В тихой гавани
27.11.2010
Приплыли
Буксируемую плавучую веранду «Волна» в Могилев привезли из Гомеля еще в середине 90–х. На ремонт далеко не нового судна речной порт тогда потратил немалые деньги. И «Волна» довольно долго радовала жителей и гостей города. Однако в этом году на воду ее так и не спустили. Не смогли опробовать могилевчане и приобретенный недавно теплоход «Заря»...
— «Волну» в Речицу на завод отбуксировали. Ей требуется ремонт. Все же больше пятидесяти лет прослужила. И всегда пользовалась популярностью. Дети на ней катались, туристы, свадьбы молодожены устраивали. Весной и летом заказы на несколько месяцев вперед расписаны были, — с ностальгией вспоминает начальник Могилевского речного порта Геннадий Смирнов. — Вместительная, за раз человек 50 — 60 на борт поднимала. Чтобы обновить корпус, надо около 300 миллионов рублей, примерно столько же — чтобы привести в порядок интерьер. До того как предлагать туристам прокатиться на пароходе, надо создать комфортные условия: установить на палубе столики, открыть бар. Деньги, конечно, немалые. А судно у нас на балансе не одно. В прошлом году для туристических целей приобрели катер на подводных крыльях. Красивый, быстроходный, но рассчитан всего на семь мест. Есть еще вместительный — на 65 пассажирских мест — теплоход «Заря». До недавнего времени он находился на балансе «Витебскоблавтотранса». Лет 30 отработал, его списывать собирались. Нам судно приглянулось. Оно еще может работать: скорость развивает до 30 километров в час. Осадка у него всего сантиметров 40, даже в засуху по Днепру пройдет. В общем, Могилевский облисполком договорился с Министерством транспорта, чтобы «Зарю» бесплатно передали на баланс Могилевского речного порта. Облисполком обещал взять на себя затраты по перевозке. Но за то, чтобы по суше доставить «Зарю» в Могилев, в итоге заплатил речной порт — 43 миллиона рублей. Теперь думаем, что дальше делать. На ремонт надо миллионов 700, у нас таких денег нет.
— Я в речном порту с 1994 года. И у каждого председателя горисполкома — их сменилось немало — просил, чтобы помогли с ремонтом судна. Не помог ни один. А ведь в общей сложности один пароход обошелся бы городской казне примерно в такую же сумму, как новый троллейбус. Может, троллейбусы и важнее, но ведь это неправильно, что в таком большом городе, где есть судоходная река, нет ни одного приличного парохода, — сетует Геннадий Смирнов. — Мы делаем все, чтобы привести «старичков» в порядок. Есть идея, к примеру, переоборудовать буксир. Чтобы не только грузовым был, но и пассажирским. Проект, который мы уже заказали, обойдется в 15 миллионов рублей. На переделку еще около 70 миллионов понадобится. Осилим сами. Но ведь не мы одни заинтересованы, чтобы по Днепру прогулочные пароходы ходили. Есть указ Президента о развитии туризма. «Зарю» приобретали с одобрения облисполкома. Область обещала помочь с ремонтом. Но дальше слов дело не идет.
Мечты и реальность
В то, что отремонтированный прогулочный пароход может приносить прибыль и предприятию, и городу, поверили бобруйчане. Местный «Горводоканал», недавно принявший на баланс старенькую «Мечту», списанную в Днепро–Березинском пароходстве, выделил на ее ремонт около 600 миллионов рублей. И пустил пароход в плавание. По словам заместителя директора «Горводоканала» Анатолия Аврамчика, обновленная «Мечта», «отпраздновавшая» 50–летие, пришлась по душе землякам.
— Прогулки по Березине пользовались большим спросом, — уверяет Аврамчик. — Мы не просто катали по реке горожан и туристов. В урочище Белый Берег, в старом русле Березины, организовали уютное место отдыха: торговый павильон, волейбольная площадка, душевые кабинки, прогулочные лодки, катамараны... Пассажиров «Мечта» обслуживала до октября. Надеемся, что и в холода она простаивать не будет. Утеплим судно, откроем в нем кафе. Если в теплый сезон «Мечта» за раз перевозила более сотни пассажиров, то сегодня на ней одновременно смогут отдохнуть 25 человек.
— Много теплоходов не бывает. «Заря» будет ходить по туристическому маршруту Могилев — деревня Александрия, — делится планами Смирнов. — «Волна» — по реке доставлять посетителей в Буйничи, в Могилевский зоосад. А новый теплоход отправится в свободное плавание по Днепру.
Суждено ли этим мечтам стать реальностью? Начальник отдела транспорта и связи Могилевского облисполкома Владимир Барботкин согласен: и город, и область заинтересованы в появлении новых туристических маршрутов, в том числе и водных. Вот только выделить средства из областного бюджета на ремонт парохода, принадлежащего предприятию республиканского подчинения — Могилевскому речному порту, — они не могут.
— Не раз пытались решить этот вопрос на уровне облисполкома, — уверяет Владимир Петрович. — И спонсоров искали. Но пока безрезультатно. Единственное, что можно сделать, — включить пункт о теплоходе в областную программу развития туризма и передать судно в аренду областному управлению физкультуры, спорта и туризма.
Взять судно в аренду начальник управления физкультуры, спорта и туризма Могилевского облисполкома Владимир Юдко согласен. Но только после того, как речники «Зарю» отремонтируют. «Иначе какая нам от нее выгода? — рассуждает он. — Ремонт, обслуживание... Это ж больше миллиарда рублей! У нас нет таких денег».
На Могилевщине в районе Днепра немало достопримечательностей, к которым туристов могли бы подвозить по реке. Пока путешественники добираются туда по суше...
Фото автора.