Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ради интереса и признания. Почему молодежь идет в науку и в ней остается?

В поисках открытий

Получив редакционное задание найти ответ на вопрос «Почему молодежь идет в науку?», я решила подойти к делу с дотошностью научного сотрудника и начать с самых истоков. Может быть, со школы? С каким удовольствием заслушивалась докладами школяров на заседании секции «Первый шаг в науку», ставшей частью конференции «Молодежь в науке» в НАН. Нет, давайте тогда уж с детского сада! Поверьте, выступления участников фестиваля «Я – исследователь», который уже несколько лет собирает воспитанников детских дошкольных учреждений и младших школьников Минской области, проходят не менее интересно и зрелищно. Поскольку все же большинство пытливых умов осознанно выбирает научную стезю в вузе, предлагаю начать именно оттуда.

Рисунок Анатолия Щеголева

У каждого свой путь в мир исследований и открытий. Одни так увлекаются темой курсовой, что из нее выходит отличный дипломный проект. А там, глядишь, и до кандидатской недалеко. Другие добросовестно готовят доклады для студенческих научно-практических конференций в надежде получить хорошую отметку в зачетку. Третьи зависают в исследовательских лабораториях и творческих мастерских, помогая преподавателям в работе над реальными проектами. Что движет этими ребятами? Проректор по научной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Юрий Романовский называет несколько мотиваторов:


– Самый сильный – личный пример. Преподаватели, занимаясь исследованиями, демонстрируют возможности, которые открываются для тех, кто планирует связать свою жизнь с наукой. С одной стороны, это отличный шанс реализовать себя, получить моральное удовлетворение от результатов своего труда. С другой – неплохо при этом заработать. Мы привлекаем студентов и к выполнению научных исследований по реа­лизации государст­вен­­ных программ, и для работы по хоздоговорам с организациями и предприятиями. 

Найти занятие по душе может каждый начинающий исследователь: в университете ежегодно проходит более 45 научных и научно-практических конференций, в которых принимают участие и ребята из других вузов. 
Ведь в научной работе важно не только добиться результата, но и иметь возможность поделиться им с коллегами. 
К слову, обучающиеся могут получить средства на участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе зарубежных, из Фонда поддержки талантливой и одаренной молодежи. А если появилось желание коммерциализировать свою научную разработку, добро пожаловать в Фонд инновацион­ного развития, где вам готовы выделить до 30 тысяч рублей. Воплотить инновационные идеи и открыть собственное дело помогает студия проектов и стартапов, созданная в университете в 2019 году. С 2020-го в ГрГУ им. Янки Купалы проводится конкурс студенческих научных объединений, научно-исследовательских лабораторий, кон­структорских бюро. 

Юрий Романовский уверен, что, помимо вовлечения молодежи в научно-ис­следовательскую и инновационную деятельность, не менее важно научить ребят продавать свои разработки:

– У нас действуют Центр трансфера технологий и Научно-технологический парк, среди 13 резидентов которого шесть компаний созданы студентами и преподавателями вуза. В 2021-м планируем ввести в эксплуатацию вторую очередь Научно-технологического парка.



А что думают по этому поводу сами студенты? Своими впечатлениями со мной поделился третьекурсник факультета радиотехники и электроники БГУИР Вадим Ганчук, который в конце прошлого года завоевал диплом I степени на Всероссийском смотре-конкурсе курсовых работ «Я PROбую себя в науке»: 

– Наука – это невероятно увлекательно! Ты пропускаешь через себя существующие знания, анализируешь и формируешь собственные, чтобы поделиться ими с другими. Тема моей курсовой по педагогике – воспитательная работа с учебной группой в учреждении высшего образования. В практической части я предложил игру с викториной «В трезвости – сила!». 

Свою разработку Вадим апробировал в 2020-м во время факультетского ивента, направленного на популяризацию ЗОЖ. Вадим рад, что результаты его исследований нашли практическое применение в образовательном процессе вуза. А вот о том, в каком направлении двигаться дальше, выпускник пока не определился:

– Учусь на последнем курсе и работаю в сфере информационных технологий. Пока думаю, чем хочу заниматься после получения диплома: продолжать учебу или погрузиться в работу.
Главным доводом для выбора в пользу науки становится мощная государственная поддержка. 
Судите сами: молодые ученые в нашей стране получают гранты на выполнение научных исследований за счет республиканского бюджета, пре­мии за досрочную защиту диссертации, стипендии Президента аспирантам и талантливым молодым ученым. И это не говоря уже о бесплатном обучении, зарубежных стажировках и многих других возможностях. 

Важным инструментом реализации государственной политики в молодежной среде стали Советы молодых ученых. Они активно поддерживают молодых исследователей, помогают при подготовке публикаций, доносят проблемы молодежи до руководства. Одну из инициатив, к примеру, обсуждали недавно на общем собрании Совета молодых ученых, которое состоялось в Национальной академии наук. Ее суть – создать единую информационно-коммуникационную площадку по подготовке диссертационных работ. Представляя проект, председатель Совета молодых ученых отделения биологических наук НАН Виктория Головенчик объяснила, почему она так необходима:

– Многие часто сталкиваются с отсутствием информации – по учебе в аспирантуре, по требованиям, которые предъявляются к написанию диссертации. Зачастую это удерживает молодых ученых от участия в подготовке диссертационных работ.

Нужно, чтобы молодежь шла в науку. Важно, чтобы она в ней оставалась.

uradova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter