В поисках утраченного

В нынешнем, 2006 году мы (по крайней мере, жители Новогрудка и окрестностей) могли бы в череде прочих отмечать еще один юбилей. В 1931 году было принято решение построить железную дорогу Беловеж — Новогрудок — Ошмяны...
В нынешнем, 2006 году мы (по крайней мере, жители Новогрудка и окрестностей) могли бы в череде прочих отмечать еще один юбилей. В 1931 году было принято решение построить железную дорогу Беловеж — Новогрудок — Ошмяны. И денежный ресурс под это в Варшаве (речь ведь о территории Западной Белоруссии, до сентября 1939 года находившейся в составе Польши) спланировали нешуточный — 91 миллион злотых. Но, как это часто случается, и денег не нашлось, и проект вместе с решением остался на бумаге. Поэтому и юбилея такого нет. Впрочем...

Впрочем, железная дорога в древний Новогрудок все же пролегла. Об этом хорошо помнят старожилы нынешнего райцентра. В Новогрудке довелось познакомиться с Борисом Адамовичем Шагидевичем. Живет он по улице Свердлова, 27а. Почему уточняю адрес? Вдруг кому–то из новогрудчан попадется на глаза эта публикация — свяжитесь с Борисом Адамовичем. Хотя он уже и пенсионер преклонного возраста, человек социально активный, неугомонный в самом хорошем смысле слова. В разные двери стучится с одним и тем же вопросом: почему нельзя вернуть Новогрудку железную дорогу? Мы же в какой–то мере оказываемся отрезанными от других городов!.. Автобусные маршруты, автомобильные перевозки и половины того не сделают для новогрудчан, что могла бы решить «чыгунка»... И к депутатам Борис Адамович обращается, и на прием к самым высоким начальникам, посещающим Новогрудок, всегда старается записаться. Зная теперь, что есть в Новогрудке такой вот «няўрымслiвы» патриот железнодорожного транспорта, может быть, кто–то еще включится в «движение Шагидевича»?..

Тем более что вразумительного ответа Борису Адамовичу никто пока что не дал. Вот и я позвонил из редакции в Барановичское отделение Белорусской железной дороги. С «непонятным» вопросом о новогрудской дороге меня переправили в... музей. Что ж, музей железнодорожной истории в Барановичах и впрямь достойный. Директор и собиратель памяти о славной истории стальной магистрали пояснила, что давно уже нет узкоколейки, ведущей некогда из Новоельни в Новогрудок и далее в Любчу. Кстати, Новоельня — это крупный железнодорожный узел под Дятлово. Но в музее все еще хранятся некоторые экспонаты именно с этой дороги...

Заинтересовался. Захотел узнать больше. По подсказке Бориса Адамовича Шагидевича (он и здесь — главный консультант) обращаюсь к сведущему новогрудскому краеведу и музейщику Миколе Гайбе. Следы местной «стальной магистрали» он искал во многих свидетельствах минувших десятилетий. Даже карту соответствующую составил. На ней представлена «железка» в 1921 году.

— С чего все начиналось? — переспрашивает Микола. — Пожалуй, с 1862 года. Именно тогда пинские купцы ходатайствовали перед местными властями о строительстве железной дороги, которая привлекла бы к себе производство «богатого Новогрудского уезда». В те годы «железка» к Новогрудку не прошла. Но уже в 1881–м , когда в южной части Новогрудского уезда появилась магистральная линия Смоленск — Брест, «мечта купцов» вроде бы замаячила более конкретно. Кстати, интерес, думается, представляет такая сопоставительная статистика. Барановичи благодаря дороге из небольшой деревни выросли в город. А еще в 1897 году и в Новогрудке, и в Барановичах население было одинаковым — по 8 тысяч человек. В 1912 году в Барановичах — уже 30 тысяч. Увеличилось в прежней деревне и число промышленных предприятий... Возникал даже вопрос о переносе центра уезда из Новогрудка в Барановичи. А что касается узкоколейки, то она пришла в наш город с началом Первой мировой войны.

Осенью 1915 года германские войска заняли западную часть Белоруссии. Линия фронта стабилизировалась. По Новогрудчине она проходила возле Любчи, Щорсов, Кореличей, Барановичей, по рекам Неман и Сервечь. Исходя из военных необходимостей, германское командование в 1916 году приступило к строительству узкоколейки — от станции Новоельня к линии фронта. Для этого вырубались леса, реквизировались лошади. На строительство работало практически все трудоспособное население окрестностей. Меньше чем за год железную дорогу построили.

— Основная линия проходила от станции Новоельня к местечку Любча, — комментирует свою карту Микола Гайба, — около деревень Сетевино, Скрыдлево, через Новогрудок, разумеется, затем — около Сельца, Городечно, Басино, Больших Воробьевичей, Ракевичей, Няньково, Новоселок, Ачукевичей. Построили ответвления. Одно — из Новогрудка к Огородникам (нынче — Кореличи). Второе — от деревни Зарой к Волце у реки Сервечь (теперь деревня находится в Кореличском районе).

Примечательно, что во время существования в Новогрудке советской власти уездный комитет со всей серьезностью рассматривал вопрос о возобновлении строительства дороги до станции Замирье (нынешняя несвижская Городея). Получилось бы неплохо: прямая дорога в Минск. Но и эти намерения остались на бумаге. В 1921 году после войны с белополяками уезд оказался в Польше. В начале 1920–х скромная стальная магистраль возобновила свою деятельность. Но были ликвидированы ответвления, которые шли из Новогрудка в Кореличи и из деревни Зарой к реке Сервечь. Зато в Новогрудке остался построенный вокзал (сейчас в этом здании находится автовокзал). Появились станционные сооружения в Зарое и Любче.

А в 1931 году возник так и не осуществленный глобальный проект «большой дороги», о котором вели мы речь поначалу.

...В 1947–м узкоколейка возобновила свою полнокровную работу после военного лихолетья. Дорога — теперь уже в составе БЖД — начала именоваться 12–й дистанцией Белорусской железной дороги. По узкоколейке в колхозы доставлялись новая техника, минеральные удобрения, вывозился в Новоельню выращенный урожай.

— Два раза в день, — дополняет рассказ Гайбы Борис Адамович Шагидевич, — к станции Любча ходили небольшие пассажирские поезда из 2 — 3 вагонов. Называли поезда «кукушками» — из–за сигналов, которые подавали машинисты.

Еще в 1961 году Новогрудский райком партии просил областные власти ходатайствовать перед правительством республики о строительстве широкой железной дороги от Новоельни до Новогрудка. Кстати, объем грузоперевозок по узкоколейке только в 1961 году составил 275,5 тысячи тонн. Но вместо какого–то положительного решения в середине 1960–х годов узкоколейку разобрали.

Несложно себе представить, какие проблемы могли быть решены, если бы, к примеру, железную дорогу проложили по такому маршруту — Новоельня — Новогрудок — Кореличи — Мир — Столбцы — Минск. Это позволило бы расширить и грузовые, и пассажирские перевозки, что, естественно, повлекло бы за собой и промышленный рост, развитие туризма... Да и просто поменяло бы жизнь в регионе. Но выходит, что навсегда уже закончилась история новогрудской стальной магистрали. Навсегда ли?..

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter