В Казахстане отменяют заочку в вузах. А как у нас?

Университеты увеличивают дистанцию

Любопытная новость в сфере образования пришла на днях из Казахстана: с 1 января следующего года в местных вузах не будет заочного образования. Ему на смену придут другие формы — к примеру, очное обучение с элементами дистанционного. О целесообразности заочки давно спорят и у нас, а в канун вступительной кампании и вовсе обсуждали предложение о переходе исключительно на платную форму такого обучения. Но в итоге пошли на менее радикальные меры и заметно урезали наборы как на бюджет, так и на платное. Но как анонсируемые перемены в казахстанских университетах отразятся на погоде в образовательном пространстве ЕАЭС?



В последнее время нередко возникают споры о том, каким должно быть заочное образование в Беларуси. Даже предлагая перевести его полностью на платную форму, представители вузов то и дело обращают внимание на то, что у каждого правила должно быть исключение. Скажем, неплохо бы оставить бюджетный набор для отдельных специальностей в той же атомной энергетике или в сельском хозяйстве. Или хорошо, когда продолжить обучение бесплатно может специалист, за плечами у которого колледж, а сейчас он ценный работник на производстве, где очередной этап образования — ступенька к карьерному росту.

При этом преподаватели отмечают: уровень подготовки заочников и очников чаще всего разнится. Да, учиться на заочном дешевле, но такой подход требует куда большей ответственности и самоорганизации от студента, к чему многие оказываются не готовы. А тут уже получаем очередной аргумент в пользу платной заочки: она могла бы стать еще и своеобразным фильтром, который преодолеют лишь те, кто действительно хочет повышать свой уровень знаний. А что в итоге? Начальник главного управления профессионального образования Минобразования Беларуси Сергей Касперович поясняет, что в этом году в государственных и частных вузах на заочку запланировали принять 18,3 тысячи абитуриентов — почти на 20% меньше по сравнению с прошлогодним набором:

— С этого года у нас действует правило, по которому поступить в заочную магистратуру можно лишь со стажем от 10 месяцев. Есть подобное предложение и для первой ступени получения высшего образования, но оно еще не реализовано. Не исключено, что изменения могут быть со следующего года. Сейчас же при поступлении на заочную бюджетную форму абитуриент должен работать по выбранной специальности, но требований к стажу нет, срок по нему не ограничен. На платной форме подтверждать трудовую деятельность не требуется.

Заочное обучение у нас, к слову, и так по большей части платное, а в некоторых частных вузах оно и вовсе преобладало над набором на очное отделение, но в этом году цифры подкорректировали в пользу дневного. При этом ситуация с заочной формой в тесной связке с трендами очного образования: что востребовано у одних, в почете и у других. Специалист поясняет: если на очное активно поступают на ИТ–специальности, экономику, правоведение, эти же направления выбирают и заочники. При этом и трудности с набором на заочное отделение были по специальностям технического и сельскохозяйственного профиля, на которые невысокие баллы на очном обучении.

К слову, у граждан Казахстана, а также Кыргызстана, России и Таджикистана есть два варианта поступления в белорусские вузы: на равных условиях с нашими абитуриентами, сдав ЦТ, а также по собеседованию, как иностранные граждане. Это касается и заочного обучения, то есть условный казахстанский абитуриент сможет получать высшее образование заочно в Беларуси. Другое дело, что это не самая популярная форма обучения у граждан других государств, так как возникают технические сложности: например, далеко и неудобно приезжать на сессию. Куда эффективнее, обращают внимание в Минобразования, дистанционная форма обучения, которую сейчас активно развивают наши университеты. Более того, в новой редакции Кодекса об образовании ее решили выделить как отдельную форму, наравне с очной и заочной.

Любопытным для иностранцев может стать и тот факт, что около трех десятков наших университетов сейчас в той или иной форме развивают обучение на английском языке, в том числе дистанционное. В свою очередь, в Казахстане, в сфере образования которого анонсируют замену заочки дистанционным обучением, опыт в этом направлении нарабатывается еще и в сотрудничестве с Беларусью. Нынешней весной совместный культурно–образовательный центр двух стран открылся в БГПУ им. М.Танка, партнером которого стал Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева. Здесь обещают интересные лекции от лучших преподавателей Казахстана и Беларуси, которые планируют транслировать в режиме онлайн на сайтах двух университетов.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter