В поисках утраченного

У известного филокартиста, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова — событие: в минском издательстве «Рифтур» напечатан подготовленный им альбом «Синагоги»...
У известного филокартиста, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова — событие: в минском издательстве «Рифтур» напечатан подготовленный им альбом «Синагоги». Книга, объединившая 461 (!) уникальную открытку, — историко–краеведческое событие для всей Беларуси. Более того — для всего мира! Пожалуй, впервые в истории книгоиздания к читателю пришла антология такого масштаба. Открытки — из Беларуси, России, Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Китая, Финляндии... География впечатляет. Хотя, вероятно, и данный альбом — не все, что удалось собрать коллекционеру по истории культовых еврейских зданий. Я встретился с Владимиром Лиходедовым, автором, безусловно, одной из самых больших сенсаций уходящего года.

— Альбом «Синагоги» — начало новой книжной серии «Еврейская жизнь». Расскажите об этом проекте.

— В предисловии, обращаясь к читателю, я определил задачу новой книги. Цитирую: «В альбоме, который вы держите в руках, собраны уникальные фотографии и почтовые открытки конца XIX — ХХ вв., рассказывающие о еврейских святынях — синагогах. Данное издание в рамках проекта «В поисках утраченного» открывает серию альбомов под общим названием «Еврейская жизнь». В следующих книгах старые снимки познакомят с историей, культурой и бытом еврейского народа». Новый альбом — часть из задуманной мной большой работы совместно с редакций «СБ» по публикации собранной за долгие годы коллекции. Проект — продолжение рубрики «В поисках утраченного». Он, естественно, не ограничивается еврейской темой. В моей коллекции есть немало уникальных открыток о городах и местечках Беларуси, о православных храмах, католических костелах... Ждет своего издания сегмент коллекции на тему Беловежской пущи.

Что же касается синагог и издания альбома, то, наверное, две главные причины подвигли меня к тому, чтобы их изображениями начать новый издательский проект. Во–первых, синагоги, к сожалению, в Беларуси практически не сохранились. В Западной Белоруссии, например, нацисты летом 1941 года с нечеловеческой яростью разрушили их. Многие из них сохранились только на открытках...

— Да, в родных Пуховичах не осталось даже руин. Хотя историки и архивы свидетельствуют: в 1886 году в древнем местечке было 3 синагоги.

— И здесь вторая составляющая моего проекта: чувство боли, сострадания к еврейскому народу, к тем миллионам мирных жителей, которых беспощадно истреблял нацизм. Память о невинных жертвах фашизма — как урок, как предостережение — подвигла меня на эту работу.

— Листая белорусские страницы альбома, я не нашел открыток, обращенных к Ракову. Известная история, записанная Ильей Эренбургом, собиравшим свидетельства о злодеяниях нацистов в Белоруссии... Ксендз Ганусевич рассказал литератору, как в Ракове евреев собрали в синагоге и сожгли. Женщины пытались выбрасывать из огня своих детей. Малыши падали к ногам полицаев, их убивали штыками...

— Фотографии Раковской синагоги я нигде не встречал. Хотя объездил полмира и знаком со всеми более–менее значимыми коллекциями... Возможно, такого снимка уже и не существует... Жаль... Похожие истории происходили и в других советских республиках, входивших вместе с Белоруссией в т.н. нацистский Ostland, — в Литве, Латвии, Эстонии. В Риге, по улице Гоголя, евреев сожгли в синагоге 4 июля 1941 года. Знаю, что несколько лет назад на руинах некогда прекрасного культового здания собирались поставить памятник спасителю евреев — Жанису Липке. В эти скульптуры собирались вложить как символ образ всех людей, в самые трудные годы протянувших руку помощи евреям, — русских, латышей...

