АТН - 25. Почему ведущие прямых эфиров не пользуются лифтом и как можно стать репортером без профильного образования
11.01.2020 12:51:00
Людмила МИНКЕВИЧ
Самое оперативное и мобильное подразделение Белтелерадиокомпании — Агентство телевизионных новостей — отмечает свое 25-летие. Сказать, сколько информационных выпусков, цикловых программ и спецпроектов подготовила команда АТН за четверть столетия, пожалуй, не возьмется никто. Ежедневно ее передачи выходят на телеканалах «Беларусь 1» и международном спутниковом «Беларусь 24», контент востребован и на других каналах медиахолдинга. Всегда интересные темы, выверенные тексты, цепляющий видеоряд… Что стоит за красивой картинкой, которую видят зрители?
— Каждый человек — маленькое звено одной крепкой цепи. Каждый понимает свою зону ответственности и четко представляет поставленную задачу. Сюжет или программа — итог коллективного труда. Важна работа всех: и редактора, и инженера видеомонтажа, и звукорежиссера, и оператора. Подвести не должен никто. Иначе нас не оценит зритель.
— Собрали лучшие силы Белтелерадиокомпании, тех, кто готов был самоотверженно работать в информации. Сохранили костяк предыдущей структуры. Симбиоз опыта и молодости начал давать свои результаты. Росли, развивались — открыли свои корреспондентские пункты по стране, наладили связи с зарубежными телекомпаниями и международными организациями, — рассказывает Алла Федоровна. — Это позволило расширить географию новостей, стать мобильнее. Я с большой любовью и благодарностью вспоминаю всех, с кем довелось работать за все эти годы. Многие из них сегодня трудятся в разных областях. Это уникальные люди — профессионалы своего дела. Кто-то уже на отдыхе. А кого-то, к большому сожалению, мы потеряли…
В настоящее время в распоряжении АТН собственная территория — аппаратные, студии на Макаенка, 9. А первоначально, вспоминает Алла Рижкевич, все ютились в здании телецентра на улице Коммунистической:
— Это сегодня современные технологии позволяют нам отслеживать весь производственный процесс, практически не вставая с рабочего места. А тогда было время видеомагнитофонов и кассет. На одном этаже на такие кассеты приходилось монтировать, отсматривать материал, а затем стремглав нестись по лестнице на другой этаж в другой конец коридора, чтобы успеть в эфир. Со стороны это смотрелось как нечто ненормальное, но знающие люди всегда относились с пониманием и прижимались к стеночке, уступая дорогу...
Чтобы быть репортером, не обязательно иметь профессиональное образование. В АТН с профильным дипломом далеко не все из творческой команды. Есть и экономисты, и архитекторы, и бухгалтеры... Куда важнее диплома внутренние качества и способности специалиста. Сергей Хаментовский говорит, что в новостях может работать человек грамотный, думающий, интересующийся и готовый взять на себя ответственностьСейчас в этом уже нет необходимости. А вот правило для ведущих новостей в день эфира пользоваться только лестницей осталось. Застрянет лифт — кто выйдет в эфир?
Однако, несмотря на упрощение производственного процесса, и в ХХI веке делать новости нелегко.
Видеоинженер Евгений Коробов.
А еще важно не останавливаться в развитии. Застынешь — начнутся проблемы. Но это точно не про АТН.
— Мы серьезно перевооружились за последнее время, — рассказывает главный директор АТН Сергей Хаментовский. — Четыре года назад постарались максимально автоматизировать процесс производства новостей — поставили современный монтажный комплекс. В прошлом году модернизировали студию «300 метров». Если раньше была задействована только треть студии, то теперь для создания информационного контента используется каждый ее сантиметр. Применяются новые системы подвеса декораций и светового оборудования, а камеры перемещаются по всему периметру съемочной площадки благодаря роботизированной системе контроля движения камеры. Студия работает на 360 градусов, что позволяет совсем по-другому делать новости и реализовывать самые креативные идеи для собственных оригинальных проектов.
Сергей Хаментовский.
В день АТН делает восемь информационных выпусков. Есть возможность оперативного вбрасывания новостей. Но чтобы конкурировать с онлайн-каналами, в планах у руководства — создание серьезной дирекции интернет-новостей.
— Контент, который мы производим для телеэфира, совершенно не годится для интернета. Его надо адаптировать. А лучше сразу создавать совершенно другой продукт с зацепкой для интернет-пользователя, — объясняет Сергей Хаментовский. — Уже пробуем работать в этом формате. Запустили собственный telegram-канал. Сейчас это маст-хэв. В нем многие новости появляются даже раньше телеэфира. Обзавелись и своим мобильным приложением — «Новости АТН».
В гримерке Ольга Медведь и гример Карина Гильнич.
Помимо новостей, сотрудники АТН делают около 40 спецпроектов. Среди них — «Главный эфир», «Панорама», «Зона Х», «Сфера интересов», «Клуб редакторов», «Актуальное интервью», «На контроле Президента», «Беларусь помнит», «Новости экономики», «Специальный репортаж», «Поколение.by».
— Поняли, что люди, которые годами работают в новостях, могут быстро перегореть. Ведь новости — своего рода конвейер. Каждый день ты делаешь одну и ту же работу. Чтобы этого не произошло, позволили репортерам участвовать в спецпроектах. Любой может заявить тему, уехать на съемки на пару дней, перезагрузиться, а заодно сделать качественный материал, который порадует зрителя. Мы бережем свои кадры. Ведь какие бы современные технологии ни появлялись, новости все равно делают люди.
Оператор Вячеслав Красовский.
mila@sb.by