Умники и умницы
26.04.2006
Если ребенок — вундеркинд, значит, это кому–нибудь нужно?
То и дело слышишь: ах, какие развитые нынче дети пошли. Спросишь у четырехлетнего малыша, как дела, так он вместо того чтобы смутиться и пролепетать дежурное «хорошо», выдаст что–то типа: «Как вам сказать, по–разному» или и того похлеще. Взрослые умиляются: «До чего ж умненький ребенок!» А родители, вдохновленные комплиментами, развивают кипучую деятельность, пытаясь вылепить из сына или дочки вундеркинда. Одним это удается, другие тратят усилия впустую. Но вот вопрос: чьи дети счастливее?
Компьютерные гении
Могилевчанина Володю Скуратовича с утра до вечера за книгами сидеть никто не заставлял. Он делал это по собственной инициативе, за что порой даже бывал наказан. Как только бабушка, перед сном читавшая внуку сказку, засыпала, 5–летний ребенок включал настольную лампу и продолжал читать сам. Примерно через полгода мальчик изучал уже не сказки, а научно–познавательные журналы и энциклопедии. И теперь все свободное время просиживает за книгами. Правда, есть у Володи — ныне одиннадцатиклассника Могилевского лицея Белорусско–Российского университета — и другая любовь — компьютер. Свой собственный родители подарили ему, когда мальчишке исполнилось 10 лет. В 13 Скуратович победил в республиканской олимпиаде по информатике. Причем среди более сотни соперников не было ни одного его ровесника, все — старшеклассники.
Жизнь не стоит на месте. В этом году на республиканской олимпиаде по информатике диплом I степени завоевал 11-летний мальчуган — пятиклассник гомельской СШ N 56
Гена Короткевич. До этого он дважды получал диплом II степени. Директор школы Андрей Вишневский своим учеником гордится: «Он уникальный. Башковитых одиннадцатиклассников, которые программированием зарабатывают на жизнь, на школьной олимпиаде по информатике обошел в два счета. А потом помогал учительнице проверять их работы. Да и по другим предметам у него полный порядок, побеждает на школьных олимпиадах по математике, английскому языку. И спортом занимается, мама только успевает отвозить его из одной секции в другую. При этом ребенок не перегружен, он очень шустрый, у него прекрасная память, вот и схватывает все на лету».
Вспоминайте иногда вашего студента
В родной деревне Браково, что под Могилевом, Ваню Сидоренко вундеркиндом звали с детства. А как по–другому, когда в 4 года ребенок уже пошел в школу. Ну да, первое время возился под партой с игрушечными машинками, но уже через полгода читал и писал не хуже, а то и лучше многих первоклашек–семилеток. А в 15 лет стал студентом Могилевского госуниверситета имени Кулешова.
— Вообще–то я мечтал о Военной академии, — признается парень, — но меня не взяли, сказали, мал еще. Да и с вузом проблема возникла, я ведь несовершеннолетний абитуриент был, без паспорта. Но ее, к счастью, решили.
Педагоги не скрывают: поначалу сомневались, осилит ли юное дарование сложную учебную программу, он ведь не куда–нибудь, на физмат замахнулся, а науки тут точные. Сидоренко не подвел. За 5 лет учебы не получил ни одной четверки, идет на красный диплом. С 3–го курса получает повышенную стипендию имени Франциска Скорины.
«Толковый парень, учится хорошо, пишет научные статьи, участвовал в международной математической конференции. Вот защитит дипломную работу, к нам же и вернется, собирается поступать в аспирантуру», — рассказывает заведующий кафедрой математического анализа Могилевского госуниверситета Николай Морозов.
20–летний Ваня на умника–зануду не похож и близко. Время он распределяет так, чтобы хватало и на учебу, и на личную жизнь (его любимая девушка тоже студентка университета), и на увлечения: с удовольствием сидит за компьютером, занимается спортом, читает, пишет картины. И считает себя счастливым человеком. Хотя и признается: «Не хотел бы, чтобы мои дети были вундеркиндами. У меня ведь в детстве друзей не было. Одноклассники меня не обижали, но дружили со мной только, когда хотели контрольную списать, а после уроков игнорировали. Кому охота с мелюзгой возиться! А со своими сверстниками мне было скучно. Одно время я очень переживал по этому поводу, к счастью, позже в лицее нашел себе товарищей по интересам».
Талантам надо помогать?
В 4 года могилевчанка Виолетта Подошевко умела считать и читать. В 5 лет пошла в школу развития. Помимо математики и «речи», детям здесь преподают английский язык, ритмику и ИЗО. У маленькой Виолетты плотный график: из дома она уходит около семи утра, возвращается в половине восьмого вечера. Помимо школы, надо еще успеть в танцевальный кружок.
— Я вообще–то не считаю ее вундеркиндом, — смущается мама Виолетты Татьяна. — Просто она очень любознательная. Может быть, такая нагрузка ребенку и не нужна, но дочке все дается легко, занятия ей не в тягость, а в удовольствие. Я сама в детстве музыкальную школу терпеть не могла, а она дни считает до четверга, скорее бы снова сесть за пианино. Еще в хоре поет, рисовать любит. В школу развития она ходит два раза в неделю, так что времени и на отдых, и на игры со сверстниками хватает, а это, по–моему, очень важно.
Рисунки Виолетты я, сама когда–то занимавшаяся в художественной школе, разглядывала с интересом. Впечатлил «Полет гигантских птиц в вечернем небе». Не всякому 5–летнему ребенку придет в голову изобразить такое. Да и не каждый сможет. «У Виолетты действительно есть талант, — хвалит учитель рисования школы развития Елена Акулич. — Умеет правильно расположить композицию, видит пропорции, всегда привносит в работу что–то свое. Например, может совмещать несколько техник, добавить в рисунок аппликацию. И делает все очень аккуратно».
Глядя на умненького соседского ребенка, который из школы таскает одни «десятки», успевает дополнительно заниматься английским языком, спортом и побеждает на разных соревнованиях, мама, чадо которой даже в начальной школе не хватает звезд с небес, нет–нет да и вздохнет: «Везет же некоторым, такие дети у них толковые, не то что мой оболтус!» Другие родители, глядя, как «надрывается» тот самый вундеркинд, напротив, искренне ему сочувствуют: «Бедный, он ведь лишен главного — беззаботного детства». Так стоит ли радоваться, если ребенок в развитии намного опережает сверстников?
— Перед тем как отправлять детей первый раз в первый класс, мамы и папы консультируются с доктором, а в состоянии ли 6–летнее чадо справиться с учебной программой или ему лучше годик повременить со школой. Родители дошколят почему–то за помощью к педиатрам не обращаются. Им и в голову не приходит, что, стараясь вылепить из ребенка вундеркинда, они могут оказать ему медвежью услугу, — переживает главный педиатр Могилевской области Светлана Манышева. — Ведь все хорошо в меру, а перегрузки могут стать непосильным грузом для неокрепшей нервной системы ребенка, привести к нервным срывам, болезни. Так что родителям лучше не форсировать интеллектуальное развитие своих сыновей и дочерей.
...Вундеркиндом быть непросто. Помимо проблем со здоровьем, у умников и умниц могут быть сложности в общении. Разница в интеллектуальном развитии порой затрудняет контакты с другими детьми, и в результате маленький человечек страдает от одиночества. Психологи говорят, что стремление вырастить вундеркинда зачастую объясняется амбициозностью взрослых и продиктовано не столько родительской любовью, сколько непомерным честолюбием. Так это или нет — судить не мне. Да и лепить ли из ребенка вундеркинда — решать самим родителям. Главное, чтобы они при этом не забывали: хорошие мамы и папы должны стремиться к тому, чтобы их дети были здоровы и счастливы.
То и дело слышишь: ах, какие развитые нынче дети пошли. Спросишь у четырехлетнего малыша, как дела, так он вместо того чтобы смутиться и пролепетать дежурное «хорошо», выдаст что–то типа: «Как вам сказать, по–разному» или и того похлеще. Взрослые умиляются: «До чего ж умненький ребенок!» А родители, вдохновленные комплиментами, развивают кипучую деятельность, пытаясь вылепить из сына или дочки вундеркинда. Одним это удается, другие тратят усилия впустую. Но вот вопрос: чьи дети счастливее?
Компьютерные гении
Могилевчанина Володю Скуратовича с утра до вечера за книгами сидеть никто не заставлял. Он делал это по собственной инициативе, за что порой даже бывал наказан. Как только бабушка, перед сном читавшая внуку сказку, засыпала, 5–летний ребенок включал настольную лампу и продолжал читать сам. Примерно через полгода мальчик изучал уже не сказки, а научно–познавательные журналы и энциклопедии. И теперь все свободное время просиживает за книгами. Правда, есть у Володи — ныне одиннадцатиклассника Могилевского лицея Белорусско–Российского университета — и другая любовь — компьютер. Свой собственный родители подарили ему, когда мальчишке исполнилось 10 лет. В 13 Скуратович победил в республиканской олимпиаде по информатике. Причем среди более сотни соперников не было ни одного его ровесника, все — старшеклассники.
Жизнь не стоит на месте. В этом году на республиканской олимпиаде по информатике диплом I степени завоевал 11-летний мальчуган — пятиклассник гомельской СШ N 56
Гена Короткевич. До этого он дважды получал диплом II степени. Директор школы Андрей Вишневский своим учеником гордится: «Он уникальный. Башковитых одиннадцатиклассников, которые программированием зарабатывают на жизнь, на школьной олимпиаде по информатике обошел в два счета. А потом помогал учительнице проверять их работы. Да и по другим предметам у него полный порядок, побеждает на школьных олимпиадах по математике, английскому языку. И спортом занимается, мама только успевает отвозить его из одной секции в другую. При этом ребенок не перегружен, он очень шустрый, у него прекрасная память, вот и схватывает все на лету».
Вспоминайте иногда вашего студента
В родной деревне Браково, что под Могилевом, Ваню Сидоренко вундеркиндом звали с детства. А как по–другому, когда в 4 года ребенок уже пошел в школу. Ну да, первое время возился под партой с игрушечными машинками, но уже через полгода читал и писал не хуже, а то и лучше многих первоклашек–семилеток. А в 15 лет стал студентом Могилевского госуниверситета имени Кулешова.
— Вообще–то я мечтал о Военной академии, — признается парень, — но меня не взяли, сказали, мал еще. Да и с вузом проблема возникла, я ведь несовершеннолетний абитуриент был, без паспорта. Но ее, к счастью, решили.
Педагоги не скрывают: поначалу сомневались, осилит ли юное дарование сложную учебную программу, он ведь не куда–нибудь, на физмат замахнулся, а науки тут точные. Сидоренко не подвел. За 5 лет учебы не получил ни одной четверки, идет на красный диплом. С 3–го курса получает повышенную стипендию имени Франциска Скорины.
«Толковый парень, учится хорошо, пишет научные статьи, участвовал в международной математической конференции. Вот защитит дипломную работу, к нам же и вернется, собирается поступать в аспирантуру», — рассказывает заведующий кафедрой математического анализа Могилевского госуниверситета Николай Морозов.
20–летний Ваня на умника–зануду не похож и близко. Время он распределяет так, чтобы хватало и на учебу, и на личную жизнь (его любимая девушка тоже студентка университета), и на увлечения: с удовольствием сидит за компьютером, занимается спортом, читает, пишет картины. И считает себя счастливым человеком. Хотя и признается: «Не хотел бы, чтобы мои дети были вундеркиндами. У меня ведь в детстве друзей не было. Одноклассники меня не обижали, но дружили со мной только, когда хотели контрольную списать, а после уроков игнорировали. Кому охота с мелюзгой возиться! А со своими сверстниками мне было скучно. Одно время я очень переживал по этому поводу, к счастью, позже в лицее нашел себе товарищей по интересам».
Талантам надо помогать?
В 4 года могилевчанка Виолетта Подошевко умела считать и читать. В 5 лет пошла в школу развития. Помимо математики и «речи», детям здесь преподают английский язык, ритмику и ИЗО. У маленькой Виолетты плотный график: из дома она уходит около семи утра, возвращается в половине восьмого вечера. Помимо школы, надо еще успеть в танцевальный кружок.
— Я вообще–то не считаю ее вундеркиндом, — смущается мама Виолетты Татьяна. — Просто она очень любознательная. Может быть, такая нагрузка ребенку и не нужна, но дочке все дается легко, занятия ей не в тягость, а в удовольствие. Я сама в детстве музыкальную школу терпеть не могла, а она дни считает до четверга, скорее бы снова сесть за пианино. Еще в хоре поет, рисовать любит. В школу развития она ходит два раза в неделю, так что времени и на отдых, и на игры со сверстниками хватает, а это, по–моему, очень важно.
Рисунки Виолетты я, сама когда–то занимавшаяся в художественной школе, разглядывала с интересом. Впечатлил «Полет гигантских птиц в вечернем небе». Не всякому 5–летнему ребенку придет в голову изобразить такое. Да и не каждый сможет. «У Виолетты действительно есть талант, — хвалит учитель рисования школы развития Елена Акулич. — Умеет правильно расположить композицию, видит пропорции, всегда привносит в работу что–то свое. Например, может совмещать несколько техник, добавить в рисунок аппликацию. И делает все очень аккуратно».
Глядя на умненького соседского ребенка, который из школы таскает одни «десятки», успевает дополнительно заниматься английским языком, спортом и побеждает на разных соревнованиях, мама, чадо которой даже в начальной школе не хватает звезд с небес, нет–нет да и вздохнет: «Везет же некоторым, такие дети у них толковые, не то что мой оболтус!» Другие родители, глядя, как «надрывается» тот самый вундеркинд, напротив, искренне ему сочувствуют: «Бедный, он ведь лишен главного — беззаботного детства». Так стоит ли радоваться, если ребенок в развитии намного опережает сверстников?
— Перед тем как отправлять детей первый раз в первый класс, мамы и папы консультируются с доктором, а в состоянии ли 6–летнее чадо справиться с учебной программой или ему лучше годик повременить со школой. Родители дошколят почему–то за помощью к педиатрам не обращаются. Им и в голову не приходит, что, стараясь вылепить из ребенка вундеркинда, они могут оказать ему медвежью услугу, — переживает главный педиатр Могилевской области Светлана Манышева. — Ведь все хорошо в меру, а перегрузки могут стать непосильным грузом для неокрепшей нервной системы ребенка, привести к нервным срывам, болезни. Так что родителям лучше не форсировать интеллектуальное развитие своих сыновей и дочерей.
...Вундеркиндом быть непросто. Помимо проблем со здоровьем, у умников и умниц могут быть сложности в общении. Разница в интеллектуальном развитии порой затрудняет контакты с другими детьми, и в результате маленький человечек страдает от одиночества. Психологи говорят, что стремление вырастить вундеркинда зачастую объясняется амбициозностью взрослых и продиктовано не столько родительской любовью, сколько непомерным честолюбием. Так это или нет — судить не мне. Да и лепить ли из ребенка вундеркинда — решать самим родителям. Главное, чтобы они при этом не забывали: хорошие мамы и папы должны стремиться к тому, чтобы их дети были здоровы и счастливы.