Министр обороны: наша главная задача — не допустить агрессии и войны в Беларуси

В интересах национальной безопасности

Как только Запад не показывал свой лицемерный оскал. Как только не бряцал оружием у наших границ. Объявив свой «крестовый поход на Восток», надеялся проглотить и Беларусь. Подавился.

О том, что и почему происходит сейчас у наших рубежей, какова в целом военно-политическая обстановка и какие выводы мы сделали, — в эксклюзивном интервью министра обороны генерал-лейтенанта Виктора Хренина.


Для белорусов главное — безопасность

— Эти встречи, когда руководители силовых ведомств рассказывали людям о военно-политической обстановке в стране и у наших границ, очень важны. Особенно для жителей приграничья. Что интересует граждан, какие вопросы они вам задавали?

— Решение о такой форме информирования населения принял Глава государства после докладов руководителей силовых ведомств о складывающейся обстановке. Главнокомандующий сказал, что эти данные нужно донести нашим людям. Что и было сделано. Причем мы не корректировали свой доклад: граждане услышали то же, что и Президент.

Белорусов в первую очередь интересует безопасность, а значит, стабильность и понимание того, как жить дальше. Спрашивали, что для этого делается и все ли сделано, как вести себя в той или иной ситуации... Вопросов было много, и мы на них честно и открыто ответили.


— Ну и люди же отлично видят, что у западных границ — военная техника, наращивание военных сил, видят провокации южной соседки.

— Белорусы — народ умный, они видят, что к чему. Сопоставляют факты, анализируют и делают выводы. Поэтому важно вооружить людей достоверной, оперативной информацией о складывающейся военно-политической ситуации, вооружить конкретными фактами, цифрами. Рассказать о том, что происходит у наших границ и какие меры предпринимаются силовым блоком страны.

Военное ведомство должно обладать оперативными данными, чтобы не допустить вооруженного вторжения, агрессии в отношении нас. Поэтому мы отслеживаем обстановку у соседей, в той же Украине, странах Балтии… Которых, кстати, все еще называем соседями, а они нас — противником, к примеру, в ходе своих учений. Однако это ведь не позиция граждан государств, они как раз все видят и понимают. Враждебно их руководство, именно оно начало так называемый «крестовый поход на Восток».

Выводы мы делаем. Из событий и 2020, и 1941 годов. Нечто подобное тому, что происходило у наших границ перед Великой Отечественной, видим и сегодня. Давайте вспомним, что нам обещали после распада Советского Союза? Что не будет продвижения НАТО на Восток. Хорошо. А что мы теперь видим? Натовские войска возле Беларуси. Агрессором нашу страну называют, хотя не могут привести ни одного факта в подтверждение… В общем, лицемерие и наглая ложь.


— Президент не раз говорил: «Мы — миролюбивое государство. Мы не хотим воевать, но готовы защищать свою Родину». Вопрос: все ли мы сделали в этом направлении, достаточно ли принятых мер для обеспечения безопасности?

— Главнокомандующий неоднократно говорил, что Беларусь является миролюбивой и доброжелательной страной. И это не просто слова, это факт, доказано на деле. Мы никому не угрожаем и по-прежнему хотим мирно, спокойно жить в своем доме, в сотрудничестве и в хороших отношениях со всеми соседями.

Вооруженные Силы — это не инструмент ведения войны, а инструмент ее недопущения. И мы, люди в погонах, готовы сделать все, чтобы сохранить мир и безопасность на белорусской земле. Исходя из складывающейся обстановки, реализуем комплекс превентивных мероприятий противодействия вызовам и угрозам. Делаем это профессионально, с задачами справляемся.


Нас опять пытаются обвинить в сотрудничестве с Россией. И это при том, что наши страны связывает многовековая история, дружба, а зачастую и семейное родство. Наши народы всегда помогали друг другу в трудную минуту, мы вместе защищали свободу и независимость, боролись с внешними врагами, трудились рука об руку. Так вот те, кто использует такого рода обвинительную риторику, пусть посмотрят вокруг.
Сегодня ни одно государство не может в одиночку обеспечить безопасность. Посмотрите на наших северо-западных соседей, которые размещают у себя военные базы, американские и натовские воинские формирования как на постоянной, так и на ротационной основе, совершенствуют военную инфраструктуру и так далее.
Да, прежде всего мы рассчитываем на себя. Однако мы понимаем, что, если понадобится помощь, у нас есть надежный союзник. Поэтому продолжим принимать совместные меры для предотвращения военных угроз Союзному государству. При этом хочу напомнить слова Главнокомандующего: «Биться, бороться и умирать мы будем на нашей земле».

Вы спросили, все ли мы сделали? Если сказать «все сделали», это самоуспокоиться. Конечно, еще нужно многое сделать, и мы этим занимаемся. Самое главное — мы видим проблемы, решаем их и движемся вперед.


Они не хотят мира, они стремятся к войне

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— К Беларуси у коллективного Запада свои счеты. Причем уже давно: четверть века им мешает та политика, которую мы проводим. Именно поэтому в Европе сохраняется 35‑тысячная группировка войск НАТО, из которой большая часть — около 25 тысяч — в сопредельных с Беларусью странах… В ближайшее время не следует ожидать снижения напряженности. Напротив, Россия нарастит усилия в специальной военной операции. Запад в своей войне с ней будет стремиться еще больше вооружать Украину.

Во время совещания по вопросам военной безопасности, 4 октября 2022 года.
— Запад давно уже не скрывает свои приготовления к ведению военных действий. Как это выглядит сейчас? Как вооружаются Польша, страны Балтии?

— Обстановка вокруг Беларуси остается непростой. Этому способствуют провокационная политика и действия США и курируемого ими НАТО, которые фактически переводят мировую военно-политическую конъюнктуру в ультимативный диалог с позиции силы. Прямым следствием данной тенденции является усиленная милитаризация территорий вблизи нашей границы, а также в целом Европы.


В частности, продолжается беспрецедентное наращивание присутствия американских и натовских воинских формирований в Восточно-Европейском регионе, в том числе на территории сопредельных с нашей страной государств под псевдолозунгом защиты от «угрозы с Востока». Уже сейчас в Европе постоянно находятся более 60 тысяч военнослужащих США, а также около 36 тысяч в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более 22 тысяч сконцентрированы в Польше и странах Балтии. Помимо сухопутной группировки, в еврозоне создана авиационная, которая уже сейчас насчитывает свыше 2200 боевых самолетов (в том числе в сопредельных странах около 140).
Сопредельные государства основные усилия сосредоточили на повышении оборонных расходов, увеличении численности национальных вооруженных сил, интенсификации поставок в войска современных ударных вооружений, совершенствовании военной инфраструктуры.
К примеру, Польша планирует повысить финансирование оборонной сферы до 3 процентов от ВВП уже в 2023 году (в этом году — 2,2 процента), увеличить численность национальных ВС до 300 тысяч военнослужащих (до 250 тысяч профессиональных военнослужащих (сейчас — 115,5 тысячи) и до 50 тысяч приписного состава войск территориальной обороны (сейчас — около 27 тысяч).
СПРАВОЧНО

Кабинет министров Латвии одобрил предложения министерства обороны об увеличении военного бюджета до уровня 2,5 процента от ВВП к 2025 году  (в 2022 году ассигнования запланированы на уровне 2,23  процента — около 700 млн евро).

Руководство Литвы рассматривает возможность увеличения оборонных расходов в нынешнем году на 300 млн евро, что составит 2,52  процента от ВВП (изначально на эти нужды предполагалось выделить 1,18 млрд евро (2,05  процента от ВВП).

Более того, польское руководство намерено ускорить приобретение ударных вооружений американского и южнокорейского производства (США — многоцелевые истребители пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2» (32 единиц), РСЗО «Хаймарс» (3 дивизиона, в том числе с ОТР АТАКМС), ЗРК «Пэтриот» (8 батарей), танки «Абрамс» (250 единиц M1A2 SEPv3); Южная Корея — танки К2 «Черная пантера» (180 единиц), самоходные гаубицы К9 «Тандер» (более 212 единиц), РСЗО К239 (288 единиц), учебно-боевые самолеты FA-50 (48 единиц).
Одним из важных направлений оборонного строительства восточноевропейских государств является совершенствование военной инфраструктуры, прежде всегов интересах расширения возможностей по приему и размещению иностранных воинских контингентов. При этом основным содержанием деятельности наших западных соседей в данном направлении является модернизация аэродромов, военно-морских бази портов, создание передовых баз для заблаговременного размещенияи хранения техники, вооружения и материальных средств (в первую очередь в интересах ВС США), реконструкция учебных центров и полигонов для обеспечения деятельности воинских контингентов ОВС НАТО.



Уже завершена модернизация большинства аэродромов Польши и стран Балтии (Мальборк, Познань-Кшесины, Мирославец, Миньск-Мазовецки, Ласк (Польша), Лиелварде (Латвия), что в совокупности обеспечивает базирование на них до 200 боевых самолетов. Продолжаются мероприятия по совершенствованию и других объектов (аэродромов Повидз, Краков-Балице, Демблин, Свидвин (Польша), Зокняй (Литва), Эмари (Эстония). Активно модернизируются военно-морские базы и порты, что повышает возможности по приему грузов военного назначения, десантных и ударных кораблей альянса.

В Польше создается передовой плацдарм для хранения техники и запасов материальных средств ВС США (Повидз). Обновляются учебные центры и полигоны для обеспечения деятельности воинских контингентов НАТО («Дравско», «Ожиш», «Жагань», «Демба», «Венджин» (Польша), «Пабраде», «Гайжюнай» (Литва), «Адажи» (Латвия).


В этих условиях постоянно расширяются масштабы и повышается интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки на территории сопредельных с Беларусью стран с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств (2021 год — более 230 учений, задействовалось свыше 320 тысяч человек и около 20 тысяч единиц ВВСТ; 2022 год — около 280 учений, более 500 тысяч человек и 27 тысяч единиц военной техники).

Анализ показал, что Запад отрабатывает вопросы наступательного характера и Беларусь с Россией уже напрямую рассматриваются в качестве противника.
Ведется разведка. Отмечается высокая интенсивность полетов разведывательной авиации США и их союзников, в том числе у границ Беларуси, с задействованием всего имеющегося арсенала — от стратегических разведчиков до самолетов тактической авиации и беспилотных летательных аппаратов.


Интенсивность ведения разведки против нашей республики возросла с 30 самолето-вылетов в неделю в 2021 году до 65 — 70 — в 2022‑м.
Если обобщить эти факты, рассматривая комплекс мероприятий США и НАТО военного характера по сдерживанию так называемой угрозы с Востока, то можно констатировать: идет подготовка к ведению военных действий на восточном направлении. Мы это видим и делаем соответствующие выводы. «Цветная революция» в Беларуси не удалась, но вопрос с повестки не снят, и лицемерная борьба против нас и России продолжается.


— Спровоцированный Западом конфликт в Украине несет угрозу безопасности нашего государства. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на этом направлении и какие выводы мы сделали из российской спецоперации?

— Конфликт вблизи наших южных границ не может не отразиться на военной безопасности страны. Он является очагом напряженности во всем регионе и представляет собой внешнее проявление глобального противостояния между Западом и Востоком.
Анализ хода спецоперации в Украине показывает прямую заинтересованность стран Запада: во-первых, в затягивании военного конфликта с целью ослабления России, во-вторых, в готовности воевать руками украинцев вплоть до «последнего солдата».
Это подтверждается беспрецедентной поддержкой США и коллективным Западом Украины практически во всех сферах, непрекращающимися финансовыми вливаниями, накачиванием украинской армии современными образцами вооружения и техники.


Также страны Запада обновляют вооружение через утилизацию устаревших образцов, поставляемых в рамках оказания военно-технической помощи, а также используют территорию Украины в качестве испытательного полигона. Кроме того, Запад ведет в Украине подготовку националистических воинских формирований типа «батальона Калиновского», полка «Погоня», которые получают там опыт реальных боевых действий и могут быть использованы против нашей страны с целью силового захвата власти в Беларуси.


Привлечение Украиной дополнительных сил для несения службы на границе, задействование подразделений национальных вооруженных сил, формирований территориальных войск вблизи рубежей нашего государства создают риски провокаций, способных перерасти в приграничные вооруженные инциденты.

С учетом этих факторов Министерством обороны уточнены отдельные вопросы строительства и развития Вооруженных Сил, содержания их подготовки. Совместно с российскими коллегами реализуется комплекс мер по обеспечению военной безопасности Союзного государства.

О региональной группировке войск, мобилизации, народном ополчении

— Какие задачи сейчас стоят перед региональной группировкой войск?

— Что такое региональная группировка войск? Это сложный организм с множеством составляющих, с органами управления, силами, войсками, материально-техническим обеспечением. Мы уже провели различные учения, в том числе с боевой стрельбой и пусками зенитных управляемых ракет, а также тактико-специальные занятия с отработкой вопросов инженерного оборудования районов и рубежей, организации связи, охранения и так далее. Отрабатывались разные варианты противодействия возможным вызовам и угрозам, а также различные подходы в применении региональной группировки войск. Она может быть развернута как поэтапно, так и сразу целиком. Сейчас мы действуем поэтапно. Это адекватная реакция на действия НАТО в регионе и демонстрация нашей решимости защищать свою землю, Союзное государство. Сами же задачи региональной группировки не менялись. Как и прежде, они носят оборонительный характер.


— Безусловно, мы анализируем опыт соседей по проведению мобилизационных мероприятий. В первую очередь это вопросы, связанные с воинским учетом граждан, состоящих в запасе, в том числе определением количественного и качественного состава имеющихся ресурсов. Это нужно для понимания ситуации и рационального подхода в обеспечении обороны и военной безопасности.
Не раскрою военной тайны, напомнив, что задача Вооруженных Сил — это обеспечение боевой и мобилизационной готовности. Мобилизационные сборы мы проводим уже сколько лет подряд. Мобилизация для нашей республики очень важна, хотя бы с той точки зрения, что мы ведь не содержим армию в тех масштабах, которые нужны для отражения агрессии. Экономика страны не выдержит. Поэтому мы определились с той численностью, которая оптимальна с учетом мобилизационного ресурса, подготовки населения.


Проверка учетных данных военнообязанных в стране идет систематически и планово. Да, в связи с поручением Главнокомандующего работа в этом направлении усилена. Граждан вызывают в кадровые органы по месту работы и учебы, в военные комиссариаты, их обособленные подразделения и местные органы власти, где в беседе уточняются необходимые данные. Так что поводов для беспокойства нет.
Основную работу по проверке учетных данных военнообязанных мы планируем завершить до конца этого года. Однако уже могу сказать, что проверено более миллиона военнообязанных. Граждане абсолютно спокойно на это реагируют, приходят в комиссариаты и сверяют свои данные.
Кстати, видим и от женщин повышенный интерес к получению элементарных навыков военной подготовки. Мы, говорят, хотим. Пожалуйста. В стране есть и система начальной военной подготовки, и центры допризывной подготовки. И на этом не останавливаемся, раз запрос есть.


Кроме того, учитывая свой опыт и опыт российских коллег, подкорректируем некоторые моменты и в законодательном плане. Сейчас идет активная работа по подготовке предложений для внесения изменений в ряд законодательных актов. Скоро они будут вынесены на рассмотрение парламентариев, обсуждение общественности.

— Какие задачи выполняют территориальные войска? И на какой стадии сейчас находится формирование народного ополчения?

— Войска территориальной обороны нашего государства — высокоорганизованный и обученный организм, оснащенный вооружением и подготовленным личным составом. В зависимости от складывающейся обстановки они способны решать широкий спектр задач — от охраны и обороны объектов гражданской инфраструктуры и выполнения мероприятий по обеспечению военного положения до участия в мероприятиях по усилению охраны участков государственной границы.


Что касается второго вопроса: сейчас совместно с заинтересованными госорганами проводится работа по определению правовых основ народного ополчения, порядка его комплектования и подготовки. Формироваться отряды будут в военное время из граждан, в добровольном порядке изъявивших желание служить в ополчении. Это могут быть не только граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, но и не состоящие на воинском учете.

Белорусская народная мудрость: не бряцать оружием, а договариваться

— Политики из США и Евросоюза разглагольствуют о ядерной войне практически ежедневно. Сообщалось, что организации Украины имеют поручения по созданию так называемой «грязной бомбы». В чем смысл ядерной стратегии, которая тянет мир к пропасти?

— Что такое ядерная стратегия? В теории это часть стратегии национальной безопасности государства, отражающая взгляды его военно-политического руководства на создание, развитие и применение ядерного оружия. Логично, что ядерные стратегии имеют ограниченное количество государств, обладающих таким оружием.


Всем ядерным стратегиям присуща национальная специфика. При этом их суть заключается в рассмотрении ядерного оружия как гаранта стратегической стабильности, национальной и военной безопасности, средства сдерживания и устрашения потенциального противника. То есть ядерные стратегии имеют оборонительный, а не наступательный характер и направлены на стратегическое сдерживание и предотвращение угроз национальной и коллективной безопасности.

В условиях обострения военно-политической обстановки в Европе отдельные западные политические деятели преднамеренно повышают градус ядерной риторики, а средства массовой информации, к сожалению, ее подхватывают и усиливают еще больше.
Вместе с тем, на мой взгляд, у военно-политического руководства всех ядерных держав все же есть понимание того, что победителей в современной ядерной войне не будет. Поэтому не нужно повышать градус напряженности в этом вопросе. Нужно успокоиться и сесть за стол переговоров. Напомню также, что сегодня из ядерных держав только США являются государством, которое дважды применяло ядерное оружие. Некоторым западным политикам надо чаще обращаться к эпитафиям, высеченным на памятнике в мемориальном парке мира в Хиросиме: «Спите спокойно, ошибка не повторится».

— Характеризуя военную политику Беларуси, вы сказали, что целесообразно не бряцать оружием, а сесть за стол переговоров. С кем мы готовы говорить и остались ли на Западе те, кто на это способен?
— Над репутацией миролюбивого и договороспособного государства Беларусь работала с первых дней своей независимости. Мы всегда проводили многовекторную и прозрачную внешнюю политику, придерживались основополагающих принципов международного права.
Необходимость сесть за стол переговоров в условиях эскалации военно-политической ситуации в Европе очевидна. Переговоры в любом случае начнутся, это закономерный итог любого конфликта. Однако каждый день промедления стоит человеческих жизней, не говоря уже о разрушении инфраструктуры, росте ненависти между целыми народами.


Негативные тенденции в двусторонних и многосторонних отношениях с отдельными государствами нарастали на протяжении ряда лет, достигнув кульминации в последнее время. Несмотря на то что нормой для западных и украинских политиков стали крайне некорректные формулировки в отношении высшего политического и военного руководства Беларуси, а также нашей страны в целом, готовность к диалогу по военной линии мы сохраняем и сегодня.
От наших западных коллег мы также получаем сигналы о готовности к переговорам, возврату к конструктивному диалогу по проблемам безопасности в регионе. К сожалению, мнение военных на Западе практически не учитывается. Судьбоносные для целых народов решения принимаются политическими силами, стремящимися к переделу мира чужими руками, и корпорациями, получающими прямую выгоду от очередного витка гонки вооружений.
Белорусский народ в отличие от многих других хорошо помнит, что значит жить в условиях войны и восстанавливать страну из руин после ее окончания. Поэтому в очередной раз могу повторить: мы готовы к переговорам и надеемся, что они начнутся как можно скорее. Мы исходим из того, что на Западе еще остались политические силы, способные адекватно оценивать военно-политические процессы, происходящие в мире. И все еще рассчитываем на их скорейшую положительную реакцию на наши призывы.


— Еще в 2020 году я увидела в вас человека, который сделает все для того, чтобы каждый в нашей стране чувствовал себя в безопасности. Увидела руководителя, у которого есть план действий. Каков этот план сейчас?

— План действий прежний, в основе — наше государство. Да, на нас, руководителях ведомств, лежит ответственность. Главное для меня — сохранить суверенитет, независимость, территориальную целостность, конституционный строй. Я сам лично буду делать все для этого. И уверен, что у меня есть отличная команда, которая тоже сделает все для того, чтобы не повторились ни 2020‑й, ни 1941‑й. Чтобы мы дальше смогли спокойно жить и трудиться на нашей прекрасной земле. Так что продолжаем работать и выполнять поставленные задачи. Таков мой план.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter