Проект бюджета на 2015-й рассматривается в Президиуме Совмина
04.09.2014 21:41:00
Что год грядущий нам готовит? Об этом узнаем совсем скоро — проект республиканского бюджета на 2015-й на днях рассматривали на заседании Президиума Совмина. Смета планируемых расходов и доходов будет окончательно составлена и вынесена на рассмотрение депутатам. Ожидать чего-то исключительного вряд ли стоит. Среди уже озвученных приоритетов проекта — сохранение золотовалютных резервов, повышение зарплаты бюджетникам, реализация дополнительных мер, направленных на поддержку семей с детьми, продолжение поэтапного сокращения перекрестного субсидирования, а также сохранение господдержки реального сектора экономики.
Поэтому в некотором смысле логичным смотрится ряд предложений чиновников. В частности, в проекте закона предусмотрено повышение ставки подоходного налога с 12 до 13 %. При этом ставка НДС в нынешнем варианте проекта закона осталась без изменений, хотя Минфин уже инициировал ее увеличение до 22 % с одновременным уменьшением налога на прибыль с 18 до 15 %. У специалистов на это есть свои доводы.
В ведомстве ссылаются на общую тенденцию, когда нестабильная финансовая ситуация в мире и высокие риски подверженности внешним макроэкономическим шокам вынуждают делать ставку на более устойчивые источники пополнения доходной части бюджета. Корректировку уже сделали правительства целого ряда европейских стран. За последние 5 лет по такому пути пошли 14 стран Евросоюза, включая Великобританию, Польшу, Чехию, Румынию, Венгрию, Испанию, Италию, Грецию, Францию. Аналогичный вопрос рассматривается и в России — там хотят довернуть ставку НДС до 20 %.
А как же рядовой потребитель? Первая мысль — вырастут цены. И действительно, по предварительным оценкам Минэкономики, индекс потребительских цен может увеличиться на 1,8 %. В первое время предприятия могут ощутить недостаток оборотных средств из-за удорожания импорта и товаров внутреннего рынка. Увеличение ставки налога с 20 до 22 % приведет к единовременной дополнительной потребности плательщиков в оборотных средствах на уровне около Br 590 млрд.
При этом потери экспортеров удастся минимизировать быстрыми сроками возврата НДС из бюджета. Для крупных инвестиционных проектов уже предусмотрено освобождение от выплат по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров.
Увеличить ставки акцизов на все группы подакцизных товаров. В частности, на алкоголь, в том числе крепкий, — на 10 %, на табачные изделия — на 15—30 %, с сохранением трех ценовых сегментов, что позволит увеличить налоговую нагрузку на более дорогие сигареты. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10 % с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса. На другие группы подакцизных товаров — в среднем на прогнозный параметр инфляции, то есть на 12,5 %. Ставки акцизов на пиво в целях стабилизации финансового положения предприятий пивоваренной отрасли планируется сохранить на уровне 2014 года.
Проиндексировать ставки налогов, установленные в белорусских рублях с целью адаптации к инфляционным процессам. Это касается, в частности, земельного, экологического налогов, единого налога с ИП.
Увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25 %. Поднять ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении неэффективно используемого государственного имущества. В целях расширения ресурсной базы бюджетов предлагается ввести специальный сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в стране.
Поэтому в некотором смысле логичным смотрится ряд предложений чиновников. В частности, в проекте закона предусмотрено повышение ставки подоходного налога с 12 до 13 %. При этом ставка НДС в нынешнем варианте проекта закона осталась без изменений, хотя Минфин уже инициировал ее увеличение до 22 % с одновременным уменьшением налога на прибыль с 18 до 15 %. У специалистов на это есть свои доводы.
В ведомстве ссылаются на общую тенденцию, когда нестабильная финансовая ситуация в мире и высокие риски подверженности внешним макроэкономическим шокам вынуждают делать ставку на более устойчивые источники пополнения доходной части бюджета. Корректировку уже сделали правительства целого ряда европейских стран. За последние 5 лет по такому пути пошли 14 стран Евросоюза, включая Великобританию, Польшу, Чехию, Румынию, Венгрию, Испанию, Италию, Грецию, Францию. Аналогичный вопрос рассматривается и в России — там хотят довернуть ставку НДС до 20 %.
А как же рядовой потребитель? Первая мысль — вырастут цены. И действительно, по предварительным оценкам Минэкономики, индекс потребительских цен может увеличиться на 1,8 %. В первое время предприятия могут ощутить недостаток оборотных средств из-за удорожания импорта и товаров внутреннего рынка. Увеличение ставки налога с 20 до 22 % приведет к единовременной дополнительной потребности плательщиков в оборотных средствах на уровне около Br 590 млрд.
При этом потери экспортеров удастся минимизировать быстрыми сроками возврата НДС из бюджета. Для крупных инвестиционных проектов уже предусмотрено освобождение от выплат по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров.
Увеличить ставки акцизов на все группы подакцизных товаров. В частности, на алкоголь, в том числе крепкий, — на 10 %, на табачные изделия — на 15—30 %, с сохранением трех ценовых сегментов, что позволит увеличить налоговую нагрузку на более дорогие сигареты. Акцизы на автомобильное топливо предлагается поднять в среднем на 10 % с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса. На другие группы подакцизных товаров — в среднем на прогнозный параметр инфляции, то есть на 12,5 %. Ставки акцизов на пиво в целях стабилизации финансового положения предприятий пивоваренной отрасли планируется сохранить на уровне 2014 года.
Проиндексировать ставки налогов, установленные в белорусских рублях с целью адаптации к инфляционным процессам. Это касается, в частности, земельного, экологического налогов, единого налога с ИП.
Увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25 %. Поднять ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении неэффективно используемого государственного имущества. В целях расширения ресурсной базы бюджетов предлагается ввести специальный сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в стране.
Мария ДРУК