— Кстати, если осматривать, скажем так, зарубежную часть коллекции почтовых открыток с видами синагог, то складывается впечатление, что у этих культовых зданий были на удивление талантливые архитекторы. И в Симферополе, и в львовском Стрые, и в Тернополе, и в Ужгороде, и в Черновцах, и в Варшаве, и даже в Самаре, в Санкт–Петербурге.

— А разве менее интересна Хоральная синагога в Минске? В отличие от других, ей в предвоенные годы «повезло»: культовое здание занял Белорусский государственный еврейский театр. А не какой–либо склад... Кстати, всегда, пристально рассматривая старые фото, думаю, что внимание почитателей истории будет сосредоточено на таком феномене — деревянные синагоги Беларуси. В Западной Европе храмы были кирпичные. Деревянное духовное зодчество сохранилось на открытках, рассказывающих о Волпе Волковысского района, Глубоком, Давид–Городке, Гродно, Жлобине, Ивье, Мстиславле... В альбоме они представлены довольно красочно.

— В Ивье была и каменная синагога.

— У меня только две открытки с синагогами из Ивья. Но, конечно же, на разных этапах истории синагог в этом старинном поселении было гораздо больше. Создавая свой альбом, я ставил и задачу по сведению в одно целое редкой информации о синагогах. К счастью, здания некоторых из них сохранились. Но почему–то они не являются памятниками архитектуры и чаще всего находятся на задворках историографии. В 1990 году, к примеру, увидел свет том «Свода памятников истории и культуры Белоруссии», посвященный Брестской области. Найдите на его страницах синагоги!.. Откуда такая «скромность»? Не из тех ли лет, когда «еврейскую тему» просто заливали асфальтом?

— Лет пять назад мне посчастливилось побеседовать с художником и искусствоведом Давидом Ноевичем Гоберманом. Уроженец Минска, проживший большую часть своей жизни в Ленинграде, он долгие годы занимался описанием старых еврейских кладбищ. Фотографировал, расшифровывал надписи. Записывал воспоминания старожилов. Долго собранные материалы не удавалось опубликовать. И пожалуй, самую действенную помощь в обнародовании исторической памяти нашему земляку оказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Вот как резюмировал свой рассказ Д.Гоберман: «Дмитрий Сергеевич не единожды доказывал, что важно не перегнуть палку, важно чувствовать себя, ощущать себя русским, не оскорбляя и не уничижая другие народы». И еще — слова Давида Ноевича: «Всю жизнь, невзирая на разные интересы, я занимался в общем–то одним делом — сохранял историческую память, принадлежащую, как мне казалось в разные годы, людям разных национальностей — украинцам, молдаванам, белорусам, евреям. Но уже давно я думаю совсем иначе. Весь мир принадлежит всем народам сразу. Понять это, жить с этим пониманием — что больше надо?»

— Для меня это тоже важно. Я, находясь в постоянном поиске старой открытки, думаю о сопричастности истории нашей страны общемировым процессам, об открытости и широте исторического пространства. Очень благодарен тем людям, кто помогает мне в реализации творческих планов. Свою коллекцию я собираю для того, чтобы не стиралась память о нашем родном Отечестве, во всем его многообразии, в совокупности исторических событий, сделавших нашу страну уютным домом для всех людей, населяющих Беларусь.

— Когда можно увидеть вашу уникальную книгу на прилавках магазинов?

— Полагаю, что в начале ноября.

— Спасибо.


Из почты главного редактора

Успехов в ваших начинаниях!

Уважаемый Павел Изотович!

Сердечно благодарим за организацию фотовыставки «В поисках утраченного» из материалов Владимира Лиходедова.

Братия монастыря всегда молится о благоустроении дел наших благодетелей, о здравии их и спасении, о мире на Земле. Пусть Господь Бог, взирая на милость Вашу и добрые дела, даст силы и в дальнейшем служить Ему и людям, пошлет Вам помощь и успех в благих начинаниях и воздаст по трудам Вашим!

С уважением и благодарностью, Наместник Свято–Успенского Жировичского монастыря Архиепископ Гурий.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter