В поисках утраченного
29.02.2008
А знаете ли вы, что некогда Борисов славился своими разводными мостами? Не верите?
Переправа через Березину в Борисове известна с незапамятных времен. Да и как ей было не быть, если город пересекала кратчайшая дорога, ведущая из стран Западной Европы в Москву. Однако не Екатерининскому «шляху», а Березинской водной системе обязан борисовский мост разводным зваться. Так предполагают некоторые местные краеведы. С тем чтобы крупные парусные речные суда могли беспрепятственно ходить по реке и швартоваться у борисовской пристани, прежний изрядно обветшавший мост перестроили враз. Накануне памятного 1812 года.
Во время сражений между русскими и наполеоновскими войсками переправа пылала дважды. 23 ноября вторично сожженный мост, сам того не ведая, изменил весь ход европейской истории. Принимавший участие в русской кампании французский аристократ Арман де Коленкур в «Мемуарах» не единожды упоминает борисовский мост. В день 25 ноября 1812 года, за сутки до начала переправы в Студенке, сподвижник Наполеона отметит: «Император вместе со мной прошел по оставшейся части моста; мост сохранился приблизительно на четверть своей длины». Бонапарт лично убедился в невозможности здешней переправы...
Мост отстроили заново в 1818–м, по какой–то причине «позабыв» сделать его разводным, отчего судоходство выше Борисова с годами совершенно прекратилось.
В начале 40–х годов XIX столетия о борисовской переправе и пристани «неожиданно» вспомнили. С 1843–го здесь ведется строительство. И вот историк–краевед граф Евстафий Тышкевич в книге «Описание Борисовского уезда», изданной в Вильно в 1847 году, уже пишет: «...чтобы с первыми весенними паводками водить суда к Двине, в прошлом 1846 г. построен при городе Борисове на реке Березине разводной мост стоимостью 15.000 рублей серебром».
Немалая по тем временам сумма ушла на строительство длинного (более 550 метров) моста с подъемной частью на цепях, который содержался за счет казенных денег «отдела сообщений, дорог и общественных строений». И вскоре творение безымянного инженера превратилось в излюбленное место отдыха борисовских обывателей...
Особую притягательность Березинского моста, который считался едва ли не главной достопримечательностью города, отмечали многочисленные путешественники и исследователи, посещавшие этот край. Известный исследователь белорусской истории, культуры и быта Павел Шпилевский, не единожды бывавший в Борисове на рубеже 40–х — в начале 50–х годов XIX века, оставит в своем знаменитом «Путешествии...» следующие строки: «...вы невольно обратите внимание на портовую пристань, застроенную красивенькими домиками и амбарами струговщиков, или байдачников, на значительном пространстве правой стороны Березины, наполненной судами с распущенными парусами. На пристани вечное движение, постоянный шум и толкотня — признак оживленной торговли... Пристань соединена с городом посредством деревянного разводного моста... Мост довольно красив и велик, поднимается и разводится на цепях... Надзор за мостом и переправами через Березину поручен инженерному офицеру. Всякий раз, проживая в Борисове, я встречал на этом мосту множество гуляющих, которые, увлекаясь воспоминаниями о событиях Отечественной войны, во время гуляний заводили речь об этом ужасном для французов времени и рассказывали множество анекдотов из событий 12–го года».
Сколь долго разводы моста тешили взоры местных обывателей — доподлинно неведомо. С 70–х годов XIX века, когда рядом с Борисовом прошла ветка Московско–Брестской железной дороги, водный путь потихоньку стал терять первостепенное значение в грузоперевозках. В конце концов, как красноречиво свидетельствуют документы той поры, «суда отправляются вниз по течению только от г. Борисова, выше же г. Борисова и по Березинской водной системе ходят только плоты».
Раз так, отпала нужда в подъеме, и в один прекрасный момент мост стал неразводным.
Возвращению привилегии мост обязан экономическому подъему и... пароходам. Кстати, эти прогрессивные суда с механическим двигателем на паровой тяге строились здесь же — на левом берегу Березины, на стапелях судостроительной фабрики саратовского промышленника Соломонова. А чтобы их высокие чадящие трубы не цеплялись за надводные опоры переправы, в 1908 году градоначальники Борисова за счет земского капитала «устроили» новый — с подъемной частью — деревянный мост общей протяженностью около одной версты, т.е. в современном исчислении — чуть более километра!
Спустя пару лет в ста метрах выше по реке возник и второй мост, в отличие от первого «украшенный» четырьмя башенками, с конструкцией подъемной части наподобие лифта. «Отцом» сих творений являлся борисовчанин Матвей Бычковский. Техник–строитель по профессии и инженер по призванию, он сам чертил проекты, составлял техническую документацию и, прежде чем пускать в большую жизнь свои «детища», давал им жизнь малую. Игрушечной копией моста, созданной его руками, восторгаются маленькие и взрослые современные посетители Борисовского объединенного краеведческого музея.
И верхний, и нижний мосты нисколько не соперничали между собой, даже, наоборот, гармонично дополняли и уравновешивали друг друга.
Увы, как ни прискорбно, а десятилетие спустя их уничтожит иное соперничество, теперь уже людское. Но так хочется верить, что когда–нибудь загремят цепи подъемного механизма, натужно заскрипит дерево и вдруг захочется посмотреть на зрелище под названием «развод моста».
