В продаже — вечность
22.04.2009
В Пекине прошла самая крупная в Азии Международная экспозиция художественных галерей. Несмотря на кризис, в ней приняло участие 84 арт–салона из 20 стран. Многие (например, галереи из Пакистана, Монголии, Австралии и Кении) приехали впервые, решив, что для инвестиций в искусство наступило подходящее время. Белорусских (как, впрочем, и российских) галерей нет, зато итальянцев и французов немало. Ищут покупателей: «Вечность в продаже!» — главный лозунг прошедшей ярмарки.
«Африканским художникам трудно выжить», — говорит мне Осэй Кофи, директор галереи «Ватату» из Кении. Он утверждает, что его галерея — самая знаменитая в Африке, но за пределами континента практически неизвестна. Выходить на всемирный рынок решили через Китай: «Мы принимали участие в нескольких коллективных международных выставках — в Бельгии, Италии, США. Но это были выставки музейного типа, о продаже речь не шла. Главная особенность выставки в Пекине — это рынок, здесь не только смотрят, но продают и покупают. Да, приехать сюда — тоже немалых денег стоит, но мы решили рискнуть. Я не обольщаюсь и не думаю, что за несколько дней мы продадим все картины, которые привезли. Художники, как еда: чтобы решить, нравится или нет, нужно сначала попробовать. Но я уверен, что произведения искусства будут покупать всегда, даже в самые сложные времена».
У галерейщиков в глазах — голод: они уже узнали, что такое кризис. В пекинском художественном районе 798, самом знаменитом в Китае и очень известном в Азии, за последние пару месяцев из 200 галерей закрылось 60. Легкой жизни больше не будет, уверены и художники, и те, кто их продает.
Район 798 — третья по посещаемости достопримечательность Пекина, но с особенностью: если на площадь Тяньаньмэнь и в Запретный город ходят туристы всех возрастов и стран, то сюда — в основном иностранцы, а из китайцев — продвинутая молодежь. Я обожаю это место, оно огромно, исследовать его можно каждый раз заново — экспозиции в галереях часто меняются.
Начиналось все банально: чуть больше пяти лет назад несколько художников взяли в аренду помещения бывшей фабрики № 798, построенной когда–то с помощью специалистов из социалистической ГДР. Производство остановили, оборудование демонтировали, а здания, в которых было много света и пространства, остались почти бесхозными. «Почти», потому что кто–то эту территорию быстренько приватизировал — под будущие небоскребы. Со временем художников, которые снимали здесь мастерские, стало больше, за ними подтянулись галерейщики. И когда пару лет назад всех решили выселить, на защиту арт–района поднялась общественность не только Пекина, но всего Китая. 798–й отстояли всем миром, он стал процветать. Но сегодня — кризис: галерей становится меньше, а те, которые остаются, снижают цены — медленно, но все же тенденция...
Специалисты от искусства говорят, что все не так и плохо. В том смысле, что кризис укажет многим творцам их истинное место и определит, кто настоящий, а кто — лишь поденщик от искусства. А сейчас самое время покупать: и художники, и галерейщики стали куда сговорчивее при обсуждении стоимости вечных ценностей.