В поисках утраченного
22.04.2011
С XVIII века над Борисо-Глебской церковью нависла угроза обвала стен из-за подмыва берегов Немана. (Кстати, эта напасть угрожала храму долгие годы и вообще ставила под сомнение его существование.) В 1843 году храм закрыли.
В 1915 году с началом Первой мировой войны монастырь эвакуировали в глубь России. Монахи увезли с собой и чудотворную икону. Назад в Гродно они уже не вернулись. Утерян и след святыни. К сожалению, это еще один пример слишком часто повторяющегося сценария в судьбе белорусских духовных святынь.
К древнейшим белорусским памятникам относится и Свято-Михайловский храм в деревне Сынковичи Зельвенского района. Церковь во имя архистратига Михаила согласно историческим документам построена в XV веке, но предание относит ее основание к более древнему времени. Архитектура Сынковичской церкви свидетельствует, что она не только предназначалась для молитвы, но и служила убежищем местному населению во время опустошительных войн и грабежей. Вообще, тип цитадельных церковных зданий стал характерным для белорусской готики, он удачно сочетал в себе гражданскую и военную архитектуру. А еще ярко свидетельствовал о непростой жизни народа на протяжении всей его истории.
В XIX веке в церкви находился список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери с множеством привесок - знаков особенного почитания верующих, обращавшихся к ней за помощью. После Первой мировой войны в церкви попеременно проводились католические и православные богослужения. В 1926 году она была подчинена унии. В 1959 году Сынковичский храм закрыли под предлогом "полной непригодности здания". Приход в Сынковичах восстановлен в 1992 году. В главных чертах - стены, своды, башни - Сынковичская церковь сохранилась до нашего времени, она по праву считается памятником архитектуры мирового значения.
В 1918 году монастырь закрыли, монахиням пришлось перебраться в Жировичи. Во время войны Спасо-Преображенский храм действовал как приходской. В 1960-м был снова закрыт.
Софийский собор в Полоцке построен при князе Всеславе в середине XI века вслед за одноименными храмами Киева и Новгорода. По структуре плана храм ближе Новгородскому собору, а по технике кладки - Киевскому. Архитектура собора сыграла важную роль в становлении полоцкой школы зодчества XI - XIII веков.
Борисовский Свято-Воскресенский собор намного моложе предыдущих святынь, но это также замечательный памятник духовной культуры. Считается, храм построен в 1874 году в ретроспективно-русском стиле архитектором П.Меркуловым из красного кирпича на месте древней Воскресенской церкви, сгоревшей в 1865 году. Надо сказать, что первое, наиболее достоверное упоминание о православной церкви в Борисове относится к 1510 году. Однако существуют предположения, что еще в начале XV века в городе действовали три православные церкви: Свято-Троицкая, Спасская, Николаевская.
Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Минске возведен в 1898 году на военном кладбище для увековечения памяти воинов-белорусов, павших на полях русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Внутри здания на колоннах помещены мраморные плиты с начертанными именами погибших в Болгарии 118 воинов Коломенского полка и артиллерийской бригады. В храме находятся и военные реликвии: походная церковь и полковые хоругви 119-го Коломенского пехотного полка. Во время Великой Отечественной храм действовал. И снова церковь спасала людей, причем не только духовно: в ее подвале прятались минчане от угона в Германию. В 1982 - 1983 и в 1992 - 1996 годах храм отреставрировали и обновили. В 1998 году торжественно праздновалось 100-летие Александро-Невской церкви.
Прекрасные храмы - церкви, костелы, мечети, синагоги - спасали наш народ многие столетия. И пока они стоят, жива белорусская земля.
Фото из коллекции лауреата премии "За духовное возрождение" Владимира ЛИХОДЕДОВА.