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Переправа через Березину в Борисове известна с незапамятных времен. Да и как ей было не быть, если город пересекала кратчайшая дорога, ведущая из стран Западной Европы в Москву. Однако не Екатерининскому «шляху», а Березинской водной системе обязан борисовский мост разводным зваться. Так предполагают некоторые местные краеведы. С тем чтобы крупные парусные речные суда могли беспрепятственно ходить по реке и швартоваться у борисовской пристани, прежний изрядно обветшавший мост перестроили враз. Накануне памятного 1812 года.
Во время сражений между русскими и наполеоновскими войсками переправа пылала дважды. 23 ноября вторично сожженный мост, сам того не ведая, изменил весь ход европейской истории. Принимавший участие в русской кампании французский аристократ Арман де Коленкур в «Мемуарах» не единожды упоминает борисовский мост. В день 25 ноября 1812 года, за сутки до начала переправы в Студенке, сподвижник Наполеона отметит: «Император вместе со мной прошел по оставшейся части моста; мост сохранился приблизительно на четверть своей длины». Бонапарт лично убедился в невозможности здешней переправы...
Мост отстроили заново в 1818–м, по какой–то причине «позабыв» сделать его разводным, отчего судоходство выше Борисова с годами совершенно прекратилось.
В начале 40–х годов XIX столетия о борисовской переправе и пристани «неожиданно» вспомнили. С 1843–го здесь ведется строительство. И вот историк–краевед граф Евстафий Тышкевич в книге «Описание Борисовского уезда», изданной в Вильно в 1847 году, уже пишет: «...чтобы с первыми весенними паводками водить суда к Двине, в прошлом 1846 г. построен при городе Борисове на реке Березине разводной мост стоимостью 15.000 рублей серебром».
Немалая по тем временам сумма ушла на строительство длинного (более 550 метров) моста с подъемной частью на цепях, который содержался за счет казенных денег «отдела сообщений, дорог и общественных строений». И вскоре творение безымянного инженера превратилось в излюбленное место отдыха борисовских обывателей...
Особую притягательность Березинского моста, который считался едва ли не главной достопримечательностью города, отмечали многочисленные путешественники и исследователи, посещавшие этот край. Известный исследователь белорусской истории, культуры и быта Павел Шпилевский, не единожды бывавший в Борисове на рубеже 40–х — в начале 50–х годов XIX века, оставит в своем знаменитом «Путешествии...» следующие строки: «...вы невольно обратите внимание на портовую пристань, застроенную красивенькими домиками и амбарами струговщиков, или байдачников, на значительном пространстве правой стороны Березины, наполненной судами с распущенными парусами. На пристани вечное движение, постоянный шум и толкотня — признак оживленной торговли... Пристань соединена с городом посредством деревянного разводного моста... Мост довольно красив и велик, поднимается и разводится на цепях... Надзор за мостом и переправами через Березину поручен инженерному офицеру. Всякий раз, проживая в Борисове, я встречал на этом мосту множество гуляющих, которые, увлекаясь воспоминаниями о событиях Отечественной войны, во время гуляний заводили речь об этом ужасном для французов времени и рассказывали множество анекдотов из событий 12–го года».
Сколь долго разводы моста тешили взоры местных обывателей — доподлинно неведомо. С 70–х годов XIX века, когда рядом с Борисовом прошла ветка Московско–Брестской железной дороги, водный путь потихоньку стал терять первостепенное значение в грузоперевозках. В конце концов, как красноречиво свидетельствуют документы той поры, «суда отправляются вниз по течению только от г. Борисова, выше же г. Борисова и по Березинской водной системе ходят только плоты».
Раз так, отпала нужда в подъеме, и в один прекрасный момент мост стал неразводным.
Возвращению привилегии мост обязан экономическому подъему и... пароходам. Кстати, эти прогрессивные суда с механическим двигателем на паровой тяге строились здесь же — на левом берегу Березины, на стапелях судостроительной фабрики саратовского промышленника Соломонова. А чтобы их высокие чадящие трубы не цеплялись за надводные опоры переправы, в 1908 году градоначальники Борисова за счет земского капитала «устроили» новый — с подъемной частью — деревянный мост общей протяженностью около одной версты, т.е. в современном исчислении — чуть более километра!
Спустя пару лет в ста метрах выше по реке возник и второй мост, в отличие от первого «украшенный» четырьмя башенками, с конструкцией подъемной части наподобие лифта. «Отцом» сих творений являлся борисовчанин Матвей Бычковский. Техник–строитель по профессии и инженер по призванию, он сам чертил проекты, составлял техническую документацию и, прежде чем пускать в большую жизнь свои «детища», давал им жизнь малую. Игрушечной копией моста, созданной его руками, восторгаются маленькие и взрослые современные посетители Борисовского объединенного краеведческого музея.
И верхний, и нижний мосты нисколько не соперничали между собой, даже, наоборот, гармонично дополняли и уравновешивали друг друга.
Увы, как ни прискорбно, а десятилетие спустя их уничтожит иное соперничество, теперь уже людское. Но так хочется верить, что когда–нибудь загремят цепи подъемного механизма, натужно заскрипит дерево и вдруг захочется посмотреть на зрелище под названием «развод моста».
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.