Почему некоторые местные руководители едут через деревню не останавливаясь? Президент требует обратное!

В поиске хозяина

Письма из деревни

Неожиданно как-то в деревне положили новый асфальт. Поверх разбитого старого, со стороны райцентра и… почти до конца главной улицы. Почему не по всей? Ответа на вопрос сельчане, похоже, не знают, никто об этом не говорил. Напрямую им вообще мало о чем говорят местные власти, как-то не приняты сельские сходы, на которых раньше могли дискуссировать о сегодняшнем дне деревни, ее ближайшей перспективе. Это не значит, что ничего в данном направлении не делают, нет, но вот системный диалог, видимо, исчезает с повестки дня. По-моему, о таком несколько пассивном поведении районных властей говорил Президент 10 июня на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне»: «Есть много в нашем обществе людей, которые просто хотят с тобой поговорить. Они, может, и жаловаться потом не будут, и обижаться не будут, если ты не решишь их проблем. С людьми надо разговаривать и не бояться идти к ним. А много ли у нас председателей райисполкомов, депутатов, готовых выйти на публику, выступить, ответить на неудобные вопросы?»

И все же факт отрадный: хоть и не сказали заранее, но сделали. Дорога эта транзитная, идет в другие крупные поселки и агрогородки. И еще — к храму, что в четырех-пяти километрах отсюда. Своего в нашей деревне, увы, нет. Здесь вообще многого не было, а чего-то не стало недавно. Скажем, почтовое отделение, столовая, прачечная, парикмахерская, зерноток закрылись не по причине ненадобности, а в силу так называемых экономических причин — содержать накладно. Наш агрогородок, можно сказать, не совсем самостоятелен: бывшее хозяйство присоединено к райагросервису, многие «центры силы» сместились туда. В очередной раз заговорили о закрытии средней школы: в нее, мол, хотят перевести социальный дом для одиноких и пожилых. Старость уважить, конечно, надо, и никаких дворцов под это не жалко, но очень печально, что в красавицу школу ходит все меньше сельских детей.

А ведь она до сего дня, без особого преувеличения, в деревне как своеобразный храм — науки, знаний, воспитания подрастающего поколения. Кстати, много полезных и увлекательных инициатив — познавательных, связанных с историей малой родины, а также культурных — на счету учителей и учеников. Да и у самой школы история славная: когда-то ее, вместо старой глинобитной восьмилетки, возводили по инициативе тогдашнего председателя колхоза с большими ожиданиями и такими же проблемами. Но — отстроили на зависть другим. Двух­этажное кирпичное здание за красивым забором, утопающее в зелени, и сегодня соотносят с личностью того руководителя — талантливого, решительного и рачительного хозяина на земле. Он столько сделал за годы своего председательства! Увы, нет уже конторы колхозной, шикарной заправочной для общественного автопарка, да и мехдвор практически пуст и заброшен.

Но это все приметы времени и, наверное, неизбежной концентрации сельхозпроизводства — так сегодня происходит много где. А вот если бы председатель отважился еще и на строительство церкви в деревне, этот культовый объект вряд ли подвергся бы велению беспощадного времени. Стоял бы храм, звонили колокола, молились прихожане — и за здоровье благодетеля в том числе…

Как-то, выходя из сельмага, встретился с бывшим председателем соседнего хозяйства. Хорошо его знаю, огонь-руководитель был. Строил в хозяйстве много — от фермы до домов. А вот храм как-то упустил, хотя пообещать землякам его возвести успел. А те очень его просили. Да и не виноват, пожалуй, он, что освободили от должности (за что, правда, и сегодня не совсем понятно) раньше, чем удалось выполнить обещание. Но…

— Как поживаем, Федорович? — крепко пожал руку известному в районе человеку, обрадовавшись встрече.

— Да помаленьку. На пенсии, в спокойствии, слава богу. Чего еще желать? За хозяйство переживаю, конечно, этого не отнять. Не буду комментировать, одно скажу: если бы раньше столько не построил в деревне, на чем бы она сейчас держалась?..

— О чем-то жалеете?

— Только об одном, да и то прежде жалел, что не выполнил обещанное сельчанам. Но все же построил церковь! Пусть и на свои сбережения…

Вот и вся недолга. Этот «памятник» будет долговечнее всех других, хотя и более экономически важных: ферм, складов, мехдворов. Почему? Просто дольше простоит, даже если деревне лет эдак через сто будет угрожать «закрытие» или «полное присоединение». 

В моей деревне храма нет. Пока. Но здесь проходит дорога к нему. Многие из сельчан в святые праздники, а то и в выходные едут кто в православную обитель, кто — в костел. Причем, похоже, они совсем не против, если состоятельные земляки инвестируют в малую родину. Или патриотично настроенный человек-общественник сагитирует толоку на сбор средств. Хорошо бы, а то с уходом (присоединением хозяйства) «центров силы» из деревни поугасла активность «низов», люди все больше особняком держатся. Нужен, очень нужен им свой конструктивный заводатор. 

Такой, как, например, в одном небольшом селе соседнего района. Сам из здешних мест, он, можно сказать, вздыбил свою деревню на добрые и богоугодные дела. Восстановил имена всех сражавшихся и погибших за Родину земляков, вложил свои средства, опираясь на посильную финансовую помощь односельчан. И вместе создали мемориал — с именами, датами, историей, благоустроили его. Глядя на все это (и участвуя в важнейшем патриотическом почине), районные власти и проложили в деревне асфальт. Ожила она, стала известна не только в Беларуси, но и за ее пределами.

Вот бы так везде, во многих, если не во всех деревнях! В том числе и в нашей. Кстати, находившейся, как и весь район, до 17 сентября 1939 года под игом панской Польши. Чем не повод встрепенуться и воссоздать историю воссоединения — вместе с сельчанами, школьниками, педагогами, сельисполкомом?..

Да, кажется, я понял, почему с сельчанами неактивно ведут диалог местные власти. Потому что деревня наша хоть и агрогородок, но уже не центр хозяйства. И нет у нее того полноценного хозяина в лице председателя, который за всех и все стоял горой! Вот некоторые нынешние руководители и едут через нее не останавливаясь — транзитом. И так же порой транзитно относятся…

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter