В поисках утраченного
02.09.2011
Как известно, в конце XIX и особенно начале XX столетия в Минске стало заметно расти число начальных школ, и если в 1893 году их было всего 13, то в 1912–м — уже 50: подданные Его Императорского Величества обязаны знать хоть какую–то грамоту. Но все эти начальные школы были не однотипные, очень разные, что негативно сказывалось на учебном процессе и ставило учеников в заведомо неравные условия. Так, только после городских четырехклассных училищ (в 1912 году преобразованных в высшие начальные) разрешалось поступать в средние учебные заведения. Выпускники остальных начальных школ, как Минска, так и других городов, такого права не имели.
В отличие от четырехклассных училищ приходские училища и церковноприходские школы были доступны широким слоям городского населения. Правда, знания здесь давались элементарные: русская и церковнославянская грамота, счет, молитвы... Короче, учили писать, читать и считать. Учили так «активно», что процесс иной раз растягивался и на пять лет. Редко какая рабочая семья такое выдерживала.
Однако общество требовало знаний. Люди хотели учиться всегда, и 100 лет назад не менее, чем сегодня. Вот только как это сделать, если даже в начальные школы формировался самый настоящий конкурс — 2 человека на место? Дело тормозили два фактора: нехватка учителей и помещений, а если коротко — отсутствие денег на образование. Норма наполняемости класса — 50 человек (!), реальное число учеников доходило чуть ли не до сотни. Но это проблемы бедных людей. Богатые семьи имели возможность готовить своих чад к поступлению в средние учебные заведения дома, нанимая учителей.
Существовали также специальные школы для еврейских детей — казенные и частные. В середине XIX века в городе насчитывалось около 600 хедеров, т.е. частных школ. Но посещали их только мальчики.
Профессиональная подготовка велась в ремесленных училищах. К 1913 году в городе работало три ремесленных училища и пять начальных школ с ремесленным обучением. Отсюда выходили слесари, литейщики, электрики, портные и другие труженики. Можно сказать, эту традицию в некотором смысле переняли в советское время, когда организовали средние общеобразовательные трудовые политехнические школы.
Учителей для начальных школ готовили преимущественно в Несвижской учительской семинарии и на педагогических курсах при Новогрудском городском училище. С 1908 года педкурсы работали и в Минске. В 1914 году в городе открылся трехлетний педагогический институт, программа которого не выходила за рамки средней школы. В это время уже действовали пединституты в Витебске и Могилеве. А учительских кадров все равно катастрофически не хватало.
Средняя школа той поры также была представлена целым набором разных по типу учебных заведений. В Минске в 1890 году имелись две казенные гимназии — женская и мужская, казенное реальное училище и духовная семинария. В классических мужских гимназиях огромное внимание уделялось преподаванию латыни и греческого языка. После 7 — 8 лет образования выпускники получали достаточно неплохую гуманитарную подготовку. Окончивших гимназию с золотой или серебряной медалью принимали в университеты в первую очередь, остальных — по конкурсу аттестатов. Вступительные экзамены не сдавались.
Женские гимназии системы министерства народного образования включали подготовительный, семь основных и восьмой педагогический классы. После семи лет гимназисткам вручали аттестат на звание учительницы начальных классов, после восьми барышни получали право работать домашними учителями и поступать без экзаменов на высшие женские курсы.
В реальных училищах главное место отводилось математике и естественным наукам. Через 6 — 7 лет обучения выпускники поступали в технические и торговые высшие учебные заведения или в университеты на физико–математический или медицинский факультеты.
На рубеже XIX — XX веков в Минске открылись Мариинская женская гимназия (1899 год) и коммерческое училище (1901 год), здание которого возвели на пожертвования горожан. В училище молодежь готовили для будущей предпринимательской деятельности, поэтому преподавали там не только общеобразовательные дисциплины, но и специальные — товароведение, бухгалтерию, счетоводство.
Как всегда, в средних школах не находилось места детям бедняков. Как свидетельствовал сам директор народных училищ Минской губернии, гимназии и реальные училища оставались главным образом учебными заведениями для привилегированного состоятельного класса. «Кухаркиным детям» дорога туда практически была заказана.
Что касается порядков в школах, то они были весьма жесткими. За учениками постоянно наблюдали педагоги и воспитатели. И даже внешний вид школяров строго регламентировался. Ученики практически все время носили форменные пальто, застегнутые, как у военных, на все пуговицы. Выходить без такого пальто допускалось только в летнем белом костюме с белой фуражкой.
В общем, тогдашняя школьная жизнь — жесткая и регламентированная — не кино, где романтические гимназисты и утонченные гимназистки всего лишь восторженно наблюдают, как белеет парус одинокий, и, музицируя, поют трогательные романсы про душистые гроздья давно уже осыпавшихся цветов...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.