В два счетчика
21.03.2014
Несмотря на то, что в советское время наши люди в булочную на такси не ездили, сами перевозчики чувствовали себя «в шоколаде». Прокатиться на автомобиле с шашечками было по цене делом доступным, другой вопрос, что таких машин не хватало. Сегодня автомобилей с желтыми номерами гораздо больше, добавились еще и нелегальные перевозчики, и при этом клиентов хватает на всех. Вот только сладкая жизнь, считают сами таксисты, у них закончилась. Низкая стоимость услуг, по их мнению, разорительна для таксобизнеса. Пассажиры также возмущены: при действующей с 25 февраля минимальной таксе 4,9 тыс. рублей за километр пути многие водители на деле считают оплату за поездку по собственному тарифу — 6—7 тыс. за километр.
Так что поневоле вспоминается известное выражение «Сколько таксисту денег ни дай, все равно лицо кислое». Действительно, оно сразу же приходит на ум, как только извозчики в очередной раз начинают говорить о необходимости повысить тарифы…
Объективно оценить, правы таксисты, требующие «прибавки», или их клиенты, возмущенные грабительскими ценами, непросто. Ясно только одно: по официальной минимальной таксе сегодня мало кто ездит. Недавно возле гипермаркета услышала возмущенные речи водителя, которому потенциальный клиент предложил заплатить 50 тыс. за расстояние меньше 7 километров! Таксист ему грубо отказал, так как «себе дороже за такую цену ехать». Страшно подумать, что на такое предложение ответили бы водители, дежурящие денно и нощно возле железнодорожного вокзала. У этих «перевозчиков» расстояние 5 километров обходится минимум в 100 тыс. рублей…
В январе на одном из заседаний Мингорисполкома была озвучена задача: навести порядок на рынке перевозок такси накануне чемпионата мира по хоккею. Контроль за «перевозчиками с шашечками» усилили не только в ГАИ, но и в транспортной, налоговой инспекции, центре гигиены и эпидемиологии…
Но перевозчики все равно жалуются: действующие расценки никак не соотносятся со стоимостью обслуживания автомобиля, расходами на топливо и желанием накопить на новые машины. На одном из специализированных сайтов, где в форумах в свободное от поездок время общается немало таксистов, даже стали всплывать примерные калькуляции, сколько работникам «зеленого огонька» нужно для полного счастья. Мол, у них минимум $ 1400 ежемесячно уходит на текущие нужды, и только то, что свыше означенной суммы, — это уже прямой заработок.
Сейчас в компаниях ОАО «Легавтотранс» и ПЧУП «Спецлегмонтаж» рассчитывают, сколько должен стоить в Минске километр проезда во время чемпионата. Новый тариф начнет действовать уже в конце марта, а сумма, действительная на 1 апреля, будет «заморожена» до 1 июня. Оптимальный вариант, о котором мечтают таксисты, — стоимость километра будет приравнена к стоимости литра топлива, то есть в среднем 8,8—9,6 тыс. рублей. Такой расчет, по их мнению, помог бы им покрыть все необходимые выплаты и расходы на текущее обслуживание автомобиля. Мнения пассажиров на этот счет разделились. Большинство считают, что запросы таксистов чрезмерно завышены и живется им неплохо и при действующем тарифе. Другие поддерживают перевозчиков: рост стоимости проезда вполне соответствует росту остальных цен. Правда, сочувствующие тут же уточняют, что готовы платить и дороже, но взамен требуют адекватного к себе отношения. Таксистам рекомендуют обновить автопарк, начать чистить салоны, не курить там, да и самим иметь соответствующий приличный вид.
---------------------------------------
---------------------------------------
Языком цифр
Сколько сегодня такси работает в стране, подсчитать точно не может никто. По словам представителей Министерства транспорта и коммуникаций, число лицензий на эту деятельность составляет примерно 3,9 тыс., но это, в общем-то, особо ни о чем не говорит. Следует понимать, что лицензия выдается на официального перевозчика, а не конкретного таксиста. А значит, по одной лицензии могут колесить десятки автомобилей с шашечками. Вместе с тем в Минтрансе отмечают, что приблизительное число таких машин в Минске — около 8 тыс. Для сравнения: в 1980 году в Минске насчитывалось около 1,8 тыс. такси.
В СССР в том же году 1 километр проезда в такси стоил 20 копеек, такая же была цена и литра бензина АИ-93. Сегодня таксисты мечтают вернуться назад в восьмидесятые. Во времена, когда личных автомобилей на душу населения было гораздо меньше, такси пользовалось спросом и было более рентабельным.
На крупном форуме таксистов «Taxist.by» тема стоимости проезда обсуждается довольно горячо. Согласно анонимному опросу, проведенному ресурсом, 66 % перевозчиков завышают тарифы, поскольку действующие считают «разорительными», и только 34 % водителей работают исключительно по тарифам службы.
---------------------------------------
Дайте слово
Таксист Олег: «Первые два месяца, как ушел из диспетчерской службы, тариф у меня был 8—8,5 тыс. за километр, минимально брал 50 тыс. Последние полтора месяца вожу по 10—12 тыс., минималка — 60 тыс. Все забито в таксометр, в салоне висит бедж с тарифами, и ни один человек еще не плакался».
Таксист Дмитрий: «Сегодня ночью узнал, из-за чего или кого нас называют рвачами. Машина, которую подали прямо ко входу одного из клубов, 4 километра до другого клуба проехала за 230 тысяч! Не то что мне завидно было, но даже вокзальные таксисты должны нервно покуривать от такого тарифа».
Таксист Сергей: «У меня вопрос: почему диспетчерские службы навязывают нам свои копеечные тарифы? Что это за цены такие — 40 тысяч за 10 километров? Уже полгода работаю без диспетчеров, просто «от борта», в итоге экономлю лишние $ 120 в месяц, да и пробег теперь в 3 раза меньше».
---------------------------------------
Кстати
На заседании Президиума Совета Министров, на котором рассматривался вопрос готовности нашей страны к проведению ЧМ-2014 по хоккею, председатель Мингорисполкома Николай Ладутько подчеркнул: будет наведен достаточно жесткий порядок в организации работы такси в районе аэропорта и железнодорожного вокзала. Серьезные требования будут предъявлены к форме одежды водителей и санитарному состоянию салонов. На вокзалах появится информация относительно реальной стоимости услуг такси. «Чтобы за Br 300 тыс. не возили туристов на расстояние 200 метров», — подчеркнул мэр. Также, по словам председателя Мингорисполкома, на время чемпионата будет организовано дежурство маршрутных такси в Национальном аэропорту Минск, которые будут доставлять гостей форума к местам проживания.