В цехе ждут молока
04.04.2013
Несколько лет назад, находясь по служебным делам в Мстиславле, зашел на местный маслодельно–сыродельный завод. Директор ОАО Владимир Петров, помнится, с воодушевлением рассказывал о планируемой модернизации производства. На заводе должен был появиться современный цех по выпуску ходового на продовольственном рынке товара — сыра. Прошло время. Цех в ОАО «Мстиславский маслодельно–сыродельный завод» построили. Создали фактически новое производство. Но отдачи, на которую когда–то рассчитывали, нет. После торжественного пуска, состоявшегося три месяца назад, линию практически сразу остановили.
Причина банальная: на выпуск сыра не хватает сырья. Новая линия, обошедшаяся, кстати, в сумму более чем 180 миллиардов рублей, рассчитана на переработку 150 тонн молока в сутки. Столько сырья и поступает на завод. Из него делаются цельномолочная продукция, сухое обезжиренное молоко. В итоге на сыр остается лишь тонн 30. То есть линию реально загрузить на пятую часть ее мощности...
На покупку нового оборудования предприятие брало кредиты. Теперь ежемесячный платеж по ним около 3 миллиардов рублей. Главный специалист управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Могилевской области Наталья Ковалева приводит нерадостные цифры. По итогам прошлого года убытки ОАО «Мстиславский маслодельно–сыродельный завод» превысили 12 миллиардов рублей. Запускать сейчас линию — значит вгонять предприятие в еще большую долговую яму. На предприятии подсчитали: если новый цех будет загружен на возможные сейчас 20 процентов, то продать сыр, например, в Россию можно только с убытком. Простой оборудования в данной ситуации предпочтительнее.
Председатель Мстиславского райисполкома Василий Витюнов не склонен драматизировать ситуацию. По его словам, решение проблемы — в увеличении производства молока. Над этим в районе сейчас работают. Маслодельно–сыродельный завод взял в кредит 110 миллиардов рублей, чтобы профинансировать строительство 16 ферм в Мстиславском и Климовичском районах. Основные работы должны быть завершены к сентябрю. Животноводческие помещения планируется на 100 процентов укомплектовать скотом к марту 2014–го. Вот тогда и появится «большое» молоко — сырье для производства сыра.
Генеральный директор Могилевского государственного объединения «Мясомолпром» Владимир Богданов не скрывает: перед началом строительства нового цеха главным ориентиром бизнес–плана являлась программа развития молочной отрасли. Были надежды, что сырья окажется в достатке. Но надои оказались меньше тех, на которые рассчитывали. Выход руководитель видит в увеличении дойного стада, для которого и в Мстиславском районе, и в соседних строятся новые фермы. Заинтересованное в увеличении надоев объединение «Мясомолпром» работает напрямую с хозяйствами. Например, финансирует покупку ингредиентов комбикормов, применение которых позволит получить молока от коровы больше, чем сейчас. Богданов уверен, что все это даст положительный результат.
Когда начиналась модернизация, многие думали, что с пуском линии в реализации проекта будет поставлена точка. И открытому акционерному обществу только и останется делать, что считать барыши. Но пока приходится ставить лишь многоточие...
Компетентно
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владимир Кравцов:
— Самое главное при модернизации — четко знать рынок сбыта продукции и представлять, где брать сырье для производства. Все остальное второстепенно. В том числе и приобретение оборудования. Можно купить самую современную технику, пригласить для ее запуска специалистов из-за рубежа. И что дальше? Если не продумана стратегия, линия или цех будут простаивать, принося убытки вместо ожидаемой прибыли. Обычно, прежде чем обновлять производство или создавать новое, защищают бизнес–план. Есть там такая строчка: источник сырья. Зачастую заполняют ее формально, без тщательного планирования. Примеров, когда модернизация не приносит ничего, кроме головной боли руководителям, хватает. В Могилеве работает предприятие СЖБ-7, выпускающее стройматериалы. Купили туда современную итальянскую линию. Но загружена она процентов на 20 — 25. И зачем было такое приобретение?
Давно обратил внимание на тенденцию: подобные проколы возникают на государственных предприятиях. Частник же, прежде чем приступить к реализации проекта, не один раз все взвесит. Вкладывает ведь свои кровно заработанные деньги.
Фото автора.