Устранить рынок коррупционных услуг
10.11.2009
Такую задачу поставило перед правоохранительными органами Республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией
У директора Бобруйского унитарного предприятия «Комбинат железобетонных изделий» имелись серьезные проблемы с исполнением закона. Тем не менее он был назначен на более высокую должность — заместителя председателя Бобруйского горисполкома. И здесь вовсю проявил себя, усовершенствовав механизм получения преступной наживы.
Преступная организация под руководством зампреда горисполкома похитила денежных средств комбината железобетонных конструкций на сумму 756 миллионов рублей. О подробностях этого уголовного дела «Р» недавно уже писала. Генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич считает его одним из самых громких коррупционных дел последнего времени. Среди прочих прокуратура ищет ответ и на такой вопрос: почему стало возможным продвижение по служебной лестнице далеко не законопослушного человека?
Такого рода нелицеприятные и острые вопросы поднимались на Республиканском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией. Если говорить обобщенно, на нем искали ответ на главный вопрос: кто и что порождает коррупционеров? Противодействие коррупции в силу ее разрушительного и деградирующего воздействия на систему власти и управления, социальные и экономические процессы остается одним из главных направлений государственной политики, отметил выступивший на совещании с докладом заместитель Генерального прокурора Виктор Конон.
В последнее время прослеживается тенденция снижения общего количества совершенных преступлений. А вот количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 20 процентов. Около трети из них — взяточничество. Почти наполовину больше, чем год назад, выявлено хищений путем злоупотребления служебными полномочиями. Больше всего таких преступлений совершено должностными лицами: юридических лиц без ведомственной подчиненности (340), органов власти и подчиненных им структурных подразделений (176).
Принимаемые меры в основном носят пресекательный и запретный характер и не затрагивают структурных преобразований системы деятельности государственного управления, исключающих или блокирующих возможность возникновения рынка коррупционных услуг. Не создана система первичного контроля за фактами коррупционного поведения потенциально рискованных субъектов управленческой деятельности, не обеспечивается система оперативного отстранения таких лиц от занимаемых должностей. Данные официальной статистики указывают лишь на активность органов, осуществляющих уголовное преследование лиц, уличенных в коррупционных преступлениях. Но и они порой допускают нарушения законодательства об оперативно-разыскной деятельности и уголовно-процессуального законодательства.
Проанализировав причины недостатков и упущений такого рода, Республиканское координационное совещание приняло решение о безотлагательном устранении их в дальнейшей работе. Совету Министров в первом полугодии нового года совместно с иными заинтересованными государственными органами необходимо разработать отраслевые программы по борьбе с коррупцией, принять меры по разработке Дисциплинарного кодекса государственных служащих.