, говорят эксперты, закон в первую очередь направлен против крупных компаний, которые имеют в своем распоряжении большие базы данных клиентов. Вы ведь, когда открываете аккаунты в социальных сетях, соглашаетесь с правилами пользования? А читаете их? Обычно никто не читает, просто прокручивает, ставит галочку в квадратике — только дайте скорее соцсети и возможность общаться со всем миром! А потом оказывается, что ваши персональные данные разлетелись по свету — и вы получаете не только рекламу товаров, но, случается, политических партий и политических взглядов тоже. Вы их не ждете, но они все равно идут к вам.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

В последнюю неделю перед принятием закона GDPR с моим телефоном, зарегистрированным как раз на территории ЕС, происходили удивительные вещи. Он в некотором смысле замолчал: если раньше регулярно звонили настойчивые рекламщики, предлагая то перейти на новые тарифы, то к другому оператору, в последнюю неделю — молчок, никто не делает заманчивых предложений. Зато от социальных сетей и даже магазинов обуви получаю сообщения: у нас новая политика по защите ваших персональных данных, подпишитесь, что вы согласны. А если не подпишетесь, мы отключим мессенджер. А у тебя в этом мессенджере — сотни друзей и знакомых и привычка говорить им «Доброе утро!». Подписываюсь, снова не читая, и удивляюсь: так что изменилось?

На самом деле изменения, конечно, существенные. Теперь каждый житель ЕС может спросить, как его персональные данные используются, кому передаются, что в себя включают. И ему обязаны ответить. А еще может потребовать, чтобы его данные из базы изъяли и никому не раздавали. Правда, это, скорее всего, будет означать отключение от соцсетей, но это уже ваш выбор. Компании, которые нарушат новый закон, будут жестоко оштрафованы: им придется уплатить до 4% годового валового оборота.

Некоторые говорят, что самой пострадавшей от нового закона стороной окажутся фотографы, ведь теперь, для того чтобы опубликовать фото с изображением людей (лица ведь тоже персональные данные), нужно получить «выраженное согласие» всех изображенных. Фотографы рвут волосы и кричат о смерти «уличной фотографии». А я вспоминаю, как однажды обнаружила на снимке в газете свою подругу. Звоню: «Аня, ты сегодня в газете». Она говорит: «Ага, уже человек десять позвонили. Ну хорошо, что это статья про мобильную связь, а не про сексуальные услуги, например». Так что людей, которые не всегда рады увидеть свое лицо в газете, я тоже могу понять.

Тревоги фотографического, но в первую очередь все же бизнес–сообщества попробовала рассеять канцлер Германии Ангела Меркель. Она сказала, что да — некоторые положения новых правил выглядят чрезмерно жесткими, и добавила: «Работа с большим объемом данных, так называемый Big Data Management, является важным экономическим фактором и играет центральную роль в развитии страны». Означает ли это, что если новый закон будет осложнять жизнь больших компаний, в него могут внести изменения? Ничего нельзя исключать. Да и слухи о смерти уличной фотографии выглядят немного преждевременными.

Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, собкор «СБ» в ЕС.

sbchina@